Общие правила определения подведомственности в гражданском процессе. Правила и общие критерии определения подведомственности

Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Виды подведомственности:

    Единичная (исключительная) подведомственность (ведение дела относится к какому-либо одному органу).

Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении установления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов.

Таким образом, статьи и действующий Гражданский процессуальный кодекс и их соответствующие правовые положения будут заменены одной статьей и, следовательно, одним критерием предотвращения. Профилактика заключается в установлении компетенции одного судебного решения против другого, когда оба компетентны. Это одна из форм предпочтения, данная одному из этих суждений. Объясняет Кандидо Рангел Динамарко: Предотвращение - это концентрация в суде юрисдикции компетенции, которая абстрактно уже принадлежит двум или более, включая его.

Если причиной или причинами является обращение к любому из этих потенциально компетентных судей, то почему-то другие исключаются, и только тот, кому была конкретно назначена деятельность, остается компетентным. Латиноамериканский проэвенер означает прибыть раньше: судья, который прибыл первым, получив причину или ресурс, считается упреждающим.

    Множественная подведомственность (введение дела может может быть отнесено к различным органам).

Виды множественной подведомственности:

а). Договорная подведомственность (оп­ределяется взаимным соглашением сторон).

Например, подведомственный суду спор может быть передан на разрешение третейского суда.

Ценности, а также принципы могут столкнуться, однако, поскольку жесткое иерархическое упорядочение ценностей или принципов невозможно для всех случаев, определяющих пределы и масштаб основных прав, гибкий порядок является выполнимым и необходимым. Уже принцип неприменимости положения о юрисдикции гласит, что ни один судья не может быть вычтен из осуществления судебной функции. Процедурная парадигма только усиливает демократию, поскольку она сопровождается реальными механизмами увеличения присутствия граждан в рамках судебной системы и укреплением примеров, способных делить власть на определение содержания конституционного текста.

б). Императивная подведомственность (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определённой законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного (досудебного) порядка урегулирования спора).

Например, требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор.

Следует также отметить, что эта предполагаемая роль хранителя республиканских идеалов находится в руках очень закрытого органа, не прозрачного в его внутренних процедурах, вдали от участия граждан, с формами вербовки и продвижения в карьере с идеологическим фильтром и к анализу профиля производительности. Юрисдикация демократических дебатов или судебного посредничества в выражении народного суверенитета может, в зависимости от контекста каждой страны, привести к реальной опасности для демократии.

С другой стороны, в случае отношений с потребителями, пункт об избрании форума может быть признан недействительным с учетом налогового характера законов общественного порядка в соответствии с законодательством о потребителях при условии злоупотребления договорной оговорки, которая предусматривает форум для будущего и возможного спора между сторонами, понимаемый как тот, который эффективно предотвращает или препятствует судебной защите потребителя, тем более, что в этих случаях юрисдикция суждения, в которой проживает потребитель, считается абсолютной.

в). Альтернативная подсудность (подведомственность, которую по своему выбору определяет лицо, ищущее защиты своих прав, при этом круг органов, куда это лицо может обратиться, ука­зан в законе).

Если в порядке альтернативной подведомственности гражда­нин обращается за защитой своих прав в несудебный орган, то в дальнейшем он может обратиться за разрешением этого во­проса в суд.

Они заботятся о том, что законодательный орган принял меры для обеспечения стабильности правоотношений и, в целях отражения, обязывают стороны действовать в соответствии с принципами процедурной справедливости и состязательности и достаточной защиты. Термин «паркет», который относится к государственной прокуратуре, имеет французское происхождение, поскольку прокуроры короля, прежде чем стать магистратами и сидящими рядом с судьями, были на полу зала суда, а не на платформе бок о бок с сиделкой. Исторические записи сосредотачиваются на Парке как на древнем институте.

Критерии и правила определения подведомственности:

    характер спора (например, дела по экономическим спорам рассматривают арбитражные суды);

    субъектный состав (арбитражные суды разрешают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, и граждан – индивидуальных предпринимателей. Суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, если спор с участием данных субъектов не носит экономического характера и не отнесён к исключительной компетенции арбитражных судов));

    Для некоторых предшественник прокуратуры восходит к египетской цивилизации более четырех тысяч лет назад, представленной королевским магистратом в Египте. В классической Греции ученые ищут первоначальные черты Учреждения, в эфорах Спарты и в свете или тесмотетах.

    Все сроки, установленные для судьи, многие из тех, которые были предоставлены прокурору в ходе гражданского процесса и почти все, кто имеет помощников правосудия, являются ненадлежащими, именно потому, что такие лица выполняют публичные функции в процессе, когда у них есть обязанности, а не способности - будут счетчиком освобождают их от осуществления, в качестве наказания за не своевременное осуществление. «Нельсон Нери утверждает, что собственные сроки являются те, которые» установлены для выполнения процессуальных действий, чей отказ вызывает недостаток к тому, кто нарушил следствие, что это, как правило, эстоппель Для автора неправильные сроки - это те, которые установлены законом только как параметр для практики акта, и что их отказ не влечет за собой вредную ситуацию для того, кто этого не сделал, а только дисциплинарные санкции.

    наличие спора (т.е. спорность либо бесспорность права) – разграничивает подведомственность дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов. Например, органами ЗАГСа, нотариусами. Так, подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского со­стояния определяется наличием или отсутствием спора между супругами.

    Действие, практикуемое за пределами неуместного срока, является действительным и эффективным. Основное различие между ними состоит в том, что в надлежащие сроки несоблюдение процессуального бремени практического применения конкретного действия подразумевает типичные процедурные последствия.

    Современная доктрина имеет дело с трудной задачей построения новых интерпретирующих моделей. Враждебный и эгоистичный дискурс, указывающий на аксиологическую несовместимость между положительным текстом и конституционным общественным порядком, намеренно заброшен. В конце концов, необходимо извлечь из нормативного элемента все его возможности и сделать его совместимым, во что бы то ни стало, с действующей федеральной конституцией. Такое изменение перспективы требует постоянного критического мышления для достижения максимальной социальной эффективности.

При объединении в одном деле нескольких требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а дру­гие - арбитражному суду, дело подведомственно суду общей юрисдикции.

Подведомственность дел, возникающих:

    Из брачно-семейных отношений.

Расторжение брака производится:

    В органах записи актов гражданского состояния:

    Целью данного исследования является анализ правил, регулирующих юрисдикцию бразильского судьи, с учетом права иностранца; правила, которые составляют международную компетенцию, но не являются нормами международного права, а скорее внутренним публичным правом.

    Гражданский процессуальный кодекс. Однако на переднем плане, даже до такого анализа, важно знать основные понятия компетенции и юрисдикции, поскольку из этих понятий вытекает понятие международной компетентности. Предполагая, что суд не может нести ответственность за всю территорию, юрисдикция уважает границы каждого государства, отсюда и идея национальной и международной юрисдикции.

а). если есть взаимное согласие на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

б). по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг:

Признан судом безвестно отсутствующим,

Признан судом недееспособным.

Осуждён за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет.

Чтобы лучше анализировать компетенцию, мы должны классифицировать ее как конкурента, в которой это правило не исключает признания иностранной юрисдикции и исключительных случаев, когда только бразильское правосудие может позаботиться об этом вопросе. Обычно закон штата определяет случаи, когда юрисдикция страны является исключительной или конкурирующей. Кроме того, в дополнение к законодательству правила добросовестного международного сосуществования и уважения суверенитета государств заставляют других освобождать себя от осуществления юрисдикции над активами и интересами других государств.

  • Вопрос 11: Принцип диспозитивности в гражданском процессе.
  • 12. Принцип состязательности в гражданском процессе.
  • 13. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел.
  • 14. Непосредственность, устности и непрерывность судебного разбирательства: понятие и значение для рассмотрения и разрешения гражданских дел.
  • 2. Специфика правил ч. 2 ст. 157 состоит в том, что:
  • 3. Анализ правил ч. 3 ст. 157 позволяет сделать ряд выводов:
  • 15. Понятие гражданских процессуальных правоотношений и их особенности.
  • 2.1. Понятие и структура гражданских процессуальных правоотношений
  • 16. Гражданская процессуальная форма.
  • 17. Основания возникновения гражданских процессуальных правоотношений.
  • 18. Субъекты гражданских процессуальных отношений и их классификация.
  • 19. Лица, участвующие в деле: права и обязанности.
  • 20. Понятие сторон в гражданском процессе.
  • 21. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.
  • 22. Понятие ненадлежащей ответчика, условия и порядок его замены.
  • 24. Процессуальное правопреемство.
  • 25. Понятие третьих лиц в гражданском процессе и их виды.
  • 27. Tретьи лица, не заявляющие самостоятельных требования относительно предмета спора.
  • 28. Процессуальный статус прокурора.
  • 29. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения. Значение заключения для рассмотрения и разрешения гражданского дела.
  • 30. Понятие судебного представительства и его виды. Лица, которые не могут быть представителями в суде.
  • 31. Полномочия представителя в суде и порядок их оформления.
  • 32. Понятие подведомственности. Общие правила судебной подведомственности.
  • 2. В гражданском процессе общие правила подведомственности суду дел закреплены в законе применительно к следующим видам судопроизводства:
  • 33. Понятие подсудности и виды. Отличия от подведомственности.
  • 34. Родовая подсудность дел мировому судье. Родовая подсудность дел федеральным судам и судам общей юрисдикции.
  • 35. Родовая подсудность дел военным судам и иным специализированным судам.
  • 36. Родовая подсудность дел верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.
  • 37. Родовая подсудность дел Верховному суду рф.
  • 38. Виды территориальной подсудности. Подсудность по выбору истца. Исключительная подсудность.
  • 39. Порядок передачи дела в другой суд.
  • 40. Судебные расходы и их виды.
  • 41. Освобождение от уплаты государственной пошлины. Отсрочка. Рассрочка уплаты государственной пошлины и уменьшение ее размера.
  • 42. Судебные штрафы.
  • 43. Процессуальные сроки и их виды.
  • 44. Понятие судебных доказательств и их признаки.
  • 45. Классификация судебных доказательств.
  • 46. Предмет доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию. Предмет судебного доказывания
  • 47. Представление и истребование доказательств.
  • 48. Основания для освобождения от доказывания.
  • 49. Относимость и допустимость доказательств.
  • 50. Судебные поручения. Порядок выполнения.
  • 51. Обеспечение доказательств и его значение для рассмотрения и разрешения дела.
  • 52.Свидетельские показания. Обязанности и права свидетеля. Допрос свидетеля. Свидетельский иммунитет.
  • 53. Письменные доказательства: понятие, классификация, исследование. Возвращение письменных доказательств. Подложность доказательств.
  • 54. Вещественные доказательства: понятие, осмотр и исследование, хранение.
  • 55. Аудио – и видеозаписи как средства доказывания.
  • 56. Экспертиза в гражданском процессе и ее виды.
  • 57. Заключение эксперта. Его права и обязанности.
  • 58. Судебные извещения и вызовы. Надлежащее уведомление и его назначение.
  • 59. Понятие иска и его элементы.
  • 60. Классификация исков в гражданском процессе.
  • 61. Тождество исков в гражданском процессе.
  • 62. Право на иск и право на предъявление иска.
  • 63. Процессуальные средства защиты интересов ответчика.
  • 64. Изменение иска. Отказ от иска. Признание иска. Мировое соглашение.
  • 65. Обеспечение иска. Меры по обеспечению
  • 66. Возбуждение гражданского дела. Форма и содержание искового заявления. Правовые последствия возбуждения.
  • 67. Принятие искового заявления. Основания для отказа в принятии искового заявления.
  • 68. Возвращение искового заявления: основания и процессуальные последствия.
  • 69. Оставление искового заявления без движения: основания и процессуальные последствия.
  • 70. Цель, задачи и значение подготовки дела к судебному разбирательству.
  • 71. Действия сторон и судьи по подготовке дела к судебному разбирательству.
  • 72. Предварительное судебное заседание и его значение.
  • 73. Судебное разбирательство и его части.
  • 75. Прекращение производства по делу.
  • 76. Оставление заявления без рассмотрения.
  • 77. Понятие и виды судебных постановлений.
  • Вопрос 78: Требования, предъявляемые к судебному решению.
  • Вопрос 79: Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.
  • Вопрос 80: Законная сила судебного решения.
  • Вопрос 81: Понятие и сущность приказного производства. Понятие судебного приказа. Требования, по которым выдается судебный приказ.
  • Вопрос 82: Основания для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Порядок вынесения судебного приказа. Отмена судебного приказа.
  • Вопрос 83: Заочное производство.
  • Вопрос 84: Понятие и сущность производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
  • Вопрос 85: Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений.
  • Вопрос 86: Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.
  • 88.Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан рф.
  • 89. Понятие и сущность особого производства
  • 90.Установление фактов, имеющих юридическое значение.
  • 91. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим.
  • 92.Усыновление (удочерение) в судебном порядке.
  • 93.Ограничение дееспособности гражданина. Признание гражданина не дееспособным.
  • 94.Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация).
  • 95. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
  • 96.Установление неправильности записей актов гражданского состояния. Особенности рассмотрения заявлений о совершение нотариальных действий или об отказе их совершения.
  • 97.Востановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам(вызывное производство)
  • Вопрос 98. Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар, принудительное психиатрическое освидетельствование.
  • Вопрос 100 Право апелляционного обжалования судебных постановлений (субъекты объекты).
  • Право апелляционного обжалования
  • Вопрос 101 Порядок и сроки Апелляционного обжалования
  • Порядок апелляционного обжалования судебных решений
  • Вопрос 102. Процессуальный порядок рассмотрения дела в апелляционной инстанции. Пределы рассмотрения
  • 3. Процессуальный порядок рассмотрения дела в апелляционной инстанции
  • Вопрос 103. Полномочия суда апелляционной инстанции Определение суда апелляционной инстанции. Полномочия суда апелляционной инстанции
  • 2. В апелляционном определении должны быть указаны:
  • Вопрос 104. Кассационное производство понятие и сущность. Сроки и порядок подачи кассационной жалобы, представления.
  • Вопрос 105 Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
  • Вопрос 106. Процессуальный порядок рассмотрения дел в кассационной инстанции. Пределы смотрения.
  • Вопрос 107 полномочия суда кассационной инстанции. Постановление суда кассационной инстанции.
  • 108 . Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции.
  • 1. Суды надзорной инстанции
  • 2. Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения
  • 109 . Полномочия суда надзорной инстанции и основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.
  • 110 . Основания для пересмотра по вновь открывшимся и новым обстоятельствам постановлений суда. Отличие вновь открывшихся обстоятельств от новых обстоятельств и новых доказательств.
  • 111 . Процессуальный порядок рассмотрения заявлений о пересмотре дела по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
  • 32. Понятие подведомственности. Общие правила судебной подведомственности.

    1. Гражданские дела весьма разнообразны. В законе и иных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень подведомственных суду гражданских дел. Поэтому в ГПК закреплены общие правила подведомственности суду гражданских дел и отдельные исключения из этих правил.

    «Юрисдикция - это совокупность юрисдикционных атрибутов каждого органа или группы органов, установленных Конституцией и законом». Другими словами, контроль является мерилом юрисдикции в деятельности судебных органов. Это определение следует понимать с двух точек зрения: во-первых, это просто означает, что юрисдикция является результатом разделения судебной работы, которая представляет собой сумму юрисдикции, которую каждый судья осуществляет в каждом случае, поскольку каждый судья обладает всеми полномочиями судить, поскольку инвестиции судьи не подчиняются разграничениям.

    Общие правила подведомственности гражданских дел - это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.

    Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. I ст. 37 ГПК. К ним относятся:

    а) наличие спора о праве:

    Согласно второму, поскольку юрисдикция является государственной властью, каждый судья имеет право говорить по закону, но осуществление этой власти дисциплинировано законом. Либман утверждает, что юрисдикция является процессуальным требованием, требованием обоснованности процесса и его действий. Судья без компетенции не может выполнять какую-либо деятельность, только заявляет о своей собственной некомпетентности.

    Однако суд не может нести ответственность за всю национальную территорию. Таким образом, законодательство вводит ограничения на осуществление юрисдикции, с тем чтобы обеспечить более гибкую и лучшую справедливость. По словам датчан, юрисдикция - это функция, осуществляемая государством через соответствующих агентов, судей, в целях императивного решения межличностных или сверхличностных конфликтов и для других областей процедурной системы.

    б) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование:

    в) субъектный состав спорного правоотношения.

    Судам обшей юрисдикции , как правило, подведомственны дела по спорам о праве. Дела, в которых нет спора о праве, как правило, разрешаются в административном порядке и судам неподведомственны. Например, при отсутствии спора о праве нотариус может выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов. Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, дела бесспорного характера могут быть предметом судебного разбирательства.

    Поэтому можно сказать, что это функция государства, предназначенная для императивного разрешения конфликтов посредством действия воли права. Именно он обладает способностью решать императивно и навязывать решения. Юрисдикция, наряду с законодательством, является правовой деятельностью государства, которая в основном связана с судебными действиями.

    Согласно Аде Пеллегрини, Кандидо Рангелу Динамарко и Антонио Арауджо Синтре, юрисдикция - это сила, активность и функция. Как власть - это проявление государства, которое решительно решает и навязывает свои решения. В качестве функции он выражает роль государственных органов в содействии умиротворению отдельных конфликтов через этот процесс. И как деятельность, это действия судей в процессе, выполняя функцию принятия решений.

    В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового производства и иных видов производств.

    По общему правилу к ведению судов общей юрисдикции отнесены споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Вместе с тем ряд дел. возникающих из указанных выше правоотношений, в случаях, предусмотренных актами законодательства, разрешаются иными юрисдикционными органами.

    Необходимость ограничить полномочия каждого государства, тем самым устанавливая международную компетенцию, обусловлена ​​тремя причинами. Невозможность или трудности в соблюдении определенных иностранных судебных решений национальных судей. Нехватка многих конфликтов перед лицом интересов государства.

    Удобство поддержания уважительных отношений с другими государствами. Государственное законодательство обычно определяет случаи, когда юрисдикция страны является исключительной, то есть решение или любое определение не будут соблюдаться на национальной территории. Исключение международной юрисдикции судебного органа страны за невыполнимость исполнения представляет собой обратную сторону исключительности международной юрисдикции судей другой страны.

    Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. В порядке исключения в случаях, установленных ГПК и другими нормативными актами, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (например, споры о прекращении деятельности политических партий, религиозных организаций и т.д.).

    Ни одно государство не может быть разумным и практически невозможным осуществлять свою власть над всеми мировыми конфликтами. Поэтому внутреннее право регулируется критерием интереса к разрешению конфликтов, устанавливающим компетенцию его судей только для судебных разбирательств, которые могут вмешиваться в общественный порядок.

    Исключение из соображений международного сосуществования. Правила хорошего международного сосуществования приводят государства к суверенитету других, освобождая себя от осуществления юрисдикции над товарами и интересами других государств. Следовательно, иммунитеты к юрисдикции.

    Суды обшей юрисдикции рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица (ст. 541 ГПК).

    Таким образом, наличие спора о праве, характер и субъектный состав спорного правоотношения - основные критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность суда дел в гражданском процессе. Из этих правил установлены некоторые исключения. Отдельные категории дел, которые в соответствии с общими правилами должны были бы рассматриваться судом, отнесены к ведению других юрисдикционных органов.

    2. В гражданском процессе общие правила подведомственности суду дел закреплены в законе применительно к следующим видам судопроизводства:

    а) исковое производство;

    б) производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;

    в) особое производство;

    г) приказное производство.

    3. В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:

    по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин. за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций (п. 1 ч. I ст. 37 ГПК);

    по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами (п. 2 ч. I ст. 37 ГП К);

    другие дела искового производства, отнесенные законодательством к компетенции судов (ч. II ст. 37 ГПК).

    Подведомственность судам дел искового производства в общем плане можно определить методом исключения: судам подведомственны все дела искового производства кроме тех. которые нормой права отнесены к ведению иных юрисдикционных органов.

    4. В соответствии со ст. 335 ГПК судам подведомственны следующие дела, возникающие из публично-правовых отношений:

    по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

    по жалобам на отказ внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

    но жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

    по жалобам на действия (бездействие) государственных органов, организаций и должностных лиц. ущемляющих права граждан:

    по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе:

    иные дела, во шикающие и (административно-правовых отношений в случаях, предусмотренных законом.

    Не подлежат обжалованию в суд обшей юрисдикции решения государственных органов и должностных лиц. имеющие нормативный характер, проверка законности которых отнесена к ведению Конституционного Суда Республики Беларусь.

    5. Согласно ст. 361 ГПК в порядке особого производства рассматриваются следующие гражданские дела, подведомственные суду:

    об установлении фактов, имеющих юридическое значение:

    о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

    о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;

    об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным:

    о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;

    о признании наследства выморочным;

    о восстановлении прав по документам на предъявителя;

    о принудительной госпитализации и лечении граждан;

    об усыновлении (удочерении) ребенка:

    о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;

    о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий.

    В случаях, предусмотренных законом, суды в порядке особого производства вправе рассматривать и другие дела (ч. II ст. 361 ГПК).

    Не подлежат рассмотрению судом факты, имеющие юридическое значение, если законодательством предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления, и заявитель имеет возможность получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты (ст. 363 ГПК). Так. суды не вправе в порядке особого производства устанавливать факты принадлежности лицу паспорта и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния, поскольку законодательством для установления таких фактов предусмотрен административный порядок.

    6. В ст. 394 ГПК дан перечень дел приказного производства, подведомственных суду.

    Приказное производство осуществляется в судебном порядке в случаях, если требование основано на:

    1) нотариально удостоверенной сделке:

    2) протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенным нотариусом:

    3) заявлении о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, если это не связано с установлением отцовства или необходимостью привлечения третьих лиц;

    4) заявлении о взыскании с граждан налогов и сборов в доход государства:

    5) заявлении о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы:

    6) заявлении о взыскании расходов по розыску ответчика или должника.

    7) заявлено требование страховщика (страховой организации) о взыскании задолженности по договору страхования:

    8) заявлено требование о взыскании задолженности за пользование электроэнергией по договору энергоснабжения;

    9) заявлено требование арендодателя о взыскании задолженности по договору проката:

    10) заявлено требование о взыскании задолженности за услуги связи:

    11) заявлено требование о взыскании в пользу территориальных медицинских объединений средств, затраченных на лечение потерпевших по рассмотренным уголовным делам:

    12) заявлено требование о взыскании задолженности в пользу Фонда социальной зашиты населения Министерства труда и социальной зашиты Республики Беларусь;

    13) заявлено требование о взыскании расходов, затраченных государством на содержание имен, находящихся на государственном обеспечении, с лица, обязанного возмещать такие расходы, не работающего либо работающего, но не в полном объеме в течение 6 месяцев возмещающего в добровольном порядке по его заявлению указанные расходы;

    14) заявлено требование о взыскании с нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков и членов их семей задолженности по оплате за пользование жилым помещением, техническое обслуживание и коммунальные услуги, по отчислениям средств на капитальный ремонт жилого дома.

    Указанный в законе (ст. 394 ГПК) перечень дел приказного производства, подведомственный суду, носит исчерпывающий характер.

    Требование не подлежит рассмотрению в приказном производстве, если возник спор, который невозможно разрешить на основании представленных документов.

    7. Суды обшей юрисдикции правомочны рассматривать и другие дела, отнесенные законодательством к их компетенции.

    Ввиду количественного и качественного разнообразия гражданских дел на практике имеются трудности при разграничении подведомственности дел между судами и иными юрисдикционными органами.

    error: