«Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»: Неизвестная муза Маяковского. Чьи слова «если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно»? Маяковский послушайте если звезды зажигаются

«» говорится в назидание тем пессимистам, которые видят в жизни лишь хаос, дикость, бессмыслицу. Не так это. В мире всё логично, упорядочено, умно. Только человеку не дано это понять и увидеть, ибо глуп он и ничтожен. Тем не менее, следует верить в то, что, если звёзды ли зажигаются, солнце ли садится, шторм, штиль, война, мор, смерть, значит есть в этом какой-то смысл, необходимость, чья-то идея. Постигнуть её невозможно, так как это делает человека равным Творцу. Но постараться уловить Его намёк, дуновение ветерка божественной мысли — уже достижение. Оно определит миссию человека в жизни, откроет ему смысл существования и значит сделает чуть счастливее

«…если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?» строка стихотворения В. Маяковского «Послушайте», написанного в 1914 году

"Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают --

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки*
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит-
чтоб обязательно была звезда! --
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
"

О Маяковском сложилось стереотипное мнение, как о «певце пролетарской революции», активном приверженце, пропагандисте нового, Советского строя. Его агитационные поэмы, стихотворения, строки из них хорошо знакомы многим: «Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза», «Крепи у мира на горле пролетариата пальцы!», «Через четыре года здесь будет город-сад!»
Менее известна лирика Маяковского, хотя она так же замечательна

"Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана, выверена, проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь - люблю неизменно и верно!"

Строки и фразы Маяковского, ставшие крылатыми

  • лучше уж от водки умереть, чем от скуки!
  • любовная лодка разбилась о быт
  • если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно
  • ваше слово, товарищ Маузер
  • гвозди бы делать из этих людей
  • я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза
  • тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп
  • Ленин - жил. Ленин - жив. Ленин - будет жить
  • так и жизнь пройдет, как прошли Азорские острова
  • у советских собственная гордость
  • самый человечный человек
  • единица – вздор, единица – ноль
  • партия и Ленин – близнецы-братья
  • как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима

*как это поэтично, называть звёзды плёвочками, а ещё можно какашечками или рвотинками


88 лет назад, 14 апреля 1930 г. трагически оборвалась жизнь знаменитого поэта Владимира Маяковского . О загадочных обстоятельствах его гибели, о людях, которые сыграли в его судьбе роковую роль, о его музе Лиле Брик написано немало, а вот о тех, кто вдохновлял поэта в юности, читателям почти ничего неизвестно. Имя Софьи Шамардиной вряд ли знакомо широкой публике, но именно благодаря ей родилось одной из самых прекрасных стихотворений Маяковского «Послушайте!»



В литературных кругах Петербурга Софья Шамардина была личностью довольно известной. Ее называли «первой артисткой-футуристкой». А началось все весной 1913 г., когда Софья в Минске, откуда она была родом, познакомилась с Корнеем Чуковским. И после того, как она приехала спустя полгода в Петербург поступать на Бестужевские курсы, Чуковский «вывел ее в свет», о чем он рассказывал: «Одни родители попросили меня познакомить их дочь с писателями Петербурга. Я начал с Маяковского, и мы трое поехали в кафе «Бродячая собака». Дочка – Софья Сергеевна Шамардина, татарка, девушка просто неописуемой красоты. Они с Маяковским сразу, с первого взгляда, понравились друг другу. В кафе он расплел, рассыпал ее волосы и заявил: «Я нарисую Вас такой!» Мы сидели за столиком, они не сводят глаз друг с друга, разговаривают, как будто они одни на свете, не обращают на меня никакого внимания, а я сижу и думаю: «Что я скажу ее маме и папе? ».



Ей было на тот момент 19, ему – 20. Об их первой встрече Софья позже рассказывала в своих воспоминаниях: «Маяковского увидела и услышала первый раз осенью 1913 года в Петербурге в Медицинском институте. Лекцию о футуристах читал К. Чуковский, который и взял меня с собой в институт, чтоб показать живых, настоящих футуристов. Маяковского я уже знала по нескольким стихотворениям, и он уже был «мой» поэт… После Корнея Ивановича вышел на эстраду Маяковский – в желтой кофте, с нагловатым, как мне показалось, лицом – и стал читать. Никого больше не помню, хотя, наверно, были и Бурлюки, и Крученых… Не забывается весь облик Маяковского тех дней. Высокий, сильный, уверенный, красивый. Еще по-юношески немного угловатые плечи, а в плечах косая сажень ».



Чуковский уже был не рад тому, что привел Софью в «Бродячую собаку» и не скрывал своей досады по поводу ее сближения с поэтом – возможно, он и сам был неравнодушен к юной красавице. Но взаимное притяжение Маяковского и «Сонки», как он ее называл, было настолько сильным, что они уже не замечали никого вокруг. Они бродили по улицам Петербурга, и поэт держал ее руку в кармане своего пальто, не отпуская ни на миг. «Мне уж никто не был нужен, никто не интересен. Мы пили вдвоем какое-то вино, и Маяковский читал мне стихи », – рассказывала Софья. Позже Лиля Брик назовет Шамардину первой настоящей любовью поэта.





Во время одной из таких прогулок и родились знаменитые строки. Софья писала в воспоминаниях: «Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?.. Значит, это необходимо, чтоб каждый вечер над крышами зажигалась хоть одна звезда?» …Держал мою руку в своем кармане и наговаривал о звездах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду ».



Богемная жизнь настолько увлекла девушку, что она почти забыла об учебе. Вскоре об этом узнали ее родители, и ей пришлось вернуться в Минск. На вокзале ее провожали Владимир Маяковский и Игорь Северянин, который тоже был в нее влюблен и посвящал ей стихи. «Тебя провожают два величайших поэта современности », – с иронией сказал Маяковский. После ее отъезда поэты много времени проводили вместе и вскоре решили выступить с чтениями стихов в Крыму. К ним присоединилась и Софья, которой Северянин придумал звучный псевдоним Эсклармонда Орлеанская. Ее выступления тоже пользовались успехом у публики, именно тогда Северянин стал называть ее «первой в мире артисткой-футуристкой».



А вскоре после этого произошли драматические события, которые положили конец отношениям Сонки и Маяковского. Она признавалась: «Дальше следует тяжелая полоса моих петербургских дней, закончившихся уничтожением будущего ребенка. И это тогда, когда у меня загорелась такая жажда материнства, что только боязнь иметь больного урода заставила меня согласиться на это. Это сделали «друзья». Маяковского видеть не хотела и просила ничего ему обо мне не говорить ». В их расставании определенную роль сыграл и Корней Чуковский, который, стремясь «спасти» Софью, оклеветал поэта.



С началом Первой мировой войны Шамардина записалась сестрой милосердия и работала в военном госпитале. В 1916 г. она вступила в партию, в 1923 г. Софья стала партийным работником, и Маяковский посмеивался над ней: «Сонка – член горсовета!». Вскоре она вышла замуж за народного комиссара по военным делам Иосифа Адамовича. Поэт уже не узнавал в ней свою бывшую возлюбленную и укорял за то, что она изменила своему футуристическому облику: «Одеваешься под Крупскую!» Через несколько лет после смерти Маяковского муж Софьи покончил с собой в преддверии ареста, а сама она была репрессирована и провела в сталинских лагерях 17 лет.



Их любовь была недолговечной, но благодаря Сонке появились замечательные стихи, которые называют одним из самых лиричных произведений Маяковского:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Сонка была первой любовью поэта, а .


88 лет назад трагически оборвалась жизнь знаменитого поэта Владимира Маяковского. О загадочных обстоятельствах его гибели, о людях, которые сыграли в его судьбе роковую роль, о его музе Лиле Брик написано немало, а вот о тех, кто вдохновлял поэта в юности, читателям почти ничего неизвестно. Имя Софьи Шамардиной вряд ли знакомо широкой публике, но именно благодаря ей родилось одной из самых прекрасных стихотворений Маяковского «Послушайте!»

В литературных кругах Петербурга Софья Шамардина была личностью довольно известной. Ее называли «первой артисткой-футуристкой». А началось все весной 1913 г., когда Софья в Минске, откуда она была родом, познакомилась с Корнеем Чуковским. И после того, как она приехала спустя полгода в Петербург поступать на Бестужевские курсы, Чуковский «вывел ее в свет», о чем он рассказывал: «Одни родители попросили меня познакомить их дочь с писателями Петербурга. Я начал с Маяковского, и мы трое поехали в кафе «Бродячая собака». Дочка – Софья Сергеевна Шамардина, татарка, девушка просто неописуемой красоты. Они с Маяковским сразу, с первого взгляда, понравились друг другу. В кафе он расплел, рассыпал ее волосы и заявил: «Я нарисую Вас такой!» Мы сидели за столиком, они не сводят глаз друг с друга, разговаривают, как будто они одни на свете, не обращают на меня никакого внимания, а я сижу и думаю: «Что я скажу ее маме и папе?».

Ей было на тот момент 19, ему – 20. Об их первой встрече Софья позже рассказывала в своих воспоминаниях: «Маяковского увидела и услышала первый раз осенью 1913 года в Петербурге в Медицинском институте. Лекцию о футуристах читал К. Чуковский, который и взял меня с собой в институт, чтоб показать живых, настоящих футуристов. Маяковского я уже знала по нескольким стихотворениям, и он уже был «мой» поэт… После Корнея Ивановича вышел на эстраду Маяковский – в желтой кофте, с нагловатым, как мне показалось, лицом – и стал читать. Никого больше не помню, хотя, наверно, были и Бурлюки, и Крученых… Не забывается весь облик Маяковского тех дней. Высокий, сильный, уверенный, красивый. Еще по-юношески немного угловатые плечи, а в плечах косая сажень».

Чуковский уже был не рад тому, что привел Софью в «Бродячую собаку» и не скрывал своей досады по поводу ее сближения с поэтом – возможно, он и сам был неравнодушен к юной красавице. Но взаимное притяжение Маяковского и «Сонки», как он ее называл, было настолько сильным, что они уже не замечали никого вокруг. Они бродили по улицам Петербурга, и поэт держал ее руку в кармане своего пальто, не отпуская ни на миг. «Мне уж никто не был нужен, никто не интересен. Мы пили вдвоем какое-то вино, и Маяковский читал мне стихи», – рассказывала Софья. Позже Лиля Брик назовет Шамардину первой настоящей любовью поэта.

Во время одной из таких прогулок и родились знаменитые строки. Софья писала в воспоминаниях: «Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?.. Значит, это необходимо, чтоб каждый вечер над крышами зажигалась хоть одна звезда?» …Держал мою руку в своем кармане и наговаривал о звездах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду».

Богемная жизнь настолько увлекла девушку, что она почти забыла об учебе. Вскоре об этом узнали ее родители, и ей пришлось вернуться в Минск. На вокзале ее провожали Владимир Маяковский и Игорь Северянин, который тоже был в нее влюблен и посвящал ей стихи. «Тебя провожают два величайших поэта современности», – с иронией сказал Маяковский. После ее отъезда поэты много времени проводили вместе и вскоре решили выступить с чтениями стихов в Крыму. К ним присоединилась и Софья, которой Северянин придумал звучный псевдоним Эсклармонда Орлеанская. Ее выступления тоже пользовались успехом у публики, именно тогда Северянин стал называть ее «первой в мире артисткой-футуристкой».

А вскоре после этого произошли драматические события, которые положили конец отношениям Сонки и Маяковского. Она признавалась: «Дальше следует тяжелая полоса моих петербургских дней, закончившихся уничтожением будущего ребенка. И это тогда, когда у меня загорелась такая жажда материнства, что только боязнь иметь больного урода заставила меня согласиться на это. Это сделали «друзья». Маяковского видеть не хотела и просила ничего ему обо мне не говорить». В их расставании определенную роль сыграл и Корней Чуковский, который, стремясь «спасти» Софью, оклеветал поэта.

С началом Первой мировой войны Шамардина записалась сестрой милосердия и работала в военном госпитале. В 1916 г. она вступила в партию, в 1923 г. Софья стала партийным работником, и Маяковский посмеивался над ней: «Сонка – член горсовета!». Вскоре она вышла замуж за народного комиссара по военным делам Иосифа Адамовича. Поэт уже не узнавал в ней свою бывшую возлюбленную и укорял за то, что она изменила своему футуристическому облику: «Одеваешься под Крупскую!» Через несколько лет после смерти Маяковского муж Софьи покончил с собой в преддверии ареста, а сама она была репрессирована и провела в сталинских лагерях 17 лет.

Их любовь была недолговечной, но благодаря Сонке появились замечательные стихи, которые называют одним из самых лиричных произведений Маяковского:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Читать стих «Послушайте!» Маяковского Владимира Владимировича можно на сайте. Стихотворение написано в период увлечения поэтом футуризмом, в 1914 году. К поэтам-футуристам, вызывающим полярные мнения в литературных и читательских кругах, принадлежал и Владимир Маяковский.

Стихотворение «Послушайте!» в отличие от других ранних произведений поэта - не вызов обществу, не обличение обывателя, а размышление, вопрос и просьба. Вопрос о том, что «если зажигают звезды, то это кому-то нужно» - не просто громкая риторика, а обращение и к самому себе, и к неведомой божьей силе с «жилистой рукой». Просьба остановиться, взглянуть в звездное небо и задуматься о Вселенной, о вечном круге жизни. Звезда предстает символом бытия, целью мироздания. Почти детский вопрос, конкретная ситуация наполнены глубоким смыслом и абстрактным понятием. Контраст двух условных действующих лиц – безмолвной, далекой, звезды, зажженной неведомой и таинственной силой и маленького человека, со страхом испытать «беззвездную муку», заблудившись в «метели полуденной пыли». Но неуверенность и страх, отчаяние и надрыв заставляют лирического героя вновь вопрошать о ночных звездах-жемчужинах, сияющих в ночном небе. Однако на свой вопрос герой находит вполне резонное объяснение. Оно в том, что звезды будут гореть всегда. Каждую ночь. Просто потому, что кто-то за это в ответе, а кому-то это нужно.

Эпатажные произведения поэтов нового времени, к которым принадлежал Маяковский, одних впечатляли неожиданностью новых форм, других шокировали. Однако его яркий новаторский почерк и сила экспрессии, особая энергетика остаются бесспорными. Произведение можно полностью скачать. Текст стихотворения Маяковского «Послушайте!» можно учить онлайн на уроке литературы в классе.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
“Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!”
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

error: