Понятие общества, общественных отношений и общественной структуры. Сферы общественной жизни

Новости:

Общество(социум) понимается в трёх смыслах:
1) в широком – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. включающая людей, способы и формы их взаимодействия между собой. Примеры общества в этом смысле – земляне, международное сообщество;
2) в узком – круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения и т.п. (семья, коллектив класса, общество нумизматов), либо выделенных на основе какого-то признака (российское общество, москвичи и т.п.);
3) в историческом – конкретный этап развития народа, государства. Примеры – раннефеодальное общество, древнеримское общество.

Общество - продукт совокупной деятельности людей. В деятельности люди вступают в различные отношения - они и составляют основу, "ткань" общества.

Общество выполняет многообразные функции. Главные среди них: производство общественных благ, распределение результатов труда, контроль за поведением людей и регламентация их деятельности, социализация и воспитание человека, духовное производство (создание идей, духовных ценностей), сохранение, воспроизведение и передача духовных благ. Отношения человека и общества взаимны – человек, объединяясь с другими, является основой общества, в то же время человек сам испытывает влияние на него общества. Общество зависит от людей, входящих в него, а каждый человек - от общества, в которое он входит.

Общество – это, прежде всего, совокупность общественных отношений. Общественные отношения– это многообразные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между различными социальными группами.

Общество – это система сложноорганизованная, саморазвивающаяся, целостная. Общество – это не просто толпа людей. В обществе есть такие свойства, которые несводимы просто к людям по отдельности, наполняющим общество.

Признаки общества:
1) общество – это система. Система есть упорядоченная совокупность элементов, связанных между собой. Элементами общества являются люди, социальные группы, организации и т.п. Они находятся между собой в многочисленных и многообразных взаимосвязях. Характеризуя общество как систему, учёные делают акцент на строении общества, её элементах, связях между людьми, группами;
2) общество – это динамичная система. Динамика – это развитие, в отличие от статики. Без сомнения, общество находится в постоянном развитии. «Всё течёт, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды – воды текут не те, да и человек другой» - сказал древнегреческий философ Гераклит. Развитие общества непредсказуемо, альтернативно (имеются разные варианты развития), всегда незавершённо (т.е. развитие никогда не завершится), нелинейно (общество развивается с разной скоростью, то замедляясь, то ускоряясь);
3) общество – это открытая система, поскольку оно взаимодействует с другими системами – природой, космосом и т.п. Общество испытывает влияние, например, природы в дни холодов, засухи и т.п., в то же время общество само может воздействовать на природу – к примеру, разгонять облака в дни парадов и других праздников, регулировать численность диких зверей, создавать заповедники и т.п.

В структуре общества выделяют 4 подсистемы (сферы):
- политическая – включает управление, отношения людей по поводу власти, политические нормы. идеологии и т.п.;
- экономическая – включает совокупность отношений людей по поводу создания, распределения, обмена и потребления экономических благ;
- социальная – включает различные социальные общности, группы, классы и отношения между ними;
- духовная (культурная) – включает науку, культуру, образование, религию и иные духовные сущности.

Основанием выделения в обществе подсистем (сфер) являются базовые потребности человека, которые они удовлетворяют:
- политическая - потребности в правопорядке, организованности, дисциплине, мире;
- экономическая - материальные потребности;
- социальная - потребности в контактах, общении с другими людьми;

Духовная - потребности в самореализации, самоутверждении, умножении добра, истины, красоты.

Выделение в обществе сфер весьма условно. Многие социальные элементы можно отнести сразу к нескольким сферам. Например, телевидение. Оно может выполнять и политические функции, и помогать общению людей (социальная сфера), и распространять духовные ценности. Все сферы жизни общества взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга.

Общество противоречиво взаимодействует с природой. Природа - это совокупность естественных условий существования человека. Природа, как и общество, - система. Эти системы развиваются по своим законам: природа - под воздействием бессознательных сил; общество - чаще всего на основе сознательных сил. Природа предопределяет условия жизни каждого члена общества, а общество воздействует на природу противоречиво. Оно может загрязнять природу, а может влиять положительно - создавать заповедники и т.п.

Общество взаимодействует и с культурой. Оно создало и развивает культуру, а культура предопределяет развитие самого общества.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

Закажите работу сегодня со скидкой до 5%

Бесплатно

Узнать стоимость работы


1 Раздел: Общество и общественные отношения.

1.Типология общества;Общество и общественное отношение.

2.Структура общества.

3.Основные сферы жизни общества.

  1. Типология общества; Общество и общественное отношение.

Общество-это понятие,которое происходит из обычного не научного языка,по этому оно не имеет точного определения.Традиционное общественое понятие совокупность людей или как совокупность общественных отношений и это взгляд на общество называется социальным номинализмом,однако это не расскрывает полного понятия поскольку в данном случае по мимо людей и их отношений существуют отношения которые оказывают значительное влияние

Существует еще одна точка зрения-Социальный реализм.Общество-социальный реализм которого не сводится к природной реальности,а значительно отличается от нее.

Именно по этому в современном обществе возникло множество подходов отлкования общества.

Французский социолог Дюркгейм рассматривал общество,как реально существующее вне людей и во многом зависит от так называемых социальных факторов.

Социальный фактор-это любой способ действия на который оказывает влияние на жизнедеятельность людей,но в тоже всремя имеет свое собственное существование не зависящее от людей.

В философии ощество понимается в узком и широком смысле слова.

В узком смысле-это определение этапа человеческой истории,а так же та или иная совокупность людей объединенных для общественнои и совместной деятельности.

В широком смысле- общество это обособевшаяся от природы часть матреиально мира представляющая собой способы взаимодйствия людей и формы их обединения.

Но вместе с тем общество это не только обособившаяся от природы часть материального мира,но и результат целенаправленного разумноорганизованой жизни людей в связи с этим появилось три основных теории подхода объясняющие понятие общества:

1 Натуралистический

2 Идеалистический

3 Материалистический

С точки зрения натуралистического общество расматривается как естественное продолжение закон природы,мира животных и космоса.Монтесккю считал,что общество и его развитие определяется особеностью геограической и природно климатической среды.

С точки зрения идеалистического понятия общества.Основной его является нечто духовное.

С точки зрения матреиалистического понятия общества.Он был разработан Карлом Марксом.Основой существования и развития общества является тот или иной способ производства материальных благ,которая складывается независимо от сознания людей

Общество является частью метериального мира развивающися по своим собственным законам,по этому сточки зрения материалистического понятия это нечто иное как естественный иторический процесс объединяет законы в сочетании с объективными факторами.

Основные признаки общества.

1 Каждое общество имеет историю,которая хранится в его памяти.И кроме того представления отражраются также в тех знакоковых явлениях культуры котрорая и составляет основу того лили иного общества

2 В каждое имеет собственную культуру,которая и позволяет ему сформировать отражать формы и ценности являющимися основой рожденим народной соц. сферы.

3 Любое общество является самой большой еденицой социальной реальности.оно не входит в сотставную часть болие крупного общества.

4 Общество воспроизводит само себя.

5 Общество должно иметь государство

6 Любое общество характерезуется социальной дифиринциацией (расслоение) на классы и сословия.

Общество это довольно сложная само развивающаяся система и в нем неизбежно возникают определенные отношения в которые вступают междусобой люди в процессе совместной деятельности - общественные отношения.

Общественные отношения- это много образие форм и взаимодействия и взаимосвязи и возникают в процессе деятельности между социальными группами,а так же внутри них.

Все общественные отношения деляться на 2 группы материальные и духовные.

Материальные отношения- возникают и складываются не посредственно входе практической деятельности людей и независимо от их сознания.

Духовные отношения складываются под влиянием общественного сознания, через идеал к духовной ценности, кторые выступают в качестве первопричины.

все реальное многобразие обществ существовавших прежде и существующих ныне подразделяют на определеные типы,а несколько типов объедененых сходным признаком ччли критерии образуют типологию в обществознании.

Существует несклько типов обществ

1 Простые общества (отсутствует дифиринциация,нет руководителя и подчиненных)

2 Сложные общества (в котором существует несколько слоев населения и соответсвует несколько уровней управления)

3 Исторические (общество эконом реформ)

4 Цивилизационные (традиционные индустриальные и пост индустриальные)

Самой известной типологией общества я вляется типология философа Моргана,которую он изложил в работе "Древнее общество или исключение линий человеческого прогресса от дикости,через варваство к цивилизации"

Дикость-Варварство-Цивилизация (Каждый из этих типов характерезуется своей особенностью воспроизводтва цивилизации)

Дикость- социальность через производства таких цен как власть и мастерсво.

Мастерсво- через ценность славы

Цивилизация- основная ценность богатсва в форме денег и катиталов.

Дюркгейм разделял все общества на механические и органические

Механический тип. Наивысшим значеним рода и племени,но без них человек ничего не представляет.

Органический тип. Наивысшей ценностью значится профессионализм отдельного человека.

В основе Марксистской типологии лежал уровень развития производства сил и соотношения или производсво отношений следователно в типологии юбщества деляться на общественно экономической формации.

Это типология общества,которую предложил американский филосов Поппер.Все общества делились на закрытые и открытые.

В закрытых обществах обеденяются полубиологической связью, т.е. родствосм,общей жизни,участием в общих делах,одними опасностями,общими удовольствиями и бедами,как правило такие общества это тоталитарные общества.

Открытые общества это димократические общества в котором люди обладают независимостью в которых вынуждены принимать решения самостоятельно.

  1. Структура общества.

Структура- это система относительно устойчивых отношений между элементами поддерживаются её единство и порядок.

В качестве основных элементов выступают:

1 элемент Социальный инстинут т.е. общественно приятый образец поддерживающий формы поведения и действия людей

2 элемент - это отдельные люди.Социальные группы различающийся своим полорженим и ролью в общественной жизни.

3 элемент. Статусы и ромы т.е. это те позиции которые занял социальные объекты выносящие основные социальные ресурсы (богатсво, власть,образование)

4 элемент. Функции поддерживающие единство и жизнеспособност на основе распределения обязанностей.

5 эелемент. Орган поддерживающий единство общества на основе резделения труда и рыночного обнена продуктов своей деятельности.

Социальный институт означает некое установленное общеприятое правило,стереотип,обычай или тарадицию т.е. представляет собой предмет который способен воспроизводить устойчивое состовляющее социал отношений,а так же диспоцию положений относительно друг к другу и их регурировать.

Социальный институт это средство установления социальных отношений и поддержания порядка в обществе и именно социальный институт и заставляет человека по мимо личныз отношений и предохраняет социум от возникновения конфликтов следовательноо в каждом обществе есть 4 основных группы социальныз институтов.

1 Экономический институт - регулирует отношение производства и распространения товаров и услуг

2 Политический институт,который поддерживает административную функцию отношений или отношение власти.

3 Культурно иил духовный институт,который обеспечивает приемственность правовых,художественных,этических,моральных и религиозных отношений.

4 Социальный институт,который воспроизводит социальные позиции людей.

Каждая группа социальных институтов тесно взаимосвязана друг с другом и в тоже время автономна и имеет свою логику развития.

Групповая структура общества представляет собой иерархическую организацию социального пространства,в которой социальная группа или слои различаются между собой,степенью обладания собственностью,властью и культурой.

Впервые предпринял попытку деления на группы - Платон,создав свою модель идеального государства.Разработтаная им модель идеального государства включала в себя 3 основных сословия:

1 Философы- управление государством

3 Работники (крестьяне и ремесленники)- производство материальных ресурсов.

С точки зрения марксистской теории общество делится на классы.С точки зрения теории классы это людей различающихся:

а) местом в системе общественного производства

в) отношение к среде производства

с) ролью в общественной организации труда

d) способ получения и размерами той доли общественного богатсва,которой они распологают.

Существует теория технократического детерминизма,в соответсвии с которым в структуру любого общества...технократического возникановение которго технологии иноваций и разжеляет тех

Технократия это главная движущая сила социально прогресса.

Теория технократического дедерминиза сводит социальную структуру общества к двум социальным классам,которая и обеспечивает переход к постиндустриальному обществу.

Технократия относится к производству высокопроизводительного высоко технологического продукта.

Гуманократия это те кто обеспечивает производство и воспроизводство самого человека как субъекта труда и общества жизни.

Социальные классы как правило открыты и не замкнуты их основу всегда соответсвует экономическим фактрам и выводит 3 основныз класса:

1 Верхний

2 Рабочий

3 Средний

Некоторые допускают 4 класса,к которрым относят крестианство.

Ролевая структура общества.

Статификация- это разделение общества на определенные статусы (позиции),которые занимают населенные его люди.Следовательно статус это положение социальной систены,которая определяет и поддерживает общество в целом.Существует насколько типов статусов,которые в своей совокупности образуют статусный набот представляющий положение человека в обществе взаимодейстует как целое.

Функциональная структура

Функчионал-выполнять или совершать что либо.

Американский социолок выделил 4-ре основных функции

1 Одаптивная функция- система должна уметь приспосабливаться к внешней среде (экономика)

2 Целеноправленная система- должна уметь формулировать свои цели и достигать их(политика)

3 Интегративная- внутри еденицы и упор. что бы быть в соответсвии достич свои цели(су3д,прокуратура,полиция)

4 Латентная- систена должна сохранять и поддерживать по средствам усвоеная членами общест,култур и писменности(семья,лиригии и соответсвенно образования)

Деятельно производственная структура-её основным элементом выступает организация. Организация происходит от древне греческого слова органо-другие инструмент. Что бы нечто производить человеческое общество должно быть организованным. Основными признаками является:

1 Наличие целей деятельности.

2 Наличие органа управления

3 Координация

4 Контроль

Сущность понятия организация-это социо культурная общность созданная специально для достижения целей. Организация-деятельность по организации включения плана, координации связей, мотивации и контроля, процесса управления. Организация - это иерархическая структура связей и отношений между элементами представляющих собой административную функцию иерархических должностей и односторонних личных зависимостей.

  1. Основные сферы жизнедеятельности общества.

В любом обществе выделяют 4 основных сферы

1 Экономическая

2 Социальная

3 Политическая

4 Духовная

Экономическая сфера-материальное производство, распределение и обмена материальных благ экономическое пространство,которое ограничивает хозяйственную жизнь страны осуществляющую хозяйственную жизнь страны и международное экономическое сотрудничество. Основным элементом экономической сферы является материальное производство. Именно в нем заключается условие существования людей.

Социальная сфера-это сфера деятельности и взаимных отношений в обществе, этнических группах, классах, профессионально и социально демократических слоев по поводу социальных условий их жизни, следовательно социальная сфера это формирование установление классовых и национальных отношений, условий труда, образа и уровня жизни людей.

Политическая сфера-это отношения между классами, социальными группами, нациями, политическими группами, а так же социальными группами по поводу исправления их политики в следствии их потребности и интересов.

Духовная сфера-это сфера отношений людей по поводу создания, усвоения людей и их ценностей. Формы и уравнения общественного сознания под которым понимается идеал отношений общественной жизни.

Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом могут понимать отдельную страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества (европейское сообщество).

Под обществом понимается и все человечество как некая, относительно обособившаяся часть природы, как носитель разума, источник культуры, как всеобщая форма существования человека.

Когда требуется подчеркнуть некоторые существенные черты общества, говорят о его видах. По технологическому основанию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. По религиозному основанию: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: немецкое, французское и др. Каждое из них, хотя и отличается от других своими специфическими чертами, но подчиняется общим закономерностям.

В философии понимание общества связывается с представлением об исторически сложившейся совокупности людей, связанных общей жизнедеятельностью. Главная черта общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.

Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий субъект деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:

o возрастные (молодежь, пенсионеры);

o профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);

o этнические (народность, нация);

o религиозные (церковь, секта);

o политические (партии, народные фронты, государства).

Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе – независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства – существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно – интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической среды, спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями. Общество предстает как своеобразный эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и устойчивое образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного несовершенства человека и тяжести несовершенных глобальных проблем может повести к самоубийству человечества. В рамках этого направления предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый виток своей эволюции.

Другой подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природ­ных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Общество предстает как це­лое, определенная система, структурированная особым обра­зом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем про­цессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности истори­ческого развития.

На протяжении всей истории люди старались понять, объяснить причины возникновения общества, направленность его развития. Первоначально такие объяснения давались в мифологической форме, в сказаниях о богах и героях, пожелания и действия которых определяли человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские учения об обществе зародились в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как на специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Например, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние века философские объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.

В период Нового времени получили распространение идеи о том, что общество возникло и развивается естественным путем на основании соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) обосновывали положение о «естественных правах» каждого человека, которые он получает от рождения.

Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Гегель, определивший его как связь, общение людей через согласование потребностей, разделение труда, взаимное поддержание порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться конкретная наука об обществе – социология. Это понятие было введено французским философом О.Контом. Предметом изучения этой науки стал общественный прогресс, решающим фактором которого, по О.Конту, выступает духовное и умственное развитие человечества.

Определенным этапом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно которой развитие общества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое общество, по Марксу, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Упреки в адрес марксизма связаны с тем, что в многообразии исторических процессов на первый план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится второстепенная роль.

В конце XIX века приобрела популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выступил с призывом к переоценке всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер рассматривал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер считал, что европейское общество вступило в полосу окончательного заката.

В начале XX века получили распространение труды крупнейшего философа М.Вебера, рассматривавшего проблемы социального действия. Анализу возможных типов социальной организации, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящены работы К.Поппера.

Во второй половине XX века философское познание общественной жизни было дополнено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три основные этапа развития общества:

· Доиндустриальное (аграрное),

· Индустриальное (промышленно развитое),

· Постиндустриальное (высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого человека).

С начала XX века предпринимались многочисленные попытки объяснить социальную реальность средствами естественных наук: географии, биологии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта тенденция очень показательна с позиций сближения естественнонаучных и социальных теорий.

Таким образом, история философской мысли показывает, с одной стороны, возрастающую мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность развивающихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на пути познания общих закономерностей существования и развития общества.

Наличие устойчивых связей между всеми компонентами общества, их единство никогда не вызывало у философов сомнений. Тем не менее, существовали и существуют различные подходы к пониманию характера целостности общества. В истории философии известны «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», теория социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». Сегодня же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) используют теорию общества как системы. Эта система обладает особыми качествами:

· интегральность (система как целое выше, чем ее отдельные элементы);

· функциональность (роль каждого элемента зависит от его места внутри системы);

· структурность (относительная устойчивость связей и отношений между элементами системы);

· взаимозависимость с внешней средой (каждая система является элементом более масштабной системы и, с одной стороны, зависит от импульсов этой большой системы, а с другой – сама влияет на внешнюю среду).

Всем этим признакам отвечает человеческое общество.

Общество – многоуровневая система. Основные уровни могут быть представлены следующим образом. Первый уровень – это социальные роли, определяющие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень – различные социальные группы и институты, в которых распределены эти социальные роли. Третий уровень – культура, которая задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений. Четвертый уровень – политическая система, которая правовыми актами регулирует и укрепляет связи внутри социальной системы.

Общество – самовоспроизводящаяся, самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, динамичная система, находящаяся в процессе непрерывного изменения. Главным источником развития общества является творческая энергия, воплощенная в поведении людей, которое не всегда укладывается в рамки сложившихся предписаний. Такую энергию еще называют инновационной. Эта энергия вызывает изменения в культурной и институциональной системах общества, которые осуществляются благодаря механизмам внутренней саморегуляции и контроля.

Развитие общества, как правило, направлено на создание все более сложных системных элементов. Динамика развития общества связана с чередованием периодов ускорения жизненных процессов и их замедления, частичного распада общественных структур, с частичным возвратом к старому.

Конечно, каждый отдельный человек рождается в определенном обществе и в определенную историческую эпоху. Он застает сложившуюся систему общественных отношений, которую невозможно игнорировать. Но он должен определить свое место и роль в этой системе. Власть объективных закономерностей общества не является чем-то фатальным. Как замечают В. Кохановский, В. Яковлев, Л. Жаров и Т.Матяш «вся история – это движение человечества к свободе и гуманизму в общественных отношениях». Сегодня человечество переживает нравственно-культурный кризис, связанный с неумением установить гармоничные отношения между обществом и человеком, между народами, нациями, государствами.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношения наций, отношения наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношения классов.

Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки и культуры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии общественной жизни России в ХIХ веке.

В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли социально-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в социальной структуре общества. Известно достаточно много фактов истории, свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения наложили большой отпечаток на социальную жизнь общества, потому что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные экономические интересы людей. Поэтому социально-классовая структура общества играет ведущую роль в социальной жизни общества. Однако, не менее важное значение, особенно в современных условиях, принадлежит и другим социальным общностям людей (этническим, профессиональным, социально-демографическим и т. д.).

Говоря о структуре современного общества, следует сказать о его социально-классовом характере. Философия и социология (как наука об обществе) сегодня исходят из того, что социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие ценности, интересы и нормы поведения. Большие социальные группы – это: общественные классы; социальные слои; профессиональные группы; этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы(молодежь, пенсионеры). Малые социальные группы, специфический признак которых – непосредственные контакты ее членов, - это: семья, производственная бригада, школьный класс, соседские общности, дружеские компании. Под общественным классом понимается большая социальная группа, отличающаяся отношением к средствам производства и собственности. Классовый характер структуры общества имеет объективные корни, т.к. связан с местом данного класса в производстве. Однако сегодня рассматривать классы и классовую борьбу как главный двигатель истории (как делали это основоположники марксизма-ленинизма), на мой взгляд, совершенно неправильно. Научно-техническая революция, общественный прогресс приводят человечество к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом, а также людьми разных классов общества.

В наше время происходят очень важные изменения в социально-классовой структуре общества. Здесь играют большую роль два обстоятельства. Во-первых, более половины населения нашей планеты перешло к урбанистическому (городскому) образу жизни. Практически во всех странах мира образование считается сегодня важнейшей сферой развития общества. На первый план в жизни современного общества выходит человек, его сознание, мышление и творчество. Во-вторых, вот уже почти пятьдесят лет наблюдается поступательный переход к информационной модели развития человечества, где стирается грань между производством и потреблением, где деятельность человека связана прежде всего с информацией и знаниями как основным ресурсом развития.

Кроме социально-классовой структуры общества, каждый человек включен в профессиональную структуру. Профессиональная структура общества – это состав занятого в экономике населения по роду занятий(в той или иной отрасли) и профессий(с учетом квалификации и образования).

Любой индивид включен также в культурную среду, поселенческую структуру (город, село), семью и т.д. Таким образом, мы видим, что создается сложное переплетение социальной структуры общества. Здесь еще очень важно отметить, что человек в течение жизни может поменять свою классовую принадлежность и профессию. Только половые, этнические и культурные особенности являются устойчивыми элементами современной структуры общества.

Понимание сущности, содержания, закономерностей развития общества является наиболее важным, исходным во всей системе философских исследований жизни человека и человечества в целом. Это и естественно, поскольку формы существования людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье или невзгоды в большой степени зависят от того, в каком обществе они появились на свет, сформировались как личность, проявили свои способности, обрели социальный статус, значимость для семьи, нации, государства, всего человечества, наконец.

Итак, общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в более узком смысле общество – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них, в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности.

Тема видеоурока «Общество и общественные отношения» вызывает множество вопросов у преподавателей. В самом начале урока вы сможете понять, какие знания получите из обществознания. Несколько сфер этой науки необходимы для понимания процессов, происходящих в современном мире. Вы узнаете, что такое общество, как оно взаимодействует с людьми.

Тема: Общество

Урок: Общество и общественные отношения

Здравствуйте. Сегодня мы начинаем изучение курса обществознания. Так принято называть комплекс наук, которые изучают общество в целом и общественные отношения.

Среди дисциплин, изучаемых сегодня в школе, именно обществознание вызывает больше всего вопросов. Это связано как с многозначностью термина, так и с давними спорами по поводу его необходимости.

Курс обществознания делится на несколько разделов – два базовых («Общество» и «Человек») и четыре раздела, охватывающих политику и право, экономику, социальную и духовную сферу (рис. 1).

Рис. 1. Структура курса «Обществознание»

Четыре последних раздела можно изучать в любом порядке. Но мы начнем разговор с раздела «Общество».

Термин «общество» не имеет единственно верного определения. Его можно рассматривать в узком и широком смысле.

Рис. 2. Общество и природа

В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга (рис. 2). В курсе обществознания изучается в первую очередь общество в широком смысле слова.

С формальной точки зрения мы действительно можем разделить существующий мир на два компонента – природа и общество. Единственный объект, который относится одновременно и к природе, и к обществу, – это человек.

Есть и узкое понимание общества. Оно гласит: «общество – это устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как самостоятельное образование».

Если рассматривать общество в узком смысле слова, то можно назвать ряд признаков общества. Это общность территории, целостность и устойчивость, самообеспеченность и, наконец, выработка общих систем норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

Такое понимание общества может быть применено к любой социальной группе – гражданам одного государства или членам одной семьи. Толпа не обладает целостностью и устойчивостью и поэтому обществом не является.

Но на этом определения общества не заканчиваются. В современной науке есть еще как минимум четыре варианта понимания этого термина. Итак, обществом мы называем:

1) исторический этап развития человечества («первобытное общество», «феодальное общество»);

2) жители конкретной страны, граждане определенного государства («французское общество»);

3) объединение людей с какой-либо целью («спортивное общество», «общество защиты природы»);

4) круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество», «высшее общество»).

Как видите, число вариантов понимания термина «общество» весьма велико.

Общество изучают науки, называемые общественными. Одни изучают общество в статике, а другие – в динамике. Единственной наукой, рассматривающей общество в развитии, является история. Философия имеет статус метанауки.

Как бы мы ни рассматривали термин «общество», в любом случае оно является системой. Напомним, что система состоит из элементов и связей между ними. Точно так же и общество состоит не просто из отдельных людей, а из социальных статусов, социальных институтов и общественных отношений.

Именно общественные отношения делают общество системой. Решающим для общества является не число его членов, а их взаимосвязь, интегрированность.

Рассмотрим систему общества (рис. 3). В ней выделяются четыре сферы (подсистемы). Все они связаны между собой. Рассмотрим систему общества (рис. 3). В ней выделяются четыре сферы (подсистемы). Все они связаны между собой.


Рис. 3. Система общества

Карл Маркс рассматривает систему общества несколько по-другому. Его схема содержит три сферы жизни общества (рис. 4).

Рис. 4. Система общества по К. Марксу

Рассмотрим функции общества. Главными из них являются так называемые системные функции – самосохранение и самосовершенствование общества как системы.

Функции общества.

1. Производство материальных благ и услуг.

2. Воспроизводство (биологическое производство человека, а также ежедневное возобновление его сил и способностей) и социализация человека (усвоение человеком социальных ролей).

3. Духовное производство и регулирование активности людей (создание духовных ценностей – искусство, религия, философия, нормы нравственности).

4. Распределение продуктов труда (деятельности) в процессе обмена произведенными благами, людскими ресурсами и духовными ценностями.

5. Регламентация и управление деятельностью и поведением людей (установление правил и норм, а также принуждение к их исполнению).

За как минимум две с половиной тысячи лет, которые существует общественное знание (если считать его началом возникновение философии в Древней Греции и Древнем Китае), появилось множество теорий общества. Рассмотрим некоторые из них.

Механистические теории общества.

Биологические теории общества.

Психологические теории общества.

Функционализм.

Марксизм.

Такая разница в подходах к обществу в значительной степени вызвана тем, что общество все время меняется. В следующий раз мы поговорим о том, как появилось общество. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Споры вокруг обществознания

В школьной программе, пожалуй, нет другого такого предмета, который вызывал бы столько споров, как обществознание. Это вызвано в первую очередь сложной судьбой этого предмета в нашей стране.

Впервые обществознание появилось в школьной программе в 1920-е годы. Тогда так называли странную синтезную дисциплину, которая включала в себя не политологию и социологию (их еще не было), а историю, географию, основы философии и большое количество пропаганды. Историю отдельно тогда не изучали.

В 1934 году решением руководства СССР в школьный курс вернулась история как отдельный предмет. Знания об обществе стали теперь изучаться именно в курсе истории. В середине 1960-х годов в школе снова появился отдельный предмет, теперь уже под названием «Обществоведение» (некоторые школьные учителя до сих пор называют обществознание именно так). Отдельной частью курса был специальный предмет «Конституция СССР», который изучался в 8-м классе.

В 1998 году предмет «Обществознание» снова появился в школьной программе.

Является ли Робинзон обществом?

Вопрос, является ли Робинзон обществом, кажется совсем несложным. Конечно же, нет. Сам по себе Робинзон, разумеется, обществом не является. Впрочем, существуют такие теории, которые называются робинзонадными.

Но можно ли сказать, что Робинзон совсем изолирован от общества? Он ведет календарь, читает Библию, носит одежду и даже в таких условиях остается англичанином.

Социал-дарвинизм

Среди биологических концепций XIX и XX века особенно популярен социал-дарвинизм, в рамках которого многие социальные процессы рассматриваются как аналог биологических.

Основоположником социал-дарвинизма считается английский философ и социолог Герберт Спенсер (рис. 5), который предложил термин «survival of the fittest» («выживание сильнейшего»).

Рис. 5. Герберт Спенсер

В 1883 году английский медик Фрэнсис Гальтон (рис. 6) ввел термин «евгеника» для обозначения учения об улучшении врожденных качеств расы.

Рис. 6. Фрэнсис Гальтон

Литература к уроку

1. Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

Тема: Общество и общественные отношения класс




Общество как совместная жизнедеятельность людей. странагосударствообщество Часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственны м суверенитетом. Политическая организация страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру управления. ???


ОБЩЕСТВО В УЗКОМ СМЫСЛЕ: Первобытное, буржуазное общество - 1. исторический этап развития человечества Французское, английское общество - 2. страна, государство Дворянское общество, высшее общество - 3. круг людей, объединенных общностью положения, происхождения Спортивное общество, общество рыболовов - 4. объединение людей с какой-либо целью


Сопоставим определения, которые дают науки в широком смысле. Социология Социальная философия Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой. Общество… сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью.


И


Признаки общества. Внешние: территория хронология, т. е. последовательность исторических событий определяющая временны рамки конкретного общества. Внутренние: динамическая (способная к развитию) стабильность способность к выполнению определенных функций (производство, распределение материальных благ, воспроизводство и социализация человека, духовное производство).


Понятие общества ОБЩЕСТВО: Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество). Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов). Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).Страна, государство, регион (французское общество, советское общество). Человечество в целом.Человечество в целом. Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей


Уровни социально-философского анализа общества уровеньсущностьконкретно-исторический На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения. историко-ти-пологический Обобщение, связанное с типологией общества. социально-философский Выделение, анализ всеобщих свойств общества.











Принято говорить о широком и узком смысле понятия «природа». Вселенная Биосфера



Понятие природа употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - второй природы. В той ИЛИ ивой мере преобразованной и сформированной человеком. действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели действуют слепые, бессознательные силы гармоничнаягармоничная конфликтнаяконфликтная общество природа природа взаимосвязь взаимосвязь




Omвem: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.


В чем проявляется обособление общества от природы? В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по объективным законам. В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам. Общество является организованной системой: социальная структура, социальные и политические организации и институты. Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры, т.е. сотворённой человеком «второй», искусственной природы.


Что объединяет и что отличает общество и природу?Общество: имеет законы исторического развития; имеет законы исторического развития; занимается созидательной деятельностью; занимается созидательной деятельностью; преобразует мир, в том числе и природу. преобразует мир, в том числе и природу.Природа: имеет собственные законы; имеет собственные законы; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; стихийна; стихийна; долговечна. долговечна.




Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Общественные отношения – устойчивые связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности Социализация – процесс включения человека в определённую систему связей и отношений.


Общественные отношения. Схема это– многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Общественные отношения: Устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны людей Общественные отношения существуют во всех социальных институтах и подсистемах общества. Человек является связующим звеном всех элементов и подсистем общества


Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе. В узком смысле - опосредованные связи между людьми.




Социальные отношения подразделяются на Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. односторонние и взаимные. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.


Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно- культурных ценностей. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно- культурных ценностей.


Общественные отношения Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Формируются предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями п/о, экологические отношения, отношения по детопроизводству Моральные, политические, правовые, художественные, философские, религиозные отношения


Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений социокультур- ные политические производст- венные семья СМИцерковь творческие союзы учреждения культуры партии движения лоббистские группы (группы давления на власть) частные предприятия акционерные общества профессио- нальные общества


Общество и культура Понятие «общество» Имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре Понятие «культура» Имеет отношение к образу жизни членов данного обществ: к их привычкам обычаям, материальным благам, которые они производят


«Вторая природа» Культура (возделывание, воспитание, образование) Это достижения человечества в духовной области (искусстве, науке и проч.) Узкий смысл Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Широкий смысл Не может существовать вне общества Характеризуется историчностью Материальная Духовная Культура Характеризуется многообразием


По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие. - Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой? - Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура» - Какую роль играет культура в жизни общества? -Назовите главные черты культуры. -Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное? - Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.


Понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.


Последовательные действия людей, направленные на достижения определённой цели, называют деятельностью. Деятельность – это способ существования, который выделяет людей из природы.


Виды деятельности виды сфер деятельности Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага. Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом. Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения. Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ. Характеристика отрасли обществознания Экономика - система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества. Философия - наука о наиболее общих законах развития общества, природы, сознания.


Характеристика отрасли обществознания Социология -наука об общности как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Политология - наука, изучающая политику, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем.


Характеристика отрасли обществознания Юридическая наука - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права. Культурология -единая социально- гуманитарная наука о духовной культуре народа.


Характеристика отрасли обществознания Историческая наука -комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Социальная психология - наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно- психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности. 43

error: