Стандарты мса. Международные стандарты аудита: краткое разъяснение

Международные стандарты аудита (МСА) подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе и повы­шения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants - IFAC), созданная в 1977 г.

Международные стандарты (нормативы) аудита (International Auditing Guidelines - IAG) - это унифицированные регулирующие пра­вила, в соответствии с которыми следует организовывать и осуществ­лять независимый сбор аудиторских доказательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессиональное ауди­торское суждение относительно степени достоверности этой отчетно­сти.

Международные стандарты аудита имеют кодовую нумерацию. На каждый объект стандартизации выделено 100 номеров (позиций), при этом к каждому стандарту можно открыть до десяти дополнитель­ных субстандартов (рисунок).

Рисунок. Объекты международной стандартизации

Федеральные правила (стандарты) аудита:

Национальным стандартом Российской Федерации являются правила (стандарты) аудиторской деятельности - нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалифи­кации. Они становятся основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и определения степени ответственности аудитора.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим ФЗ № 307-ФЗ;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Стандарты являются подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими императивные нормы, обязательные для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, СРОА и их работников. Совокупностью действующих Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляется комплексное финансово-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере аудита. Стандарты аудиторской деятельности содержат нормы, регулирующие как частные отношения аудиторов, аудиторских организаций с аудируемыми лицами, так и публичные отношения профессиональных субъектов аудиторской деятельности с государством и обществом в целом.

В настоящее время сложилась ситуация, когда в области аудита приняты и действуют ФПСАД (утверждены Правительством РФ); частично применяются ПСАД (одобрены Комиссией по АД); появляются новые ФСАД (утверждает Минфин).

Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельно­сти могут быть подразделены на три основные группы:

1) общие правила (стандарты) аудита , которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалифика­ции аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.;

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки , ко­торые раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутренне­ го контроля и получения доказательных материалов и т.д.;

3) правила (стандарты) составления отчета, которые пред­усматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудито­ра и администрации аудируемого лица.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты , как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандар­та, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы. Структура документа для оформления стандарта следующая: ти­тульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Структура построения и разделы правил (стандартов) аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

1) общие принципы стандарта:

Цель и необходимость разработ­ки данного стандарта,

Объект стандартизации,

Сфера применения стандарта;

Взаимосвязь с другими стандартами;

2) основные понятия и определения (если это необходимо), ис­пользуемые в стандарте - охватывает новые термины и их ха­рактеристику;

3) сущность стандарта - формулируется проблема, тре­бующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

4) практические приложения - включают в себя различ­ные схемы, таблицы, образцы документов и др.

С 1 января 2017 года на территории РФ вводятся в действие Международные стандарты аудита (МСА). При этом применение на практике указанных стандартов вызывает у многих экономических субъектов некоторую обеспокоенность, связанную с устойчивостью их бизнеса. Попробуем разобраться с правдой и мифами о МСА.

Договор на аудит выгоднее заключить в 2016 году, чтобы не переплачивать за применение МСА

Международные стандарты аудита обязательны для применения аудиторскими компаниями и ни в коей мере не касаются аудруемых лиц. Но в последнее время появилась тенденция использовать введение МСА в качестве маркетингового хода при убеждении потенциальных клиентов заключить договор на аудит «здесь и сейчас». В качестве основного убеждающего аргумента используется утверждение, что заключение договора на аудит в 2017 году приведет к его удорожанию, т.к. будут применяться МСА вместо ФСАДов (федеральных стандартов аудита). Соответственно, возрастет количество аудиторских процедур, потребуется заполнение многочисленных рабочих документов, в том числе различных форм и таблиц. При этом умалчивается, что действующие в настоящее время стандарты (ФСАДы) давно базируются на международных, только недостаточно актуализированных. Поэтому, если аудиторская компания следует федеральным стандартам по форме и по сути, в переходе на МСА для нее нет ничего сложного.

Кроме того, введение МСА на территории РФ имеет переходный период: если договор на аудит заключен в 2016 году, аудиторские компании могут проводить аудит по стандартам, действующим в настоящее время. Это означает, что аудиторские компании сами выбирают порядок проведения аудита по договорам, заключенным в 2016 году. Следует отметить, что практически невозможно избежать заключения договоров на аудит в 2017 году. Соответственно, у аудиторской компании портфель заказов будет состоять как из договоров, заключенных в 2016 году, так и заключенных в 2017 году. При таких обстоятельствах у аудитора возникнет дилемма: применять в одном и том же периоде разные стандарты (ФСАД и МСА) или одинаковые (только МСА). Любой человек, даже не имеющий специального экономического образования скажет, что применение одного типа стандартов выгоднее, т.к. создает меньше трудностей, в т.ч. требует меньших трудозатрат и приводит к уменьшению ошибок в их применении.

Возрастание рисков потери финансовой устойчивости для аудируемых лиц в связи с отражением в аудиторском заключении наиболее существенных рисков для бизнеса

Действительно, МСА предполагают раскрытие в аудиторском заключении информации о ключевых факторах деятельности аудируемого лица, в т.ч. наиболее существенные риски для бизнеса по мнению аудитора. Но такое раскрытие информации в аудиторском заключении обязательно только для тех экономических субъектов, чьи акции котируются на бирже. Если же аудируемая компания не имеет таких акций, ключевые факторы деятельности не подлежат обязательному раскрытию.

Следует отметить, что акционерные общества, чьи акции можно купить на бирже, давно применяют риск-ориентированный подход при формировании бухгалтерской отчетности: аудируемое лицо самостоятельно раскрывает все существенные риски для бизнеса.

Поэтому говорить о том, что сообщение в аудиторском заключении дополнительной информации о ключевых факторах деятельности, может привести к возрастанию рисков потери финансовой устойчивости для бизнеса, не совсем верно. Аудиторское заключение существует не самостоятельно, а только в совокупности с бухгалтерской отчетностью в отношении которой выказывается мнение. При этом именно в отчетности и раскрывается вся необходимая информация, в т.ч. и об имеющихся бизнес-рисках.

Введение МСА приводит к большей публичности аудиторского заключения

Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности, предписывает сообщать в органы статистики соответствующую информацию для формирования государственного информационного ресурса. При этом к сведениям, сообщаемым в статистику, относятся, как экземпляр бухгалтерской отчетности, так и аудиторское заключение (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Это означает, что любое заинтересованное лицо может в любой момент запросить в органе статистики, как экземпляр бухгалтерской отчетности экономического субъекта, так и аудиторское заключение.

Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые вступили в силу с 1 октября 2016 года. Согласно вновь введенной ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ в реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц необходимо среди прочих сведений внести информацию о результатах обязательного аудита, проведенного в отношении акционерных обществ, кредитных организаций и пр. При этом информацию обязан внести сам экономический субъект - заказчик аудита. Данные о бухгалтерской отчетности также отражаются в таком реестре, если это установлено действующим законодательством. Особенностью указанного реестра является его открытость и общедоступность (абз.2 п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, действующее российское законодательство обеспечивает достаточную публичность аудиторского заключения в отношении бухгалтерской отчетности. Соответственно, введение МСА никоим образом не оказывает дополнительного влияния на публичность результатов аудита

Правда о стандартах аудита

Вне зависимости от того, какие стандарты аудиторской деятельности применяет аудиторская организация, аудируемое лицо должно составлять отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности. Строгое соблюдение указанных правил поможет компании сформировать достоверную отчетность на основании которой можно принимать соответствующие управленческие решения. Бухгалтерская отчетность организации, достоверность которой подтверждена аудиторским заключением, также является основанием для принятия взвешенных бизнес-решений, как инвесторам, так и контрагентам.

Сложности для аудируемого лица заключаются в том, что бухгалтерское законодательство не стоит на месте: в него постоянно вносятся изменения. Бухгалтер при своей загруженности не всегда успевает своевременно отследить все новшества, соответственно, в отчетности возникают огрехи, которые могут послужить основанием как для появления оговорок в аудиторском заключении, так и выдачи отрицательного заключения.

Чтобы избежать появления ошибок в бухгалтерской отчетности необходимо проводить аудиторскую проверку заранее, а не в последние дни перед ее сдачей. Еще более выгодным вариантом проведения аудита для организации является поэтапный аудит: проверка проводится не за год, а по периодам (например, за 9 месяцев). При таких обстоятельствах вероятность появления ошибок в отчетности существенно снижается. Кроме того, исключается «авральность» работы бухгалтерии, что также способствует уменьшению ошибок. Именно поэтому рекомендуется не откладывать заключение договора на аудит «в долгий ящик», а заключать договор заранее, в т.ч. и в 2016 году.

Международные стандарты аудиторской деятельности будут применяться в 2018 – 2019 году в обязательном порядке. О переходе на новые правила, их содержании и отличиях от прежних мы расскажем в этой статье.

Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России в 2018 - 2019 году

В декабре 2014 года была изменена ч. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — закон № 307-ФЗ), посвященная стандартам аудиторской деятельности. Согласно действующей редакции ст. 7 закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность ведется только в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые признаны в России (порядок признания вводится Правительством РФ).

МСА обязательны для всех:

  • аудиторов;
  • аудиторских организаций;
  • СРО аудиторов и работников таких СРО.

Однако на момент внесения указанных изменений в законодательство признанных в России МСА еще не было, не был утвержден и порядок их признания.

В 2015 году была продолжена работа по переходу от отечественных стандартов к МСА: постановлением Правительства от 11.06.2015 № 576 было утверждено положение о признании МСА подлежащим применению на территории РФ.

В 2016 году Минфином РФ были изданы:

  • приказ от 09.11.2016 № 207н;
  • приказ от 24.10.2016 № 192н.

В 2017 году произошел завершающий этап перехода на МСА: постановлением Правительства РФ от 23.10.2017 № 1289 с 2018 года отменено действие отечественных правил — ФПСАД (были введены постановлением Правительства от 23.06.2002 № 696).

Важно! В 2019 Приказы Минфина № 207н и № 192н были отменены и заменены приказом от 09.01.2019 № 2н, которым введены в действие на территории РФ все МСА (опубликованы на официальном сайте ведомства).

Классификация международных стандартов, их содержание

Аудит бывает разных видов, кроме того, аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. Перечень последних утвержден приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.

Свод международных стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих услуг состоит:

  • из 1 стандарта МСКК (Международного стандарта контроля качества);
  • 37 стандартов МСА (Международных стандартов аудита);
  • 2 стандартов МСОП (Международных стандартов обзорных проверок);
  • 5 стандартов МСЗОУ (Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность);
  • 2 стандартов МССУ (Международных стандартов сопутствующих услуг);
  • 1 стандарта МОПА (Международного отчета о практике аудита).

МСКК посвящен внутреннему контролю качества в организациях, оказывающих аудиторские услуги. В нем описываются элементы системы контроля качества, оценивание работ, устранение недостатков и т. д.

МСА можно сгруппировать по содержанию:

  1. Раскрытие терминов, цель аудита, обязанности аудитора (МСА 200, 220 и др.).
  2. Работа аудитора: согласование условий выполняемых заданий, планирование, выборка и т. д. (МСА 210, 300, 530…).
  3. Риски аудитора, работа с ними (МСА 240, 315, 330, 450).
  4. Аудиторские доказательства, правила работы с информацией, полученной от других аудиторов или сторонней организации (МСА 500, 501, 505, 610).
  5. Регулирование отдельных моментов, например порядка взаимодействия с управленцами предприятия (МСА 260) и т. п.

Кроме перечисленного, существуют разработанные международными организациями стандарты внутреннего аудита. Ими может пользоваться компетентное подразделение организации в своей работе.

Соответствие ФПСАД и МСА

Ранее в области аудита действовали:

  • Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
  • Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
  • Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610.

Другая часть стандартов имела отличия.

С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.

Таблица 1

Какими МСА были заменены ФПСАД

Российские стандарты

Международные стандарты

ФПСАД 5/2010

ФПСАД 6/2010

Кроме того, появились МСА, не имеющие аналогов в отечественной практике (МСА 265, 330, 450 и т. д.).

Вывод! Таким образом, нормативное регулирование аудиторской деятельности стало полным и современным.

Международные стандарты обзорных проверок (МСОП)

В 2018 - 2019 действуют 2 МСОП:

  • задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов (МСОП 2400);
  • обзорная проверка промежуточной финансовой информации (МСОП 2410).

МСОП 2400 распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:

  • изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
  • представить письменное заключение.

МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.

МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.

Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)

Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.

В чем суть МСЗОУ 3000:

  1. Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
  2. Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
  3. Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
  4. В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.

МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).

МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.

Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.

И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.

Международные стандарты сопутствующих услуг (МССУ)

Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.

МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).

Согласно МССУ 4410:

  • это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
  • руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.

В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.

Иные международные акты, связанные с аудиторской деятельностью

Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:

  1. Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
  2. Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
  3. Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
  4. Словарь терминов, применяемых в МСА.
  5. Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
  6. Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Структура МСА

Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:

  1. В начале документа — его полное название.
  2. Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
  3. Порядок применения стандарта.
  4. Дата вступления акта в силу.
  5. Термины с определениями, используемые в данном акте.
  6. Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
  7. Контроль качества руководителем.
  8. Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
  9. Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
  10. Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита

Итак, в России международные стандарты аудита являются обязательными, единственными к применению в 2018 - 2019. Рассмотрим, как это относится к так называемым внутренним аудиторам.

Внутренние аудиторы — это собственные проверяющие организации. Их деятельность к деятельности аудиторов в понимании закона № 307-ФЗ не относится. Об этом прямо говорится в ч. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ.

Выше уже упоминались международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. Вкратце осветим их содержание:

  1. Цели, полномочия и ответственность внутренних аудиторов определяются локальным актом предприятия.
  2. К внутренним аудиторам устанавливаются те же требования, что и к аудиторам по закону № 307-ФЗ: независимость, объективность, профессионализм, осмотрительность, непрерывность деятельности.
  3. Отдельная глава посвящена руководству и управлению отделом внутренних аудиторов.
  4. Дается краткая инструкция к деятельности: составление плана задания, его цели, объем, содержание и т. д.
  5. Составляется итоговое заключение, обозначаются риски.

В отечественном законодательстве имеется профстандарт «Внутренний аудитор», утв. приказом Минтруда РФ от 24.06.2015 № 398н, согласно которому внутренний аудитор занимается контролем системы управления рисками, корпоративного управления, следит за сохранностью активов организации и достоверностью информации, поступающей руководству, соблюдением законодательства.

Вывод! Таким образом, говорить о том, что внутренние аудиторы должны строго следовать правилам МСА, было бы некорректно. Внутренний аудит выполняет более широкие контрольные функции в отношении своей организации, проверяя не только финотчетность, но и другие области.

Аудит по международным стандартам финансовой отчетности

В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них становятся обязательными к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).

Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:

  1. Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
  2. Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
  3. Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
  4. Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.

Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.

В 2018 - 2019 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:

  • вводятся профессиональные термины, даются им определения;
  • перечисляются обязанности аудиторов;
  • регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
  • приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.

Кроме непосредственно аудиторской деятельности, отдельными международными актами регулируются сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки и т. д.).

На внутренних аудиторов правило об обязательном применении МСА не распространяется, поскольку их деятельность осуществляется в соответствии с локальным актом организации.


Основные понятия Бухгалтерский учёт с точки зрения аудита Финансовый контроль Большая четвёрка

Международные стандарты аудита (МСА) (англ. International Standards on Auditing (ISA) ) - международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторской деятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через . На основе международных стандартов в Российской Федерации разработана часть Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности , регламентирующих аудиторскую деятельность на её территории.

Список стандартов

Вводные аспекты

  • МСА 110 «Глоссарий»
  • МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита»

Обязанности

  • МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности»
  • МСА 210 «Условия аудиторского задания»
  • МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы»
  • МСА 230 «Документация», (Аудиторская документация)
  • МСА 240 «Мошенничество и ошибки»
  • МСА 250 «Учёт законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности»
  • МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделённым руководящими полномочиями»
  • МСА 265 «Сообщения о недостатках в системе внутреннего контроля»

Планирование

  • МСА 300 «Планирование»
  • МСА 310 «Знание бизнеса»
  • МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»
  • МСА 320 «Существенность в аудите» (Материальность (аудит))
  • МСА 330 «Аудиторские процедуры по оценённым рискам»

Внутренний контроль

  • МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля»
  • МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем»
  • МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»

Аудиторские доказательства

  • МСА 500 «Аудиторские доказательства»
  • МСА 501 «Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей»
  • МСА 505 «Внешние подтверждения»
  • МСА 510 «Первая аудиторская проверка - начальные сальдо»
  • МСА 520 «Аналитические процедуры»
  • МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного контроля»
  • МСА 545 «Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости»
  • МСА 550 «Связанные стороны»
  • МСА 560 «Последующие события»
  • МСА 570 «Непрерывность деятельности»
  • МСА 580 «Заявления руководства»

Использование работы третьих лиц

  • МСА 600 «Использование работы другого аудитора»
  • МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»
  • МСА 620 «Использование работы эксперта»

Аудиторские выводы и заключения

  • МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»
  • МСА 710 «Сопоставления»
  • МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность»

Специализированные области аудита

  • МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию»
  • МСА 810 «Проверка прогнозной финансовой информации»

Сопутствующие услуги

  • МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности»
  • МСА 920 «Задания по выполнению согласованных процедур»
  • МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации»

См. также

  • ISO 19011 - международный стандарт по аудиту систем менеджмента организаций (качества, окружающей среды, промышленной безопасности, информационной безопасности и т.д.)

Ссылки

  • Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Международные стандарты аудита" в других словарях:

    Международные рейтинговые агентства - (International rating agencies) Рейтинговые агентства это организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности субъектов финансового рынка Международные рейтинговые агентства: кредитный рейтинг стран, Fitch Ratings, Moody s, S&P, Morningstar,… … Энциклопедия инвестора

    - (англ. International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB)) независимый орган, разрабатывающий стандарты аудита, обзорных проверок и других заданий, позволяющих контролировать и гарантировать качество аудиторской деятельности во… … Википедия

    Аудит - (Audit) Независимая проверка с целью выражения мнения о достоверности Проверка какого либо явления или деятельности выполняемая независимым экспертом Содержание Содержание Оприделение История аудита в Древнем Мире Развитие аудита в Развитие… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Журналирование. Аудит Виды аудита Внутренний аудит Внешний аудит Налоговый … Википедия

    ISO 19011:2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» международный стандарт, содержащий руководящие указания по аудиту систем менеджмента организаций. Стандарт разработан Техническим комитетом ТК 176 Международной организации… … Википедия

    Стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и… … Википедия

    Факультет международных финансов Всероссийская академия внешней торговли Год … Википедия

    - (МИЭП) Международное название … Википедия

    Карточка университета название = Международный институт экономики и права International Institute of Economics and Law сокращение = МИЭП эмблема = изображение = оригинал = девиз = Мир полон красоты и знаний! основан = 17 июля 1992 ректор = к.э.н … Википедия

Как и любая другая деятельность, касающаяся столь важной сферы жизни любого предприятия, как его финансовое состояние, подлежит жесткому регламентированию для того, чтобы исключить возможность некачественного проведения аудита. Также важно, чтобы сегодня, в век стремительной глобализации и интернационализации хозяйственной жизни всего мира, во всех странах аудиторские проверки проводились по одинаковой схеме. Это особенно важно для которые состоят из многих филиалов, разбросанных по всему миру. Именно для того, чтобы унифицировать процесс проведения и были приняты международные стандарты аудита

Что же они собой представляют? Международные стандарты аудита - это специальные документы, которые содержат в себе требования, предъявляемые к проведению проверок финансового состояния предприятий. Данные стандарты выпускаются международной федерацией бухгалтеров, и широко используются во всем мире. Прежде всего, наиболее известными и крупными пользователями МСА являются представители так называемой «большой четверки», в состав которой входят компании «Эрнст энд Янг», «ПрайсУотерХаусКуперс», «Кей-Пи-Эм-Джи» и «Делойте». Поскольку данные аудиторские фирмы являются транснациональными компаниями, то в своей деятельности они принимают за основное руководство к действию именно международные стандарты аудита.

Однако стоит отметить, что МСА используют не только представители «Большой четверки». Дело в том, что международные и национальные стандарты аудита тесно связаны между собой, и большинство стран создают собственные стандарты именно с учетом международного опыта. Это позволяет в еще большей степени унифицировать проверки и обеспечить максимально стандартизированный аудит в любой точке мира.

Классификация международных стандартов аудита - это разделение их на определенные категории в соответствии с неким признаком классификации. Обычно в классификации есть только один признак - логический этап аудиторской проверки, которого касается тот или иной стандарт. Именно поэтому международные стандарты аудита подразделяются на следующие категории:

Вводные аспекты - дают представление о концептуальных основах аудита и ведении проверки;

Обязанности - раскрывают все обязанности аудитора перед заказчиком, регламентируют заключение договоров о проведении проверки, обращают внимание на недопустимость разглашения аудитором полученной в фирме клиента информации;

Планирование - международные стандарты аудита данной категории дают представление о составлении плана аудиторской проверки, учете рисков, существенности и некоторых других моментах, важных при ;

Внутренняя система контроля - объясняет, каким образом необходимо анализировать систему учета и фирмы.

Аудиторские доказательства - международные стандарты аудита, касающиеся доказательств, являются одними из важнейших, поскольку регламентируют, какие документы могут приниматься аудитором в качестве доказательств той или иной операции, а также ранжируются по степени достоверности;

Использование услуг третьих лиц - объясняют, в каких случаях аудитор имеет право (или даже обязан) прибегать к помощи посторонних лиц при проведении проверки;

И выводы- регламентируют обязательные пункты и вывода, который будет представлен по окончании проверки руководству предпрития;

Специализированные области аудита - дают информацию о проверках в узкоспециальных сферах;

Сопутствующие услуги - регламентируют перечень дополнительных услуг, которые может предоставлять аудиторская фирма.

error: