Методы изучения книжного фонда библиотеки. Статистический анализ библиотечного фонда МУ«Кемская МРБ» за г.г

Анализ состава книжного фонда, аудиовизуальных материалов и электронных изданий по различным отраслям знаний в специализированных детских библиотеках МБУ «ЦБС Елабужского муниципального района»

по итогам 2013 года

Цель : Всесторонне изучить состав, движение и использование книжного фонда детских библиотек города Елабуга и проанализировать на соответствие требованиям обслуживания детей-инвалидов.

М етод изучения : математический метод.

1.Общая характеристика библиотеки

Елабуга - город с населением 72,1 тыс. человек, детское население в возрасте от 0 до 14 лет - 14210 человек, от 0 до 17 - 17082 человек.

В состав МБУ «ЦБС Елабужского муниципального района» входят две специализированные детские библиотеки: Центральная детская библиотека детская библиотека-филиал №3.

Детские библиотеки Елабуги выполняют социальный муниципальный заказ, предоставляя своим пользователям информационные ресурсы и сопровождая их в мире книг и информации. Сегодня библиотеки для детей - неотъемлемый компонент социокультурной инфраструктуры местного сообщества. Она осуществляет актуальную миссию по предоставлению информации, необходимой для успешного существования в обществе, где роль знаний, образованности, информированности постоянно растет.

Основные показатели по итогам 20013 года:

наименование

книжный фонд

читатели

посещения

книговыдача

Центральная детская библиотека

Детская библиотека, филиал №3

В зоне обслуживания центральной детской библиотеки находятся: 5 детских садов, 4 средние общеобразовательные школы, 1 детская музыкальная школа, 1 детская художественная школа.

В зоне обслуживания детской библиотеки-филиала №3 находятся: 10 детских садов, 8 средних общеобразовательных школ, 1 детская музыкальная школа, 1 детская художественная школа.

Охват библиотечным обслуживанием детей до 14 лет в городе составляет 64,9%.

Сегодня детские библиотеки имеют автоматизированные рабочие места, могут использовать в своей работе не только фонды, но и компьютеры, копиры, мультимедиа проекторы, ресурсы Интернет, электронную почту.

2. Изучение объема библиотечного фонда детских библиотек.

Основным ресурсом любой библиотеки является ее фонд. Библиотечный фонд определяет содержание, полноту, качество удовлетворения и развития информационных потребностей пользователей - читателей библиотеки.

Количественный и видовой состав фонда:

Всего

Книжный фонд

Аудиовизуальные материалы и электронные издания

Периодич. изданий

Видовой состав фонда достаточно однороден. В основном это печатные издания на русском и татарском языках. Доля аудиовизуальных материалов и электронных изданий составляет всего-59 экз. Количество электронных изданий зависит от степени компьютеризации библиотеки, в настоящее время, когда библиотеки компьютеризированы, следует стремиться к значительному увеличению этого вида документов в общей структуре фонда.

Периодические издания, выписываемые библиотеками, стали ставить на индивидуальный учет с 2010 годы и списывать через 5 лет.

Состав фонда по отраслям (%)

е-н, матем., медицина

Ис-во, спорт

Языковый состав фонда:

На рус.яз.

На тат.яз

Минимальный объем фонда книг и других носителей информации в детской библиотеке определяется по следующей формуле.

Фб = К x Н,

Фб - фонд библиотеки;

К - книгообеспеченность на душу населения (по нормативу, установленному Модельным стандартом деятельности общедоступной муниципальной библиотеки - в городах - от 5 до 9 экз. на одного жителя);

Н - численность детского населения

Рассчитаем минимальный объем фонда в детских библиотеках г. Елабуга:

7 х 14210= 99470 экз.

Это меньше имеющегося библиотечного фонда на 12 803 экз.

3. Движение фонда.

Важный показатель комплектования и обслуживания - количество новых поступлений. Оно должно определяться из расчета 250 книг на 1000 жителей или в зависимости от числа книговыдач за предыдущий период по формуле, рекомендуемой сотрудниками РНБ, в качестве «норматива» здесь выступает величина 0,038 W, где W- размер годовой книговыдачи (п.7.1. «Руководство для детских библиотек России») Для наших библиотек по данному «нормативу» это -5900 книг ежегодно.

Количество поступлений

Всего

Книг

Аудиовизуальные материалы

Электронные издания

Периодич. изданий

2012 2012

Пытаясь заполнить пробелы в комплектовании, детские библиотеки делают ставку на активное использование периодических изданий. Они составляют в среднем 40% новых поступлений.

60 наименований периодических изданий получали детские библиотеки в 2012 году, 73 наименования в 2013 году. Для инвалидов в 2013 году было получено 32 экз. журналов (5 комплектов). Это журналы для слепых и слабовидящих «Наша жизнь» и «Школьный вестник» с укрупненным шрифтом и по Брайлю.

Количество поступлений по отраслям (всего и % к общему поступлению)(через косую черту-периодика)

е-н, матем., медицина

Ис-во, спорт

Всего в т.ч. периодика

всего в т.ч. периодика

Количество поступлений на языках

На рус.яз.

На тат.яз.

Выбытие из фонда

Обновляемость фонда (О):

О=Фнов-Фвыб/Ф*100%

Надежность фонда может быть обеспечена только в том случае, когда имеется стойкая тенденция к преобладанию объема ввода изданий над объемом вывода. Ведь сокращение новых поступлений не может способствовать удовлетворению читательских потребностей. По рекомендации ИФЛА, фонд общедоступной библиотеки должен обновляться в течение 10 лет и в нем должны присутствовать 10% книг, изданных за последние 2 года, 30-40% книг, изданных за последние 5 лет. Таким образом, желательно, чтобы в фонд ежегодно попадало не менее 5% изданий текущего года.

В детские библиотеки Елабуги в 2013 году поступило (даже с учетом периодики) всего 1,9 % изданий; в 2012 году- 1,7 %; всего 1,8% изданий поступило за последние 2 года.

Обновляемость фондов детских библиотек нулевая. Ухудшаются не только количественные, но качественные показатели книжного фонда, т.к. на протяжении нескольких лет фонд не обновляется.

Обновление фонда - это один из важнейших показателей качественной оценки деятельности библиотеки, процесс его формирования путем приобретения новых документов и исключения ветхих, утративших читательский спрос. Коэффициент обновляемости - важнейший показатель качества комплектования фондов и обслуживания пользователей - должен составлять 3% от объема фонда библиотеки.

4. Анализ использования фонда детских библиотек

Количество читателей

всего

Книговыдача

е-н, матем., медицина

Ис-во, спорт

Книговыдача измеряется в экземплярах, выданных пользователям изданий. Сведения о ней содержатся в документах учета обслуживания пользователей (читательские формуляры, дневник работы библиотеки и др.).

Динамика роста фонда, книговыдачи и числа читателей в2012-2013 гг.

Для анализа динамики библиотечного фонда, книговыдачи и числа читателей рассчитывались темпы роста этих показателей

Темп роста вычисляется по формуле:

Тр= Значение показателя за последующий год

Значение показателя за предыдущий год

Трф= 86667 = 1,01 (темп роста величины документного фонда)

Тра = _9220 = 1,004 (темп роста числа читателей)

Трв = _155499 = 1 (темп роста книговыдачи)

Трв<Тра = Трф

(1 < 1,004 = 1,01)

Такое соотношение темпов роста показателей свидетельствует, что рост фонда соответствует росту читателей. Темпы роста книговыдачи соответствует темпам роста фонда и читателей.

Обращаемость фонда (Об)

Об=Ч/К;Об=В/Ф

1 , 8

Обращаемость показывает интенсивность использования БФ. Нормативные границы показателя обращаемости документного фонда - от 1,3 до 2,5.

Обращаемость фонда детских библиотек больше нижней границы норматива, но все же, недостаточна. В фонде есть литература, которая не используется читателями. Возможно это устаревшая по содержанию отраслевая литература или ветхая детская литература.

Детские библиотеки города испытывают острый дефицит новой, современной художественной литературы для подростков жанра фэнтези, приключенческая литература, фантастика и др.

Не надо думать, что современные подростки не читают книги, отдавая предпочтение компьютеру,телевизору и прочим электронным развлечениям. На самом деле это далеко не так. Большая часть подростков все же любят книги.

Читаемость фонда (Ч):

Ч=В/А

Читаемость (Ч) определяется как количество экземпляров документов, прочитанных одним читателем за определенный период времени. Читаемость ниже средней говорит о том, что фонд в целом не удовлетворяет потребностей читателей, хотя это явление может быть вызвано и другими причинами, определить которые можно путем анализа статистической отчетности.

Средний показатель читаемости книжного фонда равен 22,1.

Средняя читаемость в детских библиотеках 17, читаемость низкая. Но это общероссийская тенденция. Наши дети стали читать меньше. Отчасти это связано с развитием мультимедийных технологий и упрощением доступа к информации. Решение этой проблемы лежит в плоскости создания электронных библиотек, электронных каталогов, полнотекстовых баз данных и облегчения доступа к ним. А также особое значение в привлечении читателей к фондам библиотек играет формирование их информационной культуры.

Книгообеспеченность (К)

К=Ф/А

Средний показатель книгообеспеченности по детским библиотекам города составил 9,4. В России принят нормативный минимум книгообеспеченности на одного пользователя библиотеки - 12 экз./чел.


о недостаточном ассортименте книг для читателей.

5. Анализ показателей структуры

Коэффициент укомплектованности (Кук)

Кук=Фопл/Ф*100%

ис-во,спорт

Коэффициент использования отраслевых разделов фонда (Кисп)

Кисп=Вопл/В*100%

ис-во,спорт

Коэффициент соответствия (Кс):

Кс=Кисп/Кук

Вывод об использовании отдела

Активно используется

Сверхактивно используется

Сверхактивно используется

Ис-во,спорт

Пассивно используется

Пассивно используется

Активно используется

Активно используется

Исходя из данной таблицы можно сделать выводы об интенсивности использования фондов отраслевых отделов. Активно используемыми отделами считаются те, Кс которые колеблется от 0,8 до 1,3, пассивно используемыми — при Кс ниже 0,8 сверхактивными — Кс которых выше 1,3. В итоге даются рекомендаций для совершенствования комплектования.

Причины образования пассивной части фонда: литература ветхая и устаревшая по содержанию в отраслевых отделах фонда мало спрашивается читателями в детских библиотеках, литература на 80% устаревшая по содержанию, 80-90-х гг издания.

Отраслевой профиль фондов детских библиотек не скоординирован. Наполнение отраслевых отделов оставляет желать лучшего. С одной стороны такая ситуация связана с книгоиздательской политикой, а с другой зависит от качества комплектования и финансовых средств. В результате дети-читатели не знакомы с новыми полноценными изданиями для детей.

5. Обобщение полученных данных

Статистические данные позволяют определить основные показатели библиотечной деятельности читального зала ЦБ за 2010г.

Показатель

Детские библиотеки

Норматив

Книгообеспеченность

1 пользователя (экз.)

Читаемость библиотечного фонда

Обращаемость библиотечного фонда

Для анализа динамики библиотечного фонда, книговыдачи и числа пользователей рассчитывается темп роста: а) фонда; б) книговыдачи; в) читателей.

На 01.01.2014 г. образуется соответствующий динамический ряд:

Динамика показывает соотношение темпов роста показателей и свидетельствует, что рост фонда соответствует росту читателей. Темпы роста книговыдачи соответствует темпам роста фонда и читателей.

Темпы роста основных показателей низкие, это требует принятия управленческих решений по формированию имиджа библиотеки, усиление работы по продвижению книги путем проведения мероприятий вне стен библиотеки, улучшение как индивидуальной, так и массовой работы с читателями, привлечение удаленного пользователя, совершенствование информационной работы и т. д.

Современный читатель стал пользователем. Для него Сеть - глобальное информационное поле - является первоочередной отправной точкой поиска информации и знаний. Все чаще информация черпается в виртуальной среде, т. е. вне библиотечного пространства.

Объективной причиной снижения числа пользователей является также уменьшение детского населения, а также недостаточное финансирование.

На приобретение книг и периодических изданий было использовано:

124 071 р.57 коп.

176 907 р. 45 коп

А это -18-19 рублей на 1 читателя-ребенка.

Недостаток бюджетных средств сказывается на материально-технической базе, проблемах сохранности библиотечного фонда, повышении профессиональной подготовки и переподготовки библиотечных кадров (этого требует и компьютеризация библиотек).

Фонды детских библиотек пополняются из разных источников:

  1. дары от читателей;
  2. покупка изданий на вырученные средства от платных услуг;
  3. приобретение на средства, выделенные из местного бюджета;
  4. приобретения на федеральные и республиканские средства;
  5. подписка;
  6. перераспределение внутри ЦБС;
  7. книги, принятые взамен утерянных;
  8. привлечение спонсорских средств.

    6. Выводы по анализу

  • Постоянно растущие цены на книжную продукцию, подписку на периодические издания, библиотечную технику сильно тормозят пополнение фонда детских библиотек. Необходимо увеличение государственных ассигнований для пополнения фонда. Требуется увеличение средств внебюджетного финансирования. Расширение круга спонсоров, благотворительная помощь, развитие сотрудничества с книготорговыми организациями. Необходимы затраты на новое электронное оборудование для полноценного и оперативного удовлетворения читательских запросов.
  • Тем не менее, библиотеки продолжают оставаться востребованными. Услугами библиотек пользуется каждый второй ребенок
  • Библиотечные фонды детских библиотек города составляют 86667 экз., что ниже норматива на 14, 8 %. Для библиотеки расположенной в городе, этот объем фонда недостаточен.
  • Низкая книгообеспеченность в детских библиотеках свидетельствует
  • о недостаточном ассортименте книг для читателей
  • Наибольший процент фонда это издания 10-20-летней давности, многие из них потеряли актуальность, устарели по содержанию. Практикой установлено, что книги и др. источники информации (имеется ввиду познавательная литература) теряют актуальность через 2-5 лет.
  • Количество поступлений новой литературы в 4 раза ниже, чем рекомендовано нормативом.
  • В связи с незначительными поступлениями новой литературы в фонд динамика роста фонда незначительная. Обновляемость фонда нулевая. Это приводит к его качественному и количественному ухудшению, возрастает количество отказов.
  • В фондах отсутствует литература для такой категории пользователей как слепые и слабовидящие дети. Два журнала вряд ли спасут ситуацию.
  • Данная ситуация с комплектованием книжного фонда приводит к оттоку читателей из библиотеки и особенно жителей с ограничениями по зрению.
  • Читаемость ниже средней (17) говорит о том, что фонд в целом не удовлетворяет потребностей читателей.
  • Отраслевой профиль фондов детских библиотек не скоординирован. Наполнение отраслевых отделов оставляет желать лучшего. В результате читатели не знакомы с новыми полноценными изданиями для детей.
  • Оправдано стремление детских библиотек заполнить пробелы в комплектовании периодическими изданиями. Они составляют в среднем 40% новых поступлений.
  1. Книжные фонды детских библиотек необходимо докомплектовать познавательной литературой для детей разного возраста, а также справочной литературой. Но не следует приобретать новые однотипные издания, если есть аналогичные более поздних лет, создавая так называемую скрытую дублетность.
  2. Фонд необходимо докомплектовать электронными изданиями и аудиовизуальными материалами в помощь обслуживаю незрячих пользователей, а также «говорящими» книгами и флеш-картами для незрячих читателей.
  3. Необходимо увеличить комплектование библиотек новыми современными художественными изданиями для подростков жанра фэнтези, приключенческая литература, фантастика и др.
  4. Списать устаревшую, не пользующуюся спросом литературу. Искусственное сдерживание вывода из фонда изданий, переставших пользоваться спросом, приводит к увеличению пассивной части фонда, к падению эффективности использования фонда.
  5. Непрофильные издания необходимо передать в обменно-резервный фонд ЦБС для перераспределения в другие библиотеки-филиалы.
  6. Пересмотреть подписку на периодические издания и дополнительно выписать детские познавательные журналы по технике и естествознанию, и дополнительно выписать журнал или газету для слепых и слабовидящих пользователей.
  7. Особое значение в привлечении читателей к фондам библиотек играет формирование их информационной культуры, поэтому необходимо усилить работу по пропаганде ББЗ и по продвижению книг путем проведения мероприятий
  8. Провести более углубленный анализа фонда, используя дополнительные индикаторы:

    1. Удовлетворенность пользователей. Общая удовлетворенность или удовлетворенность отдельными услугами. Метод измерения - опрос.

    2.Оперативность комплектования. Период времени между датой публикации документа и поступления в библиотеку.

    3.Оперативность обработки книг. Период времени между датой поступления книги в библиотеку и расстановкой на полке.

    4.Доступность. Доля материалов, с которыми пользователь может работать непосредственно в библиотеке или которые может получить на дом.

    5.Поиск по названию. Соотношение названий, которые ищет пользователь, с названиями, занесенными в каталог.

    Таким образом, всестороннее изучение книжного фонда детских библиотек математическим мето-дом помогло в изучении его использования, в выявлении ошибок в комплектовании, в получении информации о качестве фонда, в принятии управленческих решений по самым разным аспектам.

    Зав. информационно-библиографическим отделом: В. Мухсинова

В ходе изучения выявляют документы, которые требуют усилить их пропаганду среди абонентов, увеличить или сократить их экземплярность, исключить из фонда, передать на другой уровень хранения. Чем меньше объем фонда, тем чаще он должен изучаться.

Отдел комплектования - составляет план изучения состава и использования фонда, рассчитанный на определенный срок, длительность которого зависит от величины фонда, количества библиотекарей и времени, которое они могут уделять этому процессу .

Технологически изучение фонда делится на этапы.

На подготовительном этапе определяют очередность, сроки, исполнителей. Составляют и утверждают календарный график выполнения операций, подготавливают учетно-отчетные материалы о составе, величине, движении фонда и его использовании, отказах абонентам, готовят бланки учетной документации, таблицы анализа фонда, подбирают соответствующие библиографические пособия, инструктируют и обеспечивают нужными материалами исполнителей.

На втором этапе приступают непосредственно к изучению намеченного раздела фонда - его состава, величины, характера использования.

Третий этап - обработка и анализ данных, полученных в ходе изучения. С ними на производственных совещаниях знакомят всех библиотекарей, которым эти сведения необходимы в их производственной деятельности. На этом этапе принимают решения по вторичному отбору в изученной части фонда.

Заключительный этап - проведение принятых решений в жизнь .

Очередность изучения подфондов (разделов фонда) определяется актуальностью тематики, подлежащей изучению, активностью спроса, состоянием сохранности, сменой сотрудников и тому подобными факторами. При этом может оказаться правомерным, что одни части фонда изучаются чаще, основательнее, разностороннее, чем другие.

Показатели: Показателем надежности фонда является коэффициент удовлетворения запросов за анализируемый период (месяц, квартал, год), определяемый отношением числа удовлетворенных запросов к общему числу поступивших запросов. Надежность фонда проявляется в его полноте, готовности к эксплуатации, безотказности функционирования, долговечности, пригодности ремонту .

Расчет экземплярности: число читателей умножить на средний срок пребывания учебника на руках и все это разделить на количество дней жизни документа.

Библиотечный фонд равен книговыдаче умноженной на количество читателей.

Обращаемость библиотечного фонда. Показатель определяется по формуле количество выданных читателям в течение года документов из библиотечного фонда, разделив на общий объем этого фонда. Обращаемость может быть общая (по всему фонду) или частная (по подфондам), она равна количество выдач делить на время пребывания в фонде документов. Чем выше обращаемость, тем лучше скомплектован фонд.

Читаемость определяют числом документов, выданных одному читателю за определенный отрезок времени. Показатель получают путем деления количества книговыдач на число читателей. Если этот показатель невелик, возможно, в библиотеке мало интересных и нужных читателям книг. Так же можно рассчитать формулу читательской емкости - время, затраченное на чтение всего фонда поделить на время, затраченное на чтение одного документа .

Разделив количество документов, которыми располагает библиотека, на количество читателей, получим показатель общей книгообеспеченности. Показатель говорит о достаточности (или наоборот) фонда для обслуживания читателей.

Обновляемость БФ показывает качественные изменения в структуре фонда, придает ему динамичность развития. Зная темп обновляемости БФ, можно вычислить период, в течение которого он обновится практически полностью.

Под показателем обновляемости фонда понимается средняя величина, рассчитанная путем деления объема поступлений за исследуемый период на объем фонда на конец исследуемого периода и умноженная на 100 процентов.

Макулатур-фактор - показатель, определяющий в процентах, сколько не нужных библиотеке документов (макулатуры) было приобретено в фонд за конкретный период. На основе читательского спроса он рассчитывается по формуле L=[(S - Sn)/S] - 100%, где S - количество документов, введенных в конкретный период в фонд; Sn - количество использованных из них читателями в течение этого периода .

Любой показатель позволяет библиотекарю контролировать качество фонда, находить причины отклонения от оптимальных данных и либо пополнять, либо очищать его. Все показатели взаимосвязаны - их сопоставление позволяет определить, в какой части фонда произошло рассогласование комплектования, какие процессы, тенденции в развитии фонда проявляются, какие из них прогрессивны, какие нет .

Постоянно применяются методы повседневного изучения библиотечного фонда: ознакомление с книгами при обработке новых поступлений, при расстановке документов на полки, при организации выставок, при проведении бесед и библиографических обзоров. Однако такого ежедневного наблюдения за фондом недостаточно для управления его формированием. Нужен целый комплекс специальных методов изучения фонда: статистический, библиографический, аналитический и социологический.

Изучение состава и использования библиотечного фонда Целью изучения состава и использования библиотечного фонда, проводимого во всех структурных подразделениях библиотечной системы, является выявления малоиспользуемой и неиспользуемой литературы, решения вопросов докомплектования и усиления популяризации изданий. Работа по изучению состава книжного фонда проводится всеми библиотеками-филиалами ЦБС регулярно. Итоги изучения и мероприятия по реализации этих итогов включаются в оперативный план комплектования единого фонда. Перед изучением состава и использования книжного фонда проводится подготовительная работа, включающая в себя: 1) проверку правильности заполнения учетной документации, материалов об отказах; 2) проверку правильности расстановки книжного фонда; 3) подготовку таблиц анализа фонда; 4) подбор библиографических пособий и составление списков литературы для выявления пробелов в фонде; 5) инструктаж библиотечных работников (ознакомление с методическими рекомендациями и календарным планом выполнения работ); Статистический анализ состава и использования фонда проводится ежегодно всеми филиалами и по ЦБС в целом. Оценка состава фонда и его использования проводится по следующим основным показателям: 1) величина фонда и его состав по отраслям; 2) величина и состав поступления и выбытия литературы; 3) книгообеспеченность читателей; 4) выдача изданий из фонда подразделения и полученных из единого фонда во временное пользование; 5) неудовлетворенный спрос читателей (отказы). Данные исследования заносятся в таблицы «Статистический анализ фонда» и «Обращаемость книжного фонда по отраслям знаний» (см. Приложение 1, Приложение 2). Учетные документы и статистический отчет дают сведения о том, сколько изданий состояло на начало и конец года, поступило и выбыло в течение года, об отраслевом составе фонда. Определяется процентное отношение величины каждого отраслевого отдела ко всему фонду. Результаты статистического анализа все филиалы библиотечной системы в установленные сроки представляют в ОК и О центральной библиотеки. На основе сравнительного анализа оценивает эффективность распределения литературы между подразделениями ЦБС; выявляет филиалы с низкой книгообеспеченностью, читаемостью, обращаемостью, недостаточной (избыточной) величиной отраслевых отделов. Мероприятия по устранению выявленных недостатков включаются в оперативный (годовой) план комплектования единого фонда ЦБС. Выявление необходимых изданий, отсутствующих в ЦБС, проводят все работники отделов обслуживания. Сведения об отсутствующих в фонде изданиях выписываются на карточки и передаются в ОК и О, который принимает меры по восполнению выявленных пробелов. Подразделения ЦБС регулярно осуществляют сплошной просмотр находящихся на полках изданий одного отдела с целью выявления мало или совершенно не используемых читателями книг, а также экземпляров, нуждающихся в ремонте и реставрации. Анализ проводится по отметкам на книжных формулярах по схеме, показанной в приложении № 3. Устанавливаются причины активного или слабого использования конкретного издания: «непрофильные» книги; не соответствующие запросам и интересам читателей данного филиала ЦБС; приобретенные в излишнем количестве экземпляров; устаревшие, утратившие научную и познавательную ценность; неудовлетворительно полиграфически исполненные; ветхие; плохо пропагандируемые. Аналитический метод дает возможность в определенной мере выяснить эффективность комплектования и использования фонда, но принимая во внимание трудоемкость он применяется в библиотеках ограниченно. Таблица «Изучение использования отдельных книг», применяемая в аналитическом методе, приведена в приложении № 4. Качественный состав фонда можно изучить также с помощью социологических методов: анкетирование, интервью, экспертной оценки, а также контент-анализа. Позитивным в этих методах есть то, что они дают возможность выявить отношение читателей к фонду библиотеки, их оценку комплектования библиотеки. Некоторые социологические методы дают возможность изучить непосредственно фонд (контент-анализ, экспертные оценки), другие - соответствие книжного фонда запросам читателей. Среди этих методов привлекает внимание контент-анализ, который дает возможность одновременно изучать состав фонда и его использование. Технология его проведения предусматривает несколько последовательных действий. Необходимо определить содержание анализа. На основе выводов статистического анализа и плана библиотеки следует определить отдел, который будет изучаться, и темы, которые раскрывают его содержание. Таблицы, заполняемые по данным исследования приведены в приложениях №№5-8. Литература, не потерявшая научной и художественной ценности, но ставшая ненужной или непрофильной для данной библиотеки, а также издания, накопленные в излишней экземплярности, перераспределяются между подразделениями системы или передаются в ЦБ. Литература, не представляющая интереса для читателей ЦБС, передается в обменный фонд ОК и О, библиотеки других ведомств или списывается в установленном порядке. Ветхие издания ремонтируются на месте или передаются в переплетные мастерские. Принимаются меры по активной пропаганде среди читателей незаслуженно забытых изданий. Приложение 1 % экз. % экз. % экз. % экз. % Худож. экз. % Составляло на начало года Поступило на протяжении года Выбыло на протяжении года Составляет на конец года Выдано за год Обращаемость Книгообеспеченность Читаемость Зав.филиалом № _____ _________________________ (ФИО) Дата * Данный анализ проводится ежегодно и позволяет выявить отделы книжного фонда, которые следует изучать. По выводам данного анализа планируется дальнейшая работа по изучению использования книжного фонда. Ин. экз. Лит.вед. Крымтат % Техн. Рус. экз. Ест. По языкам Укр. ОПЛ Брошюр Всего По видам книг Книжный фонд По отраслям Иск, С/х спорт Краеведение Статистический анализ фонда * филиала №_______ за 20____г. Приложение 2 Обращаемость книжного фонда по отраслям знаний * филиала № _______ за 20_____год Всего ОПЛ Ест.науч. Техн. С/х Иск., спорт Лит.вед. Худож. лит-ра Укр. Рус. Ин. Книговыдач Книжный фонд Обращаемость Зав.филиалом № _____ _________________________ (ФИО) Дата * Данный анализ проводится ежегодно и позволяет выявить отделы книжного фонда, которые следует изучать. По выводам данного анализа планируется дальнейшая работа по изучению использования книжного фонда. Крым.тат. Краевед. Приложение 3 Схема написания анализа изучения книжного фонда 1. Определить отдел книжного фонда или тему анализа. 2. Определить цель данного анализа. 3. Определить методы изучения фонда. 4. Составить таблицу(ы). 5. Проанализировать. 6. Сделать выводы. 7. Наметить план работы по результатам анализа. Приложение 4 Изучение использования отдельных книг № п.п. Шифр Автор, название Год издания К-во экз. Сколько раз выдавалась Устаревшая Причины Непро- Многофильная экз. Недостаток экз. Примечание Приложение 5 Анализ книгообеспеченности книжного фонда библиотеки-филиала № ________ учебная техниучикум лище Отдел Название отдела 32.97 32.973 Вычислительная техника ЭВМ и устройства 175 16 35 - 64 7 - 17 2 12 3 16 3 11 1 20 - 191 35 71 - 19 15 19 12 20 Итого: научнопопулярная производственная для специадля листов рабочих Всего книг по каталогу справочная ВУЗ ср.школа Приложение 6 Анализ интенсивности использования книжного фонда __3_ отдела подотдела 32.97 «Вычислительная техника» Год издания Всего книг До 1995г. 1995-2005 2006-2010 7 70 5 Ни разу не выдавалась 12 - Всего 82 12 (14,6%) 1 - 3 р. До 5 р. До 10 р. Свыше 10 р. 1 17 - 5 18 1 4 - 1 19 4 18 (22%) 24 (29,3%) 4 (4,9%) 24 (29,3%) № п.п. Название отдела и тем больше 10 раз 6 - 10 раз 3 - 5 раз По языкам 1 - 2 раза ни разу не выдавались просмотрено на полках крымскотатарский Типы изданий украинский русский справочные учебные научнопопулярные научные официальные Всего по каталогу Приложение 7 Изучение отдела книжного фонда методом контент-анализа Использование Приложение 8 Анализ причин образования неиспользуемой части книжного фонда подотдела _______ «___________________________________» Всего просмотрено книг По причинам Малоиспользуемые непрофильные дублетные устаревшие незаслуженно забытые


в) Анализ комплектования книжных фондов

На сегодняшний день совокупный объем фондов МБУК «Библиотека города Фокино» насчитывает 35 898 экземпляров, это в среднем 7 экземпляров на 1 читателя, или 2,6 экземпляра на 1 жителя. За отчетный период фонд уменьшился на 342 экземпляра.

В среднем в каждой библиотеке 11 966 экземпляров книг, это на 114 экземпляров меньше, чем в 2011 году.

Объем новых поступлений в библиотеки города Фокино составил 1 811 экземпляров, что выше по сравнению с 2011 годом на 41 экземпляр.

Книгообеспеченность жителей очень низкая – 2,6 экземпляра (по сравнению с прошлым годом не изменилась).

Книгообеспеченность читателей – 7, по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 0,1 (с 7,1 экземпляров до 7).

Обновляемость фонда по сравнению с прошлым годом увеличилась незначительно (с 4,9% до 5 %).

г) Справочный аппарат в помощь комплектованию


  • внесены изменения в картотеку периодических изданий по МБУК
«Библиотека города Фокино»;

  • внесены изменения в картотеку социально-экономического профиля города;

  • составлена сводная картотека докомплектования на книги,
получившие наибольшее количество отказов за год.

^ III. Изучение состава и использования библиотечных фондов

Анализ использования книжного фонда

На сегодняшний день фонд МБУК «Библиотека города Фокино» насчитывает более 36 000 экз. документов по различным отраслям знаний.

В 2012 в библиотеках МБУК «Библиотека города Фокино» был проведен анализ состояния и использования книжного фонда по искусству и спорту.

Цель анализа – формирование фонда, соответствующего информационным потребностям пользователей.

Задачи анализа:


  • Выявление малоиспользуемых, устаревших по содержанию, ветхих изданий

  • Выявление и анализ причин образования пассивной части фонда

  • Освобождение фонда от малоиспользуемых, устаревших по содержанию, ветхих изданий

  • Выявление недостатков в работе с фондом и выработка мер по их устранению.
^ Объект исследования – отдел по искусству и спорту.

Рабочая гипотеза – невостребованная литература засоряет фонд, снижает показатели обращаемости фонда.

Всего в фонде литературы по искусству и спорту состоит 1360 экземпляров книг, или 3,8% от общего состава фонда.

Исследование проводилось на абонементах и в читальных залах библиотек.

В ходе анализа было просмотрено 994 экз. книг (73,1%) фонда литературы по искусству и спорту.

^ В том числе:

МБУК «Библиотека г. Фокино»:

512 экз. (91,6%) в Библиотечно-информационный отдел

169 экз. (36,6%) в Отдел семейного чтения

313 экз. (87,7%) в Детской библиотеке


  1. ^ Анализ фонда по хронологическому охвату и интенсивности использования
Просмотрено 994 экземпляра.

а) Литература за последние 5 лет издания (2007 – 2011гг.)

Всего просмотрено 131 экз. (13,2%)

Не выдавались ни разу – 20 экз. (15,3%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 29 экз. (22,1%)

3 – 5 раз – 37 экз. (28,2%)

6 – 10 раз – 25 экз. (19,1%)

Свыше 10 раз – 20 экз. (15,3%)

б) Литература за предыдущие 5 лет издания (2002 – 2006 гг.)

Всего просмотрено 88 экз. (8,9%)

Не выдавались ни разу – 24 экз. (27,3%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 22 экз. (25%)

3 – 5 раз – 12 экз. (13,6%)

6 – 10 раз – 20 экз. (22,7%)

Свыше 10 раз – 10 экз. (11,4%)

в) Книги, изданные свыше 10 лет назад (ранее 2001 г.)

Всего просмотрено 775 экз. (78%)

Не выдавались ни разу – 85 экз. (11%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 133 экз. (17,1%)

3 – 5 раз – 322 экз. (41,5%)

6 – 10 раз – 112 экз. (14,5%)

Свыше 10 раз – 123 экз. (15,9%)

^ Анализ фонда показал следующее:

Литература по искусству и спорту составляет в общем фонде 3,8%, что меньше нормы, более чем в 2,5 раза. Необходимо увеличить долю литературы данного отдела в фонде до 6,5%.

Из хронологического анализа видно, что книги, изданные за последние 5 лет (2007 – 2011 гг.) составляют 11,9%, а для нормальной работы библиотеки требуется, чтобы литература последних 5 лет издания занимала в фонде до 50% его объема.

Книги за предыдущие 5 лет (2002 – 2006 гг.) составляют 8,9%, а остальные почти 80% – это книги, изданные более 10 лет назад. Это говорит о том, что книги, в основном, старые (80 – 90-х годов издания), читателям они почти не интересны. Многие из них уже морально устарели. Необходимо кардинально обновить фонд литературы по искусству и спорту.

Из анализа фонда видно, что в читальных залах библиотек преобладают, в основном, новые издания, в то время, как на абонементах – фонды устаревшие.

Сравнительный анализ литературы по искусству и спорту показал, что книг по искусству в фонде больше, чем по спорту, но, в то же время, если исходить из хронологических показателей, то книги по спорту более новые. Большая часть книг по искусству, изданных свыше 10 лет назад, до сих пор пользуется популярностью.

В отделе «Спорт» не хватает книг по следующим разделам и темам: литература по отдельным видам спорта, об истории физической культуры в России, оздоровительной физкультуре, спортивной гимнастике. Очень мало литературы по физкультуре и спорту для младших школьников.

В отделе «Искусство» недостаточно следующей литературы: охрана памятников, литература об отдельных музеях (Эрмитаж, Третьяковская галерея), о русских художниках их картинах, о дизайне, об отдельных видах художественных изделий (Хохлома, Палех), о скульпторах, о памятниках литературным героям.

Не хватает также литературы о русских и зарубежных актерах, композиторах, о видах и жанрах музыки, об истории игрушек, мебели, кухонной утвари, костюме, о жанрах и видах живописи, сборников популярных песен с нотами, сценариев.

В целом анализ литературы по искусству и спорту показал, что фонд не удовлетворяет потребностям читателей. Книг очень мало, а состав имеющихся книг по читательскому, целевому назначению, конкретной тематике не соответствует запросам читателей, так как книги давно устарели. Та небольшая часть книг, которая обращается, быстро изнашивается и исключается из фонда.


  1. ^ Анализ причин образования пассивной части фонда
Просмотрено 994 экземпляра.

Не выдавались ни разу – 129 экз. (13%)

Выдавались:

1 – 2 раза – 184 экз. (15,5%)

3 – 5 раз – 371 экз. (37,3%)

6 – 10 раз – 157 экз. (15,8%)

Свыше 10 раз – 153 экз. (15,4%)

Среди пассивной части фонда 313 экз. (31,5%)

Дублетных – 93 экз. (29,7%)

Незаслуженно забытых – 129 экз. (41,2%)

Недавно поступили – 70 экз. (22,4%)

Ветхих – 52 экз. (16,6%)

Устаревших по содержанию – 56 экз. (17,(%)

Непрофильных – 9 экз. (2,9%)

Анализ пассивной части фонда выявил следующее. Необходимо пополнить фонд литературы по искусству и спорту новыми изданиями. За последние несколько лет отдел «Искусство» и «Спорт» существенно сократился, было исключено много устаревшей по содержанию литературы, изданной более 20 лет назад, а новых поступлений почти не было, то есть выбытие во много раз превышает поступление. Имеющаяся в фонде литература постоянно обращается, а высокая обращаемость ведет к быстрому износу книг.

Анализ позволил выявить пробелы в работе и скорректировать план мероприятий по пропаганде литературы по искусству и спорту.

С вновь поступившими изданиями необходимо проводить мероприятия по их рекламе: организовывать выставки новой литературы, оформлять открытые полки-просмотры, проводить обзоры новых книг с выходами в образовательные учреждения.

Для более полного удовлетворения запросов читателей ЦБ планирует провести анкетирование «Информационные запросы читателей», ежеквартально проводить обзор-рекламу отделов «Спорт», «Искусство».

Необходимо также запланировать мероприятия с незаслуженно забытыми книгами: выставки «По страницам забытых книг», цветные закладки «Интересная книга» в книги для привлечения внимания читателей, информация в периодическую печать с обзорами интересных книг.

Необходимо исключить устаревшую по содержанию, излишне дублетную и ветхую литературу.

Анализ отказов

Сделан анализ неудовлетворенного спроса читателей МБУК «Библиотека города Фокино» за 2012 год на основе «Тетрадей отказов» каждого филиала. Составлен список книг и тем получивших наибольшее количество отказов.

В МБУК «Библиотека города Фокино» книжный фонд в 2012 году составлял 36 240 экземпляров книг.

Фонд библиотеки универсален, так как в нем представлены документы по всем отраслям знаний. В течение года фонд пополнялся новыми документами, но в недостаточном количестве. В связи с этим не все запросы пользователей удалось удовлетворить. В библиотеках МБУК «города Фокино» ведутся «Тетради учёта отказов», где фиксируются все книги и темы, на которые были отказы.

^ Всего отказов – 654

в том числе:

а) в помощь деловому чтению – 444 (67,9 %)

по темам:

художественная литература (программные произведения) – 333 (75%)

естественнонаучная литература – 30 (6,7%)

литературоведение, языкознание – 28 (6,3%)

общественно-политическая литература – 23 (5,2%)

искусство, спорт – 18 (4,1 %)

техника – 8 (1,8%)

сельское хозяйство – 4 (0,9)

б) личный интерес – 210 (32,1 %)

по темам:

художественная литература – 86 (41%)

литературоведение, языкознание – 30 (14,3%)

естественнонаучная литература – 23 (11%)

общественно-политическая литература – 23 (11%)

техника – 19 (9%)

искусство, спорт – 17 (8%)

сельское хозяйство – 12 (5,7%)

Анализ отказов показал следующее.

Наибольшее число неудовлетворенных запросов приходится на учебную и художественную (программную) литературу. По-прежнему не хватает изданий по краеведению, стихов и рассказов о войне для младших школьников, православной литературы для детей и взрослых.

Спрос на произведения классической и современной русской и зарубежной литературы, входящие в учебные программы, не был удовлетворен в полной мере. Книги некоторых авторов или совсем отсутствуют в библиотеках, или имеются в 1 – 3 экземплярах, а необходимо в 4 – 5 раз больше. Не хватает произведений следующих авторов: Лиханов А. Последние холода, Токмакова И. Аля Кляксич и другие, Хогарт Э.Мафин и его друзья, Крапивин В. Брат, которому семь, Булычев К. Миллион приключений, Зальтен Ф. Бемби, Токарева В. Я есть. Ты есть. Он есть, Лондон Д. Маленькая хозяйка большого дома, Велтистов В. Приключения Электроника, Астафьев В. Рассказы, Солженицын А. Матренин двор и другие.

В отделе художественной литературы наиболее часты отказы на следующие жанры и темы: триллеры (мистика, ужасы), детективы, фантастика, книги, ставшие «литературным событием». Чаще всего спрашивают книги А.Марининой, Т. Устиновой, З. Прилепина, О. Роя, Б. Акунина, П. Дашковой, Л. Улицкой, Д. Рубиной.

В фонде естественных наук, искусства и сельского хозяйства наибольшее число отказов пришлось на научно-популярную, справочную литературу, книги по биологии человека, о домашних животных, цветоводстве, дачном хозяйстве, пчеловодстве, описание картин, памятников. Отказы носят конкретный характер.

Остро не хватает литературы для подростков и книг для молодежи. Мало книг по физкультуре и спорту.

Часты отказы на техническую литературу по домоводству и рукоделию (плетение из лозы, столярное дело, дизайн жилых помещений, вязание, бисероплетение).

На основе «Тетрадей отказов» составлен список книг и тем, получивших наибольшее количество отказов.

Список книг и тем, получивших наибольшее количество отказов, прилагается.

^ IV. Работа с каталогами и картотеками

За работу с каталогами в МБУК «Библиотека города Фокино» отвечает отдел комплектования и обработки (заведующая Мишина Т.В., образование среднее специальное (библ.)).

В филиалах МБУК «Библиотека города Фокино» являются обязательными алфавитный и систематический каталоги, систематическая картотека статей, краеведческая картотека.

В должностных инструкциях библиотекарей филиалов работа с каталогами и картотеками отражена в виде следующих формулировок:

«Отвечает за ведение систематического каталога и АПУ к нему»;

«Отвечает за ведение алфавитного каталога»;

«Отвечает за ведение топографического каталога»;

«Отвечает за ведение систематической картотеки статей, краеведческой картотеки, тематических картотек».

Образование библиотекарей филиалов:

Высшее – 3 чел. (2 – эконом., 1 – педаг.)

Среднее специальное – 8 чел. (в том числе библ. – 7).

Количество полученной новой литературы за 2012 год составляет 1 811 экземпляров.

Распределение по филиалам


Название библиотеки

Количество поступивших изданий

Количество

библиографическ.

записей,

влитых в алфавитный каталог


Количество библиографическ. записей, влитых в систематичес-

кий каталог


Библиотечно-информационный отдел

352

461

403

Детская библиотека

455

500

378

Отдел семейного чтения

333

469

452

ИТОГО

1 140

1 430

1 233

По данным отчетов, справочно-библиографический аппарат библиотек МБУК в 2012 году пополнился на 6 433 библиографических записи, включая поступления из ОКиО, изъято – 3 923 библиографических записи.

Во всех филиалах оформлены картотеки периодических изданий для

читателей. Влито 53 библиографических записи, в том числе в Библиотечно-информационном отделе – 20, в Детской библиотеке – 18, в Отделе семейного чтения – 25.

Редактирование:

Контрольная работа нацелена на проверку знания студентом статистического метода изучения библиотечного фонда; умения анализировать деятельность библиотеки по показателям комплектования и использования фонда и принимать правильные решения, направленные на совершенствование его состава и использования.

Работу выполняйте в следующей последовательности.

1. Краткая характеристика библиотеки: тип, вид, структура, экономический и культурный профиль обслуживаемого района, контингент абонентов.

2. Непосредственное изучение библиотечного фонда с помощью статистического метода. Общие сведения о фонде: объем; отрасле­вой, типо-видовой, языковой состав. Подробный анализ конкретного отраслевого раздела фонда (общественно-политической, естественнонаучной, технической, художественной литературы, по искусству, краеведческой и т.д. – по выбору студента): общее количе­ство книг по данной отрасли, количество названий, литература ка­ких лет издания преимущественно представлена в фонде.

Движение фонда в целом и отраслевого отдела в частности за последние 2-3 года (количество ежегодных поступлений, выбытий документов из фонда).

Изучение использования фонда в целом и отраслевого отдела в частности (показатели книговыдачи за последние 2-3 года). Коли­чество отказов на литературу по данному разделу фонда. Изучение тенденций развития книжного фонда, числа читате­лей-пользователей, книговыдачи (показатели динамики - абсолют­ный рост, темп роста, темп прироста). Обновляемость фонда. Ха­рактеристика единого комплекса показателей: обращаемость, чи­таемость, книгообеспеченность. Анализ показателей структуры (коэффициент укомплектованности, коэффициент использования отраслевых отделов фонда). Какие отделы фонда укомплектова­ны хорошо и/или плохо? Расчет коэффициента соответствия по отраслевым отделам фонда, выводы об интенсивности их исполь­зования. Активно и пассивно используемые фонды. Выявление причин образования пассивной части фонда. Принятие решения по вторичному отбору.



3. Обобщение полученных данных и оценка работы библиотеки по комплектованию и использованию фонда.

а) требует ли количественного увеличения (или уменьшения) данный отраслевой отдел фонда?

б) необходимо ли изменить состав фонда по типам и видам?

д) другие предложения.

Условные обозначения и формулы:

Ф – фонд; Ф опл, Ф с.-х. ... – фонды отраслевых отделов.

А – количество читателей; К – книгообеспеченность; В – книговыдача; В опл, В с.-х. ... – выдача отраслевых отделов фонда.

Об – обращаемость фонда; Ч – читаемость; О – обновляемостъ фонда; Ар – абсолютный рост; Тр – темп роста; Тпр – темп прироста.

Ф = К х А; В = А х Ч; К =Ф/А; Об = В/Ф; Об = Ч/К;

О = Фнов – Фвыб / Ф х100%;

Ар = У1 – У о; (У о – начальный уровень, У1 – текущий уровень)

Тр = У1 / У 0 х 100%;

Тпр = Ар / У 0 х 100%;

Кук = Фопл / Ф х100% ; (коэффициент укомплектованности)

Кисп = Вопл / В х 100%; (коэффициент использования)

Кс = Кисп / Кук (коэффициент соответствия)

Основная

1. ГОСТ Р7.0.20-2014. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.docs.cntd. ru/ document/1200113790

2. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда: утв. приказом Мин-ва культуры РФ от 8 окт. 2012 г. № 1077 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.rg.ru/2013/05/22/fond - dok.html

3. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 270–285. – (Сер. «Библиотека»).

4. Морева, О.Н. Организация библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 105–120. – (Азбука библиотечной профессии).

Дополнительная

5. Бочаров, Б.П. Алгоритмы расчета книгообеспеченности / Б.П. Бочаров // Б-ки учеб. заведений. – 2009. – № 2. – С. 49–72.

6. Мацнева, Н.Г. Пол-учебника на студента. Организационные и правовые проблемы комплектования библиотеки вуза / Н.Г. Мацнева, Е.В. Сазанова // Библиотечное дело. – 2009. – № 6. – С. 13–15.

7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2011. – С. 79–89.

8. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак.

ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 221–225.

Тематика курсовых работ:

1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

Ценность библиотечного фонда (БФ) определяется его качеством, т.е.

таким составом, который соответствует задачам библиотеки и информационным потребностям пользователей. Поэтому библиотекари должны хорошо владеть методами изучения и анализа фонда. На примере конкретной библиотеки (любого типа и вида) анализируется ее фонд: величина, состав, использование. Конечным итогом исследования является разработка рекомендаций в целях содействия оптимизации состава и активизации использования фондов библиотек.

В работе освещается теоретическая изученность темы и опыт работы

библиотек в этой области. Описываются разные типы моделей библиотечного фонда (вербальная, структурная, математическая, библиографическая). В качестве практической части исследования выступает разработка методики составления конкретной модели (на выбор студента) фонда библиотеки; оформляется фрагмент модели (на примере национальной и краеведческой литературы или любого отраслевого раздела) книжного ядра фонда публичной библиотеки.

В последние годы актуализируется проблема библиотечного

обслуживания многонационального населения. Библиотеки, и прежде всего публичные, призваны обеспечить читателей литературой на родном языке. В работе изучаются теоретические и организационные основы комплектования фондов библиотек на национальных языках; характеризуется современное состояние фондов национальной литературы и их использование. По результатам исследования разрабатываются конкретные рекомендации в целях оптимизации комплектования в условиях многонациональных районов.

В работе раскрывается значимость сохранности фондов библиотек на

современном этапе. В силу комплексности проблемы сохранения библиотечного фонда (обеспечение сохранности и безопасности библиотечного фонда (БФ); консервация документов; социальная защита БФ; сохранность ценных и редких документов; создание страхового фонда документов библиотек; кадровое обеспечение сохранения БФ) на примере конкретной библиотеки исследуются подробно один или два аспекта из вышеназванных. По результатам исследования составляются рекомендации по оптимизации деятельности библиотек в данной области.

В обеспечении сохранности документов библиотечного фонда (БФ) и

сохранения фонда важная роль принадлежит библиотекарю, а также пользователям – в процессе использования БФ.

В работе освещается ответственность библиотекарей за сохранность БФ.

Другой аспект социальной защиты БФ – воспитание бережного отношения читателей к документам БФ. В работе освещается опыт работы конкретной библиотеки по организации социальной защиты БФ. Результаты исследования обобщаются, делаются выводы.

Тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Библиотечный фонд»:

  1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

2. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

3. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

4. Сохранность библиотечного фонда.

5. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

6. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

7. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

8. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

9. Сохранность библиотечного фонда.

10. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

Требования к выпускной квалификационной работе :

Полное и правильное раскрытие темы;

Теоретическое осмысление концепций, взглядов отдельных исследователей по изучаемой теме;

Умение выразить свою точку зрения на исследуемый предмет;

Освоение методологии и методики научного (библиотековедческого) исследования;

Проведение и обобщение результатов конкретного исследования;

библиотек;

Оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (объем основной части – 60-70 страниц, правильное составление библиографических описаний использованной литературы, наличие приложений и т.п.);

Презентация работы.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

error: