Девчонки на пафосе? красотки из мгу и мгимо. Перешли на прием

Между ЕГЭ в школе и моментом, когда становишься всемирно известным журналистом, существует один из самых значимых этапов – обучение в университете по соответствующему профилю. Журналистика в нашей стране считается творческой специальностью, поэтому для поступления в большинство вузов требуется сдать дополнительный экзамен.

По традиции самыми популярными вариантами для выбора университета являются те, которые у всех на слуху – МГУ, МГИМО, ВШЭ и так далее. В МГИМО журналистика тесно переплетена с дипломатией и коммуникациями – один из немногих по Москве профиль «международная журналистика», МГУ придерживается классического подхода к профессии и поощряет желание студентов практиковаться вне учёбы – даёт возможность совмещать обучение и работу, Высшая школа экономики, наоборот, позиционирует максимально современную журналистику.

Из этих трёх университетов первым дополнительное вступительное испытание проводит всегда МГИМО – в первых числах июня. Сперва всех собирают у нового корпуса, некоторые абитуриенты жмутся в кучку, другие – держатся особняком, пытаются надышаться перед смертью, повторяя фамилии главных редакторов, в последний раз пролистывая новостную ленту. Говорят, что, чтобы сдать на высокий балл здесь, нужно знать всё. Это не совсем так, нужно знать немного, но обо всём.

Девочка Лиза, стоящая прямо перед входом, очень громко похвасталась в ответ собеседнице, что у неё на ЕГЭ по литературе 100 баллов, и продолжила перечислять свои заслуги – вернувшись потом домой, я посмотрела по спискам: ни у одной Лизы по литературе 100 баллов не было. В этом, пожалуй, состоит самый главный пункт при поступлении: не нужно поддаваться на провокации, зазря принижать себя или чувствовать себя хуже кого-то другого. Много у кого при поступлении есть ещё и публикации. А у тебя, допустим, нет, и ты стоишь, со страхом глядя на девочку со стопкой своих статей в руках. Во-первых, даже тексты в «Российской газете» или сюжеты на «Первом» (что вряд ли) не дают абсолютно никаких гарантий: важно помнить, что в любом издании есть редакторы, которые правят недочёты перед публикацией материала, а на экзамене никто не поможет. Во-вторых, за публикации не добавляют баллов, разве что экзаменаторы у себя в голове поставят тебе плюсик – мол, молодец, уже есть, что показать, — но ничего более.

Какие темы эссе на творческом конкурсе в МГИМО?

Намного важнее всего этого написать хорошее эссе, которое даёт максимум 70 баллов от всего экзамена. Кто-то, у кого счастливая рука, выбирает конверт, в котором запечатано несколько тем; Ярослав Львович Скворцов, декан факультета международной журналистики, на консультации рассказывал, что темы он придумывает в ночь перед экзаменом, чтобы никто больше о них не узнал.

Темы для эссе традиционно затрагивают социальные вопросы, а так же важнейшие события последнего года. Можно выбрать любую, главное, написать как можно больше и лучше. То, в чём традиционно ошибаются абитуриенты, – приводят литературные аргументы. Журналистика в МГИМО, если судить по обучению, скорее, экономическая, политическая, но не культурная. Здесь много часов отводится литературе, культурологии и схожим предметам, но на профессиональных предметах тексты пишутся, скорее, по вышеупомянутым темам. В творческом эссе проверяются знания, и если написать один литературный или исторический аргумент, ничего плохого не будет, наоборот, покажет вас как разносторонне развитую личность, но основу текста должны составлять факты. Факты – это знание новостей, известных личностей. Надо всегда держать у себя в голове мысль: «Если я не покажу, что я это знаю, никто об этом не узнает» — ведь экзамен – это единственный шанс показать свои способности. Ограничений по объёму эссе нет, но для целостного текста потребуется четыре-пять фактов, а работа в одну страницу не вызывает особого радушия у проверяющего. Оригинальность ценится, но не нужно переходить границы разумного: Ярослав Львович всегда шутит про девушку, которая написала эссе исчезающими чернилами, а потом ставит в пример молодого человека, который оформил свою работу как письмо другу на фронт.

Что будет на устном вступительном экзамене в МГИМО?

Одна абитуриентка написала эссе буквально за полчаса, взяла сумку и пошла на выход; экзаменатор окликнул её, сказав, в каком кабинете ждать устной части. «Тут что, ещё и устная часть есть?» — искренне удивилась девушка. «Минус один», — засмеялся кто-то с заднего ряда, намекая на то, что конкурентом меньше. Таким абитуриентом быть не надо. Если идёте поступать, то нужно как минимум почитать о факультете, о преподавателях, об университете – о вступительных испытаниях и говорить не стоит. Перед устной частью всех собирают в одном кабинете, оттуда выводят пятёрками и распределяют по комнатам: их всего пять-шесть, в каждом по два экзаменатора. У всех свой подход и свои методы отбора: декан спросит, о чём вы писали эссе, Юрий Павлович Вяземский любит беседовать о театре и спрашивать цифры, кто-то будет допытываться, почему вы выбрали журналистику и именно этот вуз. Когда абитуриентов сажают в очередь перед определённой комнатой, многие стремятся поменяться – не надо. Если от одного экзаменатора все выходят счастливые, то это не значит, что на вас цепочка не кончится. От Вяземского многие выходили расстроенными: спрашивал о населении США и о размере долга Греции во время кризиса. Но тут туда входит Маша – с ней мы тесно общаемся, так как попали в одну языковую группу, и Маша – человек абсолютно театральный, ни капли не журналист – и выходит с высоким баллом, довольная: рассказывала про театр, спектакли, актёров, режиссёров. Мораль в том, что надо быть собой, показывать свои знания, держаться уверенно. Многих смущает то, что один из экзаменаторов всего что-то записывает – это не ошибки, он просто ведёт протокол.

Результаты устного экзамена сообщают сразу, письменного – вводятся в таблицу несколькими днями позже, и их можно оспорить на апелляции, но не стоит надеяться, что получится отвоевать много, обычно это 1-2 балла.

За два года до поступления абитуриенты могут дополнительно обучаться в школе журналистики при МГИМО, где раз в неделю пишут тренировочные эссе и обсуждаются вместе с квалифицированным преподавателем с кафедры журналистики.

Как пройти творческий конкурс МГУ на журфак?

Школа Юного Журналиста – или сокращённо ШЮЖ – при МГУ многим абитуриентам знакома не понаслышке, в том числе и поступающим в другие вузы. Школа готовит не только к дополнительному вступительному испытанию на журфак, но и к ряду других предметов, которые тем или иным образом также могут помочь на экзамене. Однако годы подготовки в ШЮЖ не дают никаких гарантий: десятки абитуриентов, посещавших её, получили в результате 0 или целый 1 балл.

Величественное высотное здание, известное всем и видное издалека почти отовсюду – вот что представляется, когда думаешь об МГУ. Но вступительное испытание проводится в Шуваловском корпусе, это несколько левее от главного. Учатся студенты факультета журналистики тоже, к слову, не в основном здании, а на Моховой улице, в центре – там же, где подаются заявления на зачисление. Огромная толпа абитуриентов жмётся поближе к входу и ждёт, когда же уже будет можно войти, чтобы всех сразить. Зал, в который приводят, возможно, будущих студентов, огромный, причём таких несколько, четыре или пять, по которым всех распределяют в алфавитном порядке по фамилиям. Совет: садиться лучше на первые парты, ведь списывать всё равно бессмысленно и прятать нечего, а огромного количества конкурентов за спиной не видно, так будет спокойнее.

Как написать хорошее эссе на вступительных экзаменах в МГУ?

Темы пишутся на доске. Вот, что требуют от абитуриентов при написании работы:

Умение творчески интерпретировать тему, демонстрация умений продемонстрировать свою позицию и аргументировать её, привлекая знания из смежных областей вроде истории и литературы.

Первая часть может принести 70 баллов, это сочинение. Даётся две темы на выбор, и абитуриенты пишут работы, приводя литературные или исторические аргументы, то есть, используя произведения отечественной литературы и факты из отечественной истории. МГУ славится патриотизмом и преданностью своей стране, и вступительное испытание – точно не то место, где нужно доказывать свою точку зрения, идущую вразрез с убеждениями университета. Поэтому если в правилах написано об отечественных произведениях, значит, лучше придерживаться этого.

Что такое «редакционное задание» на вступительных экзаменах в МГУ?

Вторая часть задания оценивается в 30 баллов, и это редакционное задание. Требуется представить, будто вы готовите материал, посвящённый одному из двух исторических событий, кратко описать предполагаемое содержание, выбрать трёх невыдуманных людей, свидетелей события, задать им по три вопроса. Это задание появилось сравнительно недавно, в этом году оно будет проводиться только второй раз. На сайте специально обозначен большой список литературы для качественной подготовки к первой части, и список в два раза длиннее – с произведениями по отечественной истории для подготовки к этой части.

Два года назад формат дополнительного вступительного испытания в МГУ был таким же, как и в МГИМО и ВШЭ, но, начиная с 2016 года, устную часть заменили редакционным заданием. Тогда на доске тоже были две темы, но аргументы не обязательно должны были быть литературными, можно было использовать и новостные факты – одна из тем, например, звучала так: «Мой плейлист». Написав эссе по второй теме за полчаса, я сидела и наблюдала за божьей коровкой, которая ползала под столом наблюдателей – это нередкое явление среди абитуриентов, многие боятся первыми идти сдавать работу, предполагая, что тогда его сочтут слишком легкомысленным и не поверят, что хорошую работу можно написать так быстро.

Устный вступительный экзамен на журфаке в МГУ

Вторая часть экзамена в МГУ была устной, проводилась в здании факультета журналистики примерно в том же формате, что и в МГИМО, но несколькими днями позже письменного испытания.

Это была настоящая лотерея. На билетах было написано одно-два слова – тема, по которой надо было рассуждать. Девочка, которая вышла одна из первых, разрыдалась прямо на ступенях: её, как она сказала, «завалили», а тема ей попалась «самая ужасная на свете» — тяжёлая промышленность. Понимая, что про тяжёлую промышленность я ничего не знаю, а прочесть уже не успею, я просто держала в голове мысль: «только не эта тема, только не эта тема», словно умоляла Распределяющую шляпу не отправлять меня на Слизерин. Мне попалась тема «астрология». На самом деле это пример того, что устное испытание намного лучше выявляет достойных будущих журналистов, чем историческое, то есть названное редакционным, задание. Ведь знание истории – большой плюс для журналиста, но не главный пункт, в то время как МГУ сделало его главным критерием отбора. Так вот, по теме астрологии мне пришлось говорить полчаса без остановки, и ведь действительно в голове случайно всплывали те или иные факты – понятное дело, никто в здравом уме при подготовке к экзамену не будет целенаправленно изучать новости об астрологии. По окончании моего монолога, который ни разу, ни кем не прерывался, меня удивлённо спросили: «Вы, правда, можете вот так говорить по любой теме?». И я, то ли помня правило, что надо позиционировать себя уверенной, то ли действительно чувствуя себя так, просто ответила: «Да». И в этот момент меня спросили про тяжёлую промышленность. Вышла я крайне довольная собой, но была встречена отчего-то почти плачущей мамой: оказалось, мама звонила папе и жаловалась, что видела, как передо мной выходят абитуриенты и все повально плачут – и тут я такая радостная. К слову, за устную часть мне поставили максимальный балл.

Результаты экзамена в МГУ тоже можно оспорить на апелляции, но здесь ещё меньше шансов, чем в МГИМО – добавляют баллы очень редко, бывает, что даже не показывают работы. Это становится обычно поводом для разногласий университета и родителей несчастных абитуриентов. Дело в том, что абстрактных критериев оценивания, помимо указанных выше, в МГУ нет – шутят, что их придумывают уже после проверки работ, – поэтому и складываются такие ситуации.

Как пройти творческий конкурс ВШЭ?

Высшая школа экономики тоже проводит дополнительное вступительное испытание на профиль журналистики и состоит из двух частей. Первый тур — написание журналистского материала в электронном виде в одном из предложенных жанров: информационная подборка, обзор, очерк по одной из тем на выбор, второй тур – устное собеседование. Начиная с 2017 года творческая работа в ВШЭ выполняется на компьютере. На сайте вуза значится: «При создании текста абитуриент может использовать любую доступную информацию из интернета. Персональный компьютер со стандартной клавиатурой предоставляется НИУ ВШЭ, использование собственных технических устройств абитуриентов — ноутбуков, PC, иных устройств — не допускается».

Все экзаменационные работы, однако, проходят проверку в системе «Антиплагиат» университета, и работы, в которых доля заимствований превышает 30%, выбывают из конкурса.

Нововведение испробуют только в этом году, поэтому пока что неизвестно, насколько это эффективно. С одной стороны, это странно и не имеет никакого смысла – искать информацию в интернете все умеют, журналистом для этого быть не надо. С другой – все в абсолютно равных условиях, проверяются навыки поиска и использования информации, и, в принципе, это реалии, в которых работают журналисты в изданиях. Даётся несколько тем на выбор, половина «журналистская», требующая использования новостных фактов, другая «литературная», аналог вступительного экзамена на филологию в МГУ.

Творческое испытание оценивается по 100-бальной шкале. За первый тур оценка составляет максимум 50 баллов, за второй, соответственно, также. К устному туру допускаются абитуриенты, набравшие на первом туре не менее 20 баллов из пятидесяти.

Ловушка ВШЭ: критерии оценки работ абитуриентов

Апелляция проводится, естественно, только к письменной части и всегда до устной. Здесь надо быть очень внимательным, потому что критериев оценки очень много. Среди них есть, например, разнообразие источников и корректность их использования, а так же богатство языка. Получив свою работу, я увидела, что за богатство языка балл у меня едва перевалил за половину возможных, и возмутилась настолько, что на устный экзамен даже не пошла. Но придётся признать, что экзаменаторы были в чём-то правы, мой материал был, пожалуй, слишком журналистским – слишком сухим и официальным. В этом заключается типичная ошибка абитуриентов: они пытаются позиционировать себя как состоявшиеся журналисты с многолетним опытом – никто при поступлении этого не требует. Поэтому если текст будет живым и неординарным, в этом и будет заключаться успех работы.

Важно отметить, что в ВШЭ ценятся публикации, а так же сертификаты и дипломы, связанные с медиа-сферой. Те, у кого нет публикаций, ничего не теряют, а для тех, у кого есть, они не станут соломинкой для утопающего при плохом результате собеседования. Однако Высшая школа экономики оставляет за собой право при наличии публикаций и при хорошем ответе повышать результат на пять баллов.

Эти три крупнейших университета Москвы не единственные, кто готовит будущих журналистов, есть не менее достойные вузы в других городах России, а так же не такие известные вузы столицы. Но важно помнить, что громкое имя университета никогда не обеспечит громкое имя каждому студенту – он должен добиваться успеха сам, а высшее образование даст ему необходимую базу знаний и станет основой его карьеры.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автор поста сам 5 лет назад поступил на бюджет во все 3 вышеперечисленных вуза (и в итоге выбрал один), поэтому сейчас со знанием дела делится своими соображениями по поводу того, как нужно готовиться к поступлению в самые престижные учебные заведения страны.

Для удобства разобьем эти мысли на 6 важных пунктов.

Пункт 1. Выбор вуза.

В первую очередь нужно понимать, что поступление в престижный вуз в России не дает вам никаких гарантий счастливой жизни, успешной карьеры итд. Более того, в некоторых случаях это может стать проблемой, потому что далеко не все работодатели любят сильно умных, амбициозных и инициативных молодых специалистов.

Во-вторых, забудьте про условную «престижность» и «бренд» того же МГУ или МГИМО. Поразмышляйте о том, что конкретно может вам дать тот или иной вуз.

Подумайте над следующими пунктам:

  1. Тусовка.

Пообщайтесь со студентами и выпускниками, почитайте «Подслушано» того или иного вуза, проанализируйте, что обсуждают студенты и что их волнует. Посмотрите, есть ли у вуза бизнес клубы, бизнес-инкубаторы, команда КВН и др. Подумайте о том, будет ли вам приятно учиться здесь в плане общения, поддерживает ли вуз инициативы, которые интересны вам итд.

  1. Программы обучения.

Зайдите на вебсайт вуза и, насколько это возможно, изучите, чему вам придется учиться в ближайшее 4-5 лет, включая перечень предметов, экзамены, зачеты, расписание, нагрузку, во сколько начинаются занятия итд. Подумайте, потяните ли вы это и нужно ли вам это вообще.

  1. Связи и сотрудничество с зарубежными вузами.

Нужно узнать про все связи вуза – работодатели, зарубежные партнеры, стажировки, сотрудничество с государственными органами, получение двойных дипломов, ярмарки вакансий итд. Чем шире выбор – тем больше возможностей для вас.

  1. Внутренние ресурсы вуза.

Библиотека, тренажерный зал, бассейн, расположение корпусов, общежития итд. Будет достаточно сложно учиться, если вы заранее не подумайте, как комфортно организовать свое проживание.

Пункт 2. Одного ЕГЭ недостаточно.

Понятно, что в такие вузы как Вышка, МГИМО, МГУ, Бауманка, СПбГУ поступают лучшие из лучших, самые умные с наибольшим количеством баллов ЕГЭ. Это ни для кого не секрет.

Проблема еще в том, что в ЕГЭ используется (или по крайней мере использовалась) своеобразная шкала оценки, и если вы перенервничали и допустили пару ошибок, то для вас это может стоить очень дорого, т.е. условно вместо 98 баллов, вы получаете на выходе всего 85.

При этом нужно выучить на «отлично» не один, а 3 предмета, что тоже далеко не просто.

Что делать ?

Нужно участвовать в олимпиадах городского, областного, всероссийского уровня и олимпиадах, которые проводит сам вуз. Это must have, если вы себя хотите как-то обезопасить от возможного провала на ЕГЭ и заранее получить 100 баллов за нужный вам предмет. Олимпиад масса, у каждого вуза свои условия и льготы, поэтому нужно активно мониторить веб-сайты вузов и следить за новостями.

Самый «простой» способ – это стать призером/победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и поступить в любой вуз по профилю вообще без экзаменов (как в свое время и вышло у автора этого поста).

Этот способ можно условно назвать «простым», потому что вместо 3 предметов, вам нужно ботанить только один, но ботанить его придется долго, упорно и усердно.

Начинать готовиться нужно минимум с 10 класса, а лучше с 9-го, при этом готовиться придется практически каждый день и больше всего в каникулы. Но усердие так или иначе окупится.

Сейчас все социальные сети – это тайм-киллеры и ярмарки тщеславия, где каждому хочется похвастаться, где он был, что ел, с кем тусовался итд. Люди зависают по 3-5 часов, чтобы подсмотреть за чужой жизнью, посмотреть веселые картинки и прочитать информацию, которая им не нужна.

В связи с этим вот какой совет – удаляйтесь из тех соц сетей, которые не несут какой-либо полезной составляющей. Это в первую очередь относится к Instagram и Foursquare. Если не можете пересилить себя, тогда хотя бы удалите не аккаунт, а просто приложение с телефона.

Оставьте только те социальные сети, где вы можете прочитать какую-либо полезную информацию. В Вконтакте отпишитесь от пабликов типа «Орленок», «Веселый студент» итд. Не засоряйте свой мозг, сконцентрируйтесь только на сфере своих интересов.

Пункт 4. Про репетиторов.

Куда бы вы ни поступали, имеет смысл нанимать репетиторов только по 2 предметам: математике и русскому. Во-первых, чтобы гарантировано получить аттестат (а то мало ли, всякое случается). Во-вторых, потому что, так или иначе, при поступлении на большинство специальностей все равно понадобится сдавать либо русский, либо математику.

В остальных случаях вам понадобится только библиотека, интернет и самодисциплина.

Нет смысла нанимать репетитора по физике, если вы сами не можете решить часть С в ЕГЭ. Лучше пересмотрите свои взгляды и поступайте туда, где физика не нужна, ибо потом вы ее все равно не потяните.

Нет смысла нанимать репетитора по английскому языку. В интернете полно ресурсов, где есть вся грамматика, учебники и словари, нужна только самодисциплина и желание.

В институте никто вам не будет разжевывать материал, так что учитесь сами во всем разбираться со школьной скамьи.

Вообще ЕГЭ – это не про мозги. Вам просто нужно «набить руку», решить в районе 100 пробных тестов и все. То, что вы решили, так или иначе отложится в памяти и вспомнится на экзамене.

Пункт 5. Про личную жизнь.

Забудьте о ней в 11 классе.

Хотя кто-то, конечно, умудряется сочетать тусовки с друзьями и активную учебу.

Но лучше все-таки сконцентрироваться на подготовке к поступлению. Тусоваться будете, когда поступите и до первой сессии.

Пункт 6. Если вы не поступили.

Поступайте заочно и идите работать.

Обучение в «престижном» вузе подразумевает, что вы будете круглыми сутками учиться. На выходе у вас будет клевый диплом, но без опыта работы вы будете не нужны работодателю.

Учась заочно и работая, вы будете видеть текущее положение на рынке труда, и понимать, какие навыки и знания сейчас востребованы.

Сейчас 2014 год, в стране кризис, и условия принятия на работу становятся все жестче.

Всего был опрошен 151 студент журфака МГУ, 84 студента Высшей школы экономики и 35 студентов МГИМО примерно в равном количестве со всех курсов. Варианты ответов студентам не предлагались. Кандидаты выбирались случайным образом. На все вопросы не смог ответить ни один студент, 15 человек не смогли ответить вообще ни на один вопрос.

На вопрос «Сколько планет в Солнечной системе?» только 12% студентов журфака МГУ смогли назвать верное количество и перечислить планеты в правильном порядке, в ВШЭ таких было вдвое меньше. Среди ответов журфака МГУ число планет колебалось от 4 до 20, в ВШЭ — от 7 до 25. Самые популярные ответы — 7, 9, 11-12. Какая революция была раньше — Октябрьская или Февральская? 46% студентов-журналистов МГУ и ВШЭ не смогли ответить, какая революция была раньше — Октябрьская или Февральская. Чаще всего студенты предполагали, что Февральская революция — это события 1905-1907 годов, а в 1917 году революции с таким названием не было вообще.

Уверенно сказать, куда впадает Волга, смогли менее 60% студентов-журналистов. Студенты перебрали варианты от Азовского и Черного до Северного и Балтийского морей, в ВШЭ предположили, что Волга впадает в Байкал, Оку, Тихий океан, а МГУ — в Москву-реку, Енисей, Обь. Некоторые студенты решили, что «Волга не впадает никуда».

Около половины студентов-журналистов обоих вузов не смогли вспомнить год, в котором Москва впервые упоминается в летописях, несмотря на то, что этот год принято считать годом основания Москвы. Варианты ВШЭ колебались в промежутке между «200 какой-то» и «1600 какой-то». Журфак МГУ был конкретнее в датах, ответы приходились на промежуток 283-1487 годы.

Около 60% студентов журфака МГУ и почти половина журналистов из Вышки и МГИМО не смогли вспомнить, какая настоящая фамилия Сталина, называя варианты вроде Гагашвили, Джудашвили, Журашвили, Беришвили, «Что-то-там-швили», «какая-то грузинская, армянская фамилия», а также Кикабидзе, Чехардзан, Цехардзан, Ульянов и даже Бронштейн.

Студентов мы просили вспомнить, кому из русских писателей присуждалась Нобелевская премия и сколько их было. Менее 5% журналистов в МГУ и ВШЭ смогли перечислить имена всех лауреатов и назвать их число. В МГИМО почти каждый второй справился с вопросом. Каждый четвертый студент журфака МГУ «присудил премию» Владимиру Набокову. В лауреаты студенты записали Пушкина, Достоевского, Толстого, Блока, Горького, Платонова, Быкова и Булгакова.

Только один из пяти студентов-журналистов ответил правильно на вопрос, кто написал сказку «Щелкунчик». Чаще всего сказку приписывали Перро, Андерсену, братьям Гримм и Чайковскому. Помимо этого студенты называли фамилии Экзюпери, Толстого, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Гафта и даже Гайдара («тот же, кто написал «Тимура и его команду»).

Имя генсекретаря НАТО практически никому не оказалось известным: в МГУ из 151 человека его знали только 4, в МГИМО его назвали 2 из 35 студентов, а в ВШЭ — никто из 84. Зато Пан Ги Мун как глава ООН оказался знаком 60% респондентов в МГИМО, 30% — в МГУ и 18% — в ВШЭ, где один студент сказал, что Пан Ги Мун возглавляет обе организации.

Существует легенда, что Альфред Нобель, изобретший такие взрывчатые вещества, как баллистит, кордит, гремучий студень и динамит, после ошибочной публикации некролога (Альфреда Нобеля перепутали с его братом), в котором его назвали «торговцем взрывчатой смертью», решил запомниться потомкам чем-нибудь более приятным. У него это получилось: только один из пяти студентов-журналистов в МГУ и ВШЭ вспомнил, что Нобель изобрел динамит. Чаще всего в ВШЭ называли слово «премия», хотя вопрос звучал так: «Что изобрел Альфред Нобель?» На журфаке МГУ самым популярным ответом был «нефть». Самые нелепые ответы, которые давали студенты, — «нефть», «эбонитовую палочку», «электричество» и «водородную бомбу».

На вопрос, кто был мэром Москвы до Юрия Лужкова, около 94% студентов журфака ВШЭ и МГУ не смогли правильно ответить. В МГИМО — один человек из 35 опрошенных. Самые частые отговорки были такие: «я не из Москвы», «я живу здесь недавно», «я еще не родился (ась)». Студенты ВШЭ предположили, что это был Черномырдин, Быков, Яковлев и Березовский. В МГУ — Собянин, Брежнев, Чубайс, Киселев, Зюбов (по всей видимости, это искаженная фамилия Зюганова). Также были варианты: «до Лужкова был Лужков» и «мэра не было, потому что была царская Россия».

Следующий вопрос — «Какое событие стало одним из поводом для начала второй чеченской войны?». Как известно, вторая чеченская война официально была «контртеррористической операцией» и началась после вторжения боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба в Дагестан, а также после взрыва жилых домов. Студентов мы просили назвать хотя бы одно событие, которое стало поводом к войне. В МГУ с этим справились 7%, а в ВШЭ — 2,5%. Чаще всего среди причин конфликта называли перестройку, Березовского, противостояние СССР и США и «там был Нагорный Карабах».

Самый простой вопрос — «В каком году и чьим указом основан МГУ?» — мы задали только журналистам, учащимся в данном вузе, однако лишь 14% студентов смогли ответить на этот вопрос полностью, правильно назвав и год, и имя автора указа. При этом в ответах никак не соотносились между собой год и император: человек мог одновременно назвать Александра I и 1367 год. Разброс дат был от «1230 какой-то» до «1800 какой-то», а авторство указа приписывали Петру I, Екатерине I и Екатерине II, Ломоносову, Шувалову, Александру I, Николаю I и даже Сталину.

ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЯ

Проблема выбора: МГУ или МГИМО?

Здравствуйте, Рауф. Пишет вам пока еще студент МГУ. Очень надеюсь на ваш совет, поскольку сам я вряд ли смогу разрешить этот конфликт. А конфликт такой. Я учусь на физфаке МГУ, но попал я сюда совершенно случайно, без всякого преднамеренного желания, подготовки и т.д. Учиться, конечно, очень интересно, и хочется пройти этот путь до конца, но я не могу отказаться от мечты учиться в том вузе, в который планировал поступать изначально. МГИМО - это то, чем я жил около 2 лет и мне очень дороги эти годы. Все дело в том, что я не знаю, чего хочу больше: остаться в МГУ или стать дипломатом... поэтому не могу сконцентрироваться на учебе, и возникают совершенно никому не нужные проблемы, ссоры с родственниками... Жду вашего совета.

Р.М. [ВКонтакте]

Проблема выбора между МГИМО и физфаком это серьезная проблема, от нее зависит выбор своего жизненного пути на ближайшую перспективу. Конечно, такие конфликты лучше распутывать на очной консультации, но давай сначала попробуем немного распутать эту проблему по мэйлу. Я задам тебе вопросы, на которые постарайся ответить как можно подробнее.

1. Как так получилось, что ты поступил в физфак, а не в МГИМО.

Ты не прошел в МГИМО по конкурсу? У твоих родителей не хватило денег для оплаты дорогостоящего обучения? Тебя заставили поступать в физфак твои "родственники"? Или тебя уговорили твои друзья? Или у тебя в последний момент произошло "затмение"? Что случилось то?

Немного расскажи предысторию. Почему именно МГИМО? Откуда взялась такая идея? Есть знакомые дипломаты? Или кто-то из знакомых там учился?

2. Напиши мне, в чем ты видишь преимущества учебы в МГИМО? (Начни свой рассказ с такой фразы - "Я хочу учиться в МГИМО потому что …" и продолжи это предложение. Таких причин учиться в МГИМО постарайся найти как минимум пять.

Потом встань перед зеркалом и проговори все, что написал громко вслух. Попробуй описать чувства, которые при этом испытываешь.

3. Напиши мне, в чем ты видишь преимущества учебы в физфак. Также начни свой рассказ с такой фразы - "Я хочу учиться в физфак потому что …" и продолжи это предложение. Таких причин тоже постарайся найти как минимум пять.

То же самое: встань перед зеркалом и проговори все, что написала громко вслух, и попробуй описать чувства, которые испытываешь.

Ваши вопросы заставили серьезно задуматься. Постараюсь ответить на все это максимально честно, хотя это будет нелегко.

Почему я поступил в физфак, а не в МГИМО?

Да, в общем, случайно получилось. В МГИМО помимо олимпиад и ЕГЭ обязательно свои экзамены. Мне предстояло выдержать испытание по иностранному языку. Проблема заключалась в том, что задания должны выполнить не коммуникативную задачу, а соблюсти все каноны языка. Вообще говоря, могла получиться полная ерунда, главное, чтоб она была грамматически правильной. Собственно экзамен нужно было написать на 87 баллов из 100. Мой балл- 84. В тот день, когда объявляли результаты, можно было посмотреть работы и поднять себе балл, если были на то основания. Речевые ошибки иностранных языков оспариваются так же просто, как и аналогичные в русском. Но я смотреть не пошел - сломался. Или может это была гордость... не знаю. Через три дня, когда сил заниматься самокопанием не осталось и пришло осознание того, что мечты рухнули, я с присущим моей семье максимализмом решил "если не все, то - ничего." "Ничего" в моем понимании - нечто, совершенно не связанное с дипломатией. И вот я здесь…

О платном обучении вопрос не стоял никогда. Каждый в моей семье всего добился сам, и я не собирался пользоваться их услугами. Родственники были уверены, что я буду искусствоведом или историком. В МГИМО и физфак не верил никто, кроме родителей. Решение поступать в МГИМО поддержали единогласно, помогали, чем могли, друзья с олимпиад до сих пор шутят, что они меня выкрадут.

Почему именно МГИМО?

Причин много. Во-первых: мечта о блестящем образовании, о независимости от других людей, об интересных студенческих годах, театрах, операх, музеях, встрече с министром иностранных дел, и потом мне нравится убеждать людей, нравится принимать решения, анализировать события. Дипломат, чтобы быть успешным, должен быть сведущ во всех сферах человеческой деятельности. это универсал. Предсказывать ходы противника, своего рода маленькая война, где солдаты - буквы, а потери измеряются не людьми, а амбициями, а когда во все это вплетается история и реальные интересы - чувствуешь себя творцом судеб. У меня есть знакомые дипломаты, отлично образованные люди, прекрасно владеют собой, способны строить умозаключения любой сложности за доли секунды. Как сказал классик: "гуманитариям нельзя верить: они одинаково хорошо играют судьбами и словами, а в их голове огромной спиралью выложена история и только они в силах ее распутать". Кстати, вы когда-нибудь видели само здание МГИМО??? Оно выглядит как цитадель международных тайн. Кстати, в МГИМО все преподаватели со студентами на равных, что мне очень нравится.

А вот чтобы проговорить то, что написал перед зеркалом, возникло много проблем, каждый раз подходил к зеркалу, читала около половины, понимал - не то, не верю. Садился писать снова, в выходные приезжал туда, набирался умиротворения, возвращался, нет, снова не то, и так каждое утро две недели, вот то, к чему я пришел.

Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ В МГИМО, ПОТОМУ ЧТО

1) хочу быть с преподавателями на равных

2) хочу получить отличное образование

3) хочу знать много языков

4) хочу, чтобы вокруг меня были люди, разделяющие мой взгляд на жизнь и эстетические привязанности

5) там у меня много друзей

6) хочу доказать всем, кто в меня не верил, что я могу там выжить (в этом кстати сложно было признаться)

7) хочу быть независимым как финансово, так и духовно

8) .... здесь должна быть фраза о власти, но ее нет, потому что когда я перед зеркалом

говорю, что хочу власти, испытываю отвращение к себе, а когда совсем ничего нет, получается не очень честно.

когда стал читать окончательный вариант, чувствовал удовлетворение, немного радость, немного грусть. Самое главное, я себе верю, верю, что все вышесказанное мне действительно нужно. Когда читал пункт 6 - гордился тем, что все-таки призналя себе в этом. А потом нахлынула ностальгия...

Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ НА ФИЗФАКЕ, ПОТОМУ ЧТО

1) мне интересна физика

2) здесь есть люди со схожими интересами и складом ума

3) здесь все зависит от меня

4) это "отличная школа жизни"

5) хочу понять, чего я стою

6) возникают интересные перспективы с работой

Когда читал пункт 1, противоречий внутренних не возникло, но гложет мысль о том, что мало интересоваться, нужно учить и знать...

2. Чего-то не хватает... вероятно пункта 4 из предыдущего списка, про эстетические привязанности

3. Это одновременно приятно и опасно, все-таки я человек ленивый.

4. Ооо, да, это так... вспоминаю Онегина "мой дядя самых честных правил..."

5. Очередной приступ собственной важности. Хотя без этого вроде тоже никак. Ну и отдельно 1, 2, 6, - чувство схожее с первым списком - так и должно быть, тихая уверенность и умиротворение... 3, 4, 5 - Читаешь, и сразу дух бойца просыпается, где-то внутри, приятное чувство.

вот вроде и все.

Р.М.

По твоим фразам понятно, что МГУ для тебя - настоящее, а МГИМО (стать дипломатом) - будущее, о котором ты мечтаешь. Ты с таким упоением рассказываешь о дипломатии, что я сам (на несколько минут по крайней мере) захотел стать дипломатом. Твое описание МГИМО красочнее, чем описание МГУ. К тому же мне не очень понятно, что такое "хорошая школа жизни".

Я так и не понял, была ли у тебя возможность платного обучения в МГИМО. Если да, то один из психологических конфликтов выглядит так: МОЯ ГОРДОСТЬ (все или ничего!!! в нашей семье все всего добивались сами!!! вопрос о платном обучении не стоял никогда!!!) против МОЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ и МОЕЙ МЕЧТЫ.

Тебе придется решать самому что выбрать - ГОРДОСТЬ или МЕЧТУ (я за тебя этого делать не буду). Смотря, что для тебя важней. Проблема выбора между гордостью и мечтой - это очень жесткий конфликт для гордых людей (понятно ведь, что у людей менее гордых такой вопрос вообще бы не возник). Может быть, тебе когда-нибудь удастся построить свою жизнь так, что тебе не нужно будет идти на компромисс. А пока … Кстати мое представление о дипломатах - что им-то как раз часто приходится задвигать свою гордость "куда подальше", потому что дипломатия - это все-таки искусство компромиссов. Это харизматичные пассионарии типа Уго Чавеса и Фиделя Кастро, могут себе позволить говорить с трибун речи, размахивая кулаками и ругаясь матом, дипломаты же всегда работают вежливо. Из меня, например, не получился бы дипломат, это я точно знаю.

Возможно, под проблемой выбора между ГОРДОСТЬЮ и МЕЧТОЙ скрываются еще какие-то конфликты, (по письмам об этом трудно судить). Так что если хочешь с этим разобраться, понять чего ты хочешь, и понять, почему ты сломался и не пошел на апелляцию и не отспорил эти злосчастные 3 балла (опять ГОРДОСТЬ!?), приходи на консультацию.

Удачи на сессии.

Спасибо. Все стало гораздо яснее.

Р.М.

error: