Моральный закон в душе человека. Долг и совесть Внутренний моральный

Мораль в жизни человека

15.04.2015

Снежана Иванова

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания.

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

У каждого человека, как члена общества и члена коллективных отношений, есть определенный долг. Ведь именно долг связывает человека с обществом и другими людьми.

Понятие долга

Понятие долга в современном понимании довольно обширно. Прежде всего, следует отметить, что мы постоянно вступаем в отношения с окружающими нас людьми и таким образом приобретаем объективные обязанности . По причине того, что современный человек живет активной социальной жизнью, на него постоянно ложится ответственность.

И неважно, кем именно вы работаете и какой у вас статус. Ответственность проявляется даже в простых действиях - если вы отправляетесь в поездку, то в любом случае вам надо купить билет, предоставить документы, сесть на поезд или самолет, соблюдать правила поведения в общественном месте…

У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги - и со всеми ними нас связывает определенный долг и объективные обязанности. Последнее означает, что эти обязанности не зависят от нашего желания. По-другому жизнь в обществе тяжело представить, в любой сфере необходимо поступать по долгу и по совести.

Общественный и моральный долг

Зачастую в понятии долга различают две стороны - моральную и общественную. Общественным долгом называют объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека - на учебе, дома, на работе, в кругу друзей и в обществе.

Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это - индивидуальный выбор человека. Тогда человек не просто осведомлен о законах морали, он сам ставит себе целью следовать им - предъявлять самому себе такое требование.

Часто бывает так, что подобный вид долго дается человеку с трудом - он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какому долгу следовать в первую очередь. Но когда моральный долг сформирован и он становится неотъемлемой частью сознания личности, проявляется сила и мужество, на которую способен только человек с моральным долгом.

Высшим проявлением морального долга является процесс преодоления своих внутренних конфликтов и разладов, и выбор в пользу морали и совести. Тогда человек смело и уверенно идет к своей цели.

Совесть

Большинство выборов в нашей жизни внутренне проверяются именно совестью. Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует личности, как правильно поступить. Поэтому совесть определяют, как глубокое познание своей ответственности и долга, как внутренний моральный самоконтроль .

Считается, что совесть является личным чувством каждого человека, ее нельзя отнести к доводам рассудка. И не всегда человек способен трезво осознавать, по каким причинам совесть позволяет делать ему определенные вещи, а почему некоторые поступки строго запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль позволяет человеку чувствовать себя гармонично и спокойно, ведь когда он руководствуется совестью, он уверен, что поступил честно и справедливо.

МОРАЛЬНЫЙ

МОРАЛЬНЫЙ

МОРА́ЛЬНЫЙ , моральная, моральное (книжн.).

2. Нравственный, отличающийся высокой нравственностью. Высоко моральный человек. Моральный поступок.

3. Относящийся к нравственным, душевным переживаниям человека. Моральное удовлетворение. «Новая Конституция СССР будет моральной помощью и реальным подспорьем для всех тех, кто ведут ныне борьбу против фашистского варварства.» Сталин .

❖ Моральное изнашивание машины (экон.) - превращение машины, еще вполне пригодной к работе, в устаревшую по своей конструкции вследствие появления другой, технически более совершенной машины.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "МОРАЛЬНЫЙ" в других словарях:

    моральный - ая, ое. morale adj., пол. moralny < , лат. moralis. 1. Относящийся к морали. Лучшие из древних моральные книги. 1729. Кантемир Сатира Прим. Моральныя и политическия соображения подкрепляются соразсуждениями обширными, глубоким проницанием в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (лат.). Нравственный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРАЛЬНЫЙ лат. moralis, от mos, moris, нрав, обычай. Нравственный. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. нравственный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. моральный духовный, нравственный, этический, честный, правдивый, порядочный; высоконравственный, внутренний, этичный,… … Словарь синонимов

    МОРАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. см. мораль. 2. Высоконравственный, соответствующий правилам морали (книжн.). М. поступок. 3. полн. Внутренний, душевный. Моральное удовлетворение. Моральная поддержка. Высокий м. дух. Моральный износ (спец.)… … Толковый словарь Ожегова

    См. эстетический В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

    моральный - высоко моральный глубоко моральный … Словарь русской идиоматики

    моральный - ая, ое; лен, льна 1) полн. ф. Относящийся к морали; нравственный. Моральные принципы. Все эти категории в фольклоре являются моральными ценностями и составляют практическую мораль (Ю. Рождественский). Синонимы: эти/ческий 2) Высоконравственный,… … Популярный словарь русского языка

    Прил., употр. сравн. часто Морфология: морален, моральна, морально, моральны; моральнее; нар. морально 1. Моральным называют то, что имеет отношение к общепринятым правилам поведения. У него высокие моральные принципы. | нар. Морально устойчивый… … Толковый словарь Дмитриева

    моральный - ая, ое; лен, льна, льно. см. тж. морально, моральность 1) только полн. к мораль М ые принципы. М ая деградация. 2) Высоконравственный … Словарь многих выражений

    I прил. 1. соотн. с сущ. мораль I, связанный с ним 2. Свойственный морали [мораль I], характерный для неё. 3. Соответствующий требованиям морали [мораль I]; высоконравственный. 4. Содержащий в себе нравоучение, поучение. II прил. Связанный с… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Моральный ландшафт. Как наука может формировать ценности людей , Харрис Сэм. В этой долгожданной книге автор таких бестселлеров как The End of Faith и Letter to a Christian Nation предрекает конец монополии религии на мораль и человеческие ценности. Сэм…

Как понимает Шопенгауэр вещь в себе?

Шопенгауэр - это метафизика воли, понимаемой как “вещь в себе”, констатированная, но так и не раскрытая Кантом, самая возможность познания которой им, Кантом, отрицается. У Шопенгауэра воля как “вещь в себе” - слепой жизненный порыв, лежащий в основе бытия, все остальное - “представление”, то есть опредмеченный, объективированный, иллюзорно индивидуализированный мир явлений. Системе Шопенгауэра, тотально пессимистической, свойственна яркая эмоциональная окраска, отрицающая основное правило традиционного философствования - установку отстраненного, холодного, “умудренного” понимания, спинозистское “не плакать, не смеяться, а понимать”. Жизнь, порождаемая волей, протекает в страдании, отсюда мотив шопенгауэровской этики - со-страдание, жалость к безвинным плодам и одновременно жертвам слепого бытийного инстинкта. Мудрость - не в воздержании от оценок и чувств, но в уходе от самого бытия, в отрицании воли, в выборе Ничто, индийской нирваны. Бытие - не то, что следует любить, в нем самом нет любви, и все эти солнца и светила - ничто.

Сущность человека

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д.
В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т.д. и т.п. При этом нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т.е. как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения, такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными.
Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.
Отметим, что речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Это положение имеет важное методологическое значение, ибо из него следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек - это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.
Однако человек - не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек - это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество - это «сам человек в его общественных отношениях».

Эссе на книгу Д.Либермана "Психопаты повсюду".

Когда человек познакомился с человеком, то порой не знает, можно ли продолжать с ним отношения?
Если что то настораживает в его поведении, то невольно возникает вопрос:"А вдруг он ненормальный?", эмоционально неустойчив или просто слегка эксцентричен? Не мошенник ли новый знакомый человек?"
Главное человеку необходимо научиться разбираться в людях, чтобы уметь определять и анализировать то, что вызывает тревогу и узнать в чём же заключается предупреждение.
Огромный мир эмоций порой полон сюрпризов.
Иногда невинное и даже доброжелательное поведение оказывается сигналом тревоги, предупреждающим, о том, что именно здесь не всё в порядке.
В жизни человека встречаются люди с недостаточной эмоциональной устойчивостью, которая может повлиять и чаще всего влияет на нас.
Даже в том случае, если на первый взгляд одному человеку представляется, что другой человек здоров и эмоционально стабилен, то это не всегда так.
В психологической энциклопедии, под редакцией Р.Корсини и А.Ауэрбаха,прописано определение психопатической личности- "Моральные и деятельные принципы разума сильно извращены или испорчены, власть над собой утрачена или ограничена, индивидуум не способен говорить или рассуждать о каком-либо предложенном ему предмете, а также вести себя с приличием и пристойностью в жизненных делах.
Так английский психиатр Дж. Причард определил новое понятие "морального помешательства"... Проблему составляет понимание того, почему неглупый и рационально мыслящий человек может вовлекаться в антисоциальное поведение, невзирая на риск наказания, который заглушит большинство таких побуждений у нормального индивидуума...
Человек с антисоциальным поведением фундаментально не надёжен, для него ничего не значит истина, он не способен на настоящую любовь или эмоциональную привязанность.
Он идёт на бессмысленный риск, демонстрирует низкую способность к умозаключениям и безразличие к наказаниям, основывающееся на неумении учиться на негативном опыте.
Он не испытывает истинных угрызений совести или стыда и часто прибегает к рационализации при оценке своего поведения или проецирует вину на других.
У него имеет место "специфическая утрата проницательности.
Чтобы быть счастливым, поддерживать хорошие отношения с окружающими и достичь эмоционального благополучия, человек должен любить и уважать себя.
Откуда берется самоуважение?
У каждого из нас есть тело, эго и душа.
Они часто не ладят друг с другом.
Говоря кратко, тело предпочитает действовать ради приятных ощущений; эго стремится к тому, что кажется ему хорошим; а душа хочет того, что хорошо на самом деле.
Если нам не удается контролировать своё поведение, добиваться немедленного удовлетворения своих запросов или поддерживать свой имидж, мы злимся на себя и в результате чувствуем опустошение.
Самоуважение и самооценка падают.
В игру вступает эго, стремясь компенсировать чувство вины и неполноценности, и мы фокусируемся на себе, становимся эгоцентричными.
Самоуважение растет лишь тогда, когда мы способны делать ответственный выбор и поступать правильно независимо от того, что нам хочется и как к нашим действиям отнесутся окружающие.
Этот выбор определяет душа (мораль или совесть), тем самым поднимая нас ещё выше.
Самоуважение и эго обратно пропорциональны, как "детские качели", что движутся вверх-вниз: когда одно поднимается, другое падает.
В оценке каждой ситуации участвуют и эмоции, и интеллект.
Если мы воспринимаем мир чисто эмоционально, мы выстраиваем свои мысли и объясняем подоплёку событий так, чтобы оправдать собственные убеждения, отношение, действие.
Мы пытаемся каждый раз подтвердить и оправдать свои убеждения.
Чем ниже самооценка, тем меньше мы объективны. Если мы подходим к ситуации более объективно, мы можем справиться с эмоциями и не позволить им овладеть нами; мы волнуемся, но направляем своё волнение в более продуктивное русло.
Когда нас мотивирует эго, мы делает то, что по нашему мнению выставляет нас в лучшем свете. Обычно ЭГО сбивает нас с толку следующим способом:
1) выбирает то, на чём мы концентрируемся;
2) заставляет нас принимать многое на свой счёт;
3) приводит к выводу (чаще бессознательному), что любой наш негативный опыт есть следствие нашей неполноценности;
4) вынуждает нас верит в то, что найти выход из сложного положения мы не в силах.

В чём причина внутреннего конфликта?
Люди от природы расположены любить себя, но когда они не способны самостоятельно поддерживать чувство собственного достоинства, то тогда ищут поддержки в окружающем нас мире.
И самооценка, и самолюбие человека основаны на уважении.
Человеку необходимо получать уважение хоть откуда-нибудь, и если мы не можем дать его себе сами, то он требует этого от других и превращается в эмоционального террориста, который манипулирует окружающими и нуждается в них; добивается своего любыми путями, как говорится:"..не мытьём, так катанием."
Если человек страдает от низкой самооценки, то им просто управляет инстинктивное стремление к любви и признанию.
Эмоциональная подпитка от окружающих, оказывается, по-настоящему не удовлетворяет нас.
Кто пытается обрести самоуважение во вне, тот на самом деле никогда по-настоящему не удовлетворится.
Такие люди подобны "бездонной бочке".
Они начинают требовать одобрения и уважения от каждого и не могут терпеть выслушивать критику из чужих уст.
Таким людям необходим тренинг уверенности в себе, то есть, они должны научиться судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и им следует научиться брать ответственность за свои поступки и за их последствия на себя.
Чувство собственного достоинства означает, что человеку вовсе не нужно уважение со стороны других людей, чтобы уважать самих себя.
Поскольку самоуважение связано с ощущением контроля, и человеку нужно чувствовать, что он контролирует себя или кого-либо - или хоть что-нибудь.
Всё дело заключается в правильном выборе.
Главное научиться и уметь контролировать себя (иметь самообладание и использовать свои скрытые резервы), тогда человек не впадёт в психопатию. Степень владения собой определяет то, настолько человек раздражается, расстраивается или злится в той или иной ситуации.
Самообладание дает человеку возможность сделать лучший выбор(что повышает его самооценку и уменьшает эгоцетричность, а также позволяет воспринимать мир ясно и объективно.)

Эгоцентризм [от лат. ego - я и centrum - центр] - 1. восприятие мира, при котором его центром индивид считает самого себя, неспособность видеть происходящее и себя глазами других людей, с иной позиции. В норме свойственен детям, которые по мере развития приобретают способность "децентрировать", воспринимать мир с других точек зрения(В.А.Жмуров,с.749).
Несмотря на то, что люди испытывают сильные эмоциональные реакции, когда в их жизни происходят неожиданные изменения, эти реакции, как правило, быстро утихают и верх берёт позитивная оценка ситуации.
А вот того, кто не владеет собой и чрезмерно потакает своим желаниям, внезапное богатство или слава порой приводят к деструктивному поведению. Конечно, внешние обстоятельства сказываются на нашем настроении.
У всех бываю лучшие и худшие дни.
Но истинная эмоциональная стабильность отличается постоянством, на нее не влияют повседневные испытания и невзгоды - главное вера в положительное будущее и свободу воли.
Важно не то, что у нас есть, а что мы с этим делаем.
Исследования показывают, что доход, физическая привлекательность и умственные способности лишь в незначительной степени влияют на наше общее эмоциональное благополучие.
Даже физическое здоровье, как выяснилось, играет несущественную роль для нашего эмоционального здоровья.
Однако обратное неверно: эмоциональные проблемы значительно воздействуют на физическое состояние человека.
В конце концов, дух, тело и эго едины.
Ментальное и физическое состояние человека тесно связаны.
Все психические расстройства обычно проявляются как на психологическом (мышление и эмоции), так и на физическом (биологическим и физиологическом) уровнях.
И хотя не стоит недооценивать значение свободы воли, уровень эмоциональной устойчивости человека отчасти (а в не типичных случаях, даже полностью) можно объяснить обстоятельствами, которые не поддается контролю.
Существует прямая зависимость между неуважением к себе и самобичеванием, которое сопутствует потворству своим желаниям.
Дорога к саморазрушению это - чревоугодие, злоупотребление психоактивными веществами и пристрастием к азартным играм, к маниакальному шопингу.
Без самоуважения, без любви к себе, человек в конце концов "теряет себя", он чувствует себя никчемным и не способен действовать так, чтобы обеспечить собственное здоровье и счастье.
Вместо того, чтобы организовать себя, человек продолжает потворствовать своим желаниям, чтобы заполнить пустоту и избежать боли (физической, психологической).
Стремление избежать боли, чрезмерно потакать себе, - порочный круг,который рано или поздно всё равно сужается.
Когда человек плохо к себе относится, то ищет временного спасения в немедленных удовольствиях и поддается сиюминутным порывам, вместо того, чтобы преодолевать их.
Человек стремится к быстрому успеху и не старается найти то решение, которое бы действительно избавило его от боли и пустоты.
Единственный способ, позволяющий вернуть человеку контроль над собственной жизнью, это его желание научиться вновь управлять своим поведением самостоятельно или при необходимости обратиться к помощи профессионалов.

Эгоцентризм
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Эгоцентри;зм (от лат. ego - «я», centrum - «центр круга») - неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8-10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте.

Проявления
Наиболее ярко проявляется в раннем детском возрасте и, как правило, преодолевается к 12-14 годам, также наблюдается тенденция к усилению в старости.
Жан Пиаже в своих книгах описывает несколько проведённых им экспериментов, демонстрирующих детский эгоцентризм. Например:
Эксперимент с игрушкой и горой. Ребёнку тщательно, со всех сторон показывают ландшафт в миниатюре, изображающий гору с домиками, деревьями и пр. После этого его сажают на стул перед этим ландшафтом и просят описать, что он видит. Ребёнок описывает ту часть «горы», которая ему видна. После этого, с противоположной стороны «горы», сажают на стул игрушку, и ребёнка теперь просят описать, что видит игрушка. Несмотря на очевидное взрослому различие между тем, что видно со стула ребёнка и тем, что видно со стула игрушки, ребёнок повторяет описание, данное в первый раз. Результат был интерпретирован Пиаже как неспособность ребёнка представить себя на месте игрушки.
Другой эксперимент заключался в том, что ребёнку последовательно задавалось два вопроса: первый - сколько у него братьев и сестёр, второй - сколько сестёр и братьев у его брата или сестры. Ответ на второй вопрос был на одного человека меньше, чем на первый. Это было интерпретировано как то, что ребёнок не считает себя «братом или сестрой», то есть не осознаёт, что может не быть центральным объектом.
Связь с другими понятиями
Как следует из определения, вопреки распространенному мнению, эгоцентризм не является формой или степенью эгоизма. Однако эгоцентризм мешает понять, что у окружающих могут быть свои собственные чувства, желания и потребности, и может приводить эгоцентриста к конфликтам.
Литература
1. Пиаже, Жан. Речь и мышление ребенка. - Римис, 2008. - 448 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-9650-0045-6
2. Выготский, Лев Семёнович. Мышление и речь. - Москва: Лабиринт, 2005. - 352 с. - ISBN 5876040371
3. Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Введение в общую психологию. Курс лекций. - Москва: АСТ, 2008. - 352 с. - ISBN 978-5-17-049383-8
Примечания
1. 1 2 Жан Пиаже, «Речь и мышление ребенка», Глава 3, Москва - Ленинград, «Государственное учебно-педагогическое издательство», 1932
2. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

Эгоцентризм
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/egocentrizm
Эгоцентризм - неспособность индивида изменить исходную познавательную позицию к некоторому объекту, мнению или представлению сочетающуюся с сосредоточенностью личности на собственных целях, даже перед противоречащей его опыту информацией.
Эгоцентрист когда не может, а когда-то и не хочет понять, что люди - другие, не как он, что другие люди на многие вещи смотрят по своему, а не как он, что у них свои и взгляды и потребности.
Окружающий эгоцентрика мир ему не интересен, особенно внутренний мир других людей. Прежде всего эгоцентрику интересен мир самого себя, вплоть до самовлюбленности.
Эгоизм и эгоцентризм
Как правило, эгоцентризм связан с эгоизмом и нередко является его крайним выражением. Однако нередки случаи, когда эгоцентризм проявляют даже вполне альтруистичные люди - например, когда родители заботятся о ребенке, исходя из своих представлений о том, что будет для него радостью. "Я люблю книги по истории - и ребенка порадую книгами по истории!" - Эгоцентризм...
Виды эгоцентризма, его проявление
Рассматривают несколько видов эгоцентризма:
Познавательный, характеризующий восприятие и мышление;
Моральный эгоизм - говорящий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;
Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации другим людям. Заключается в пренебрежении смысловым наполнением понятий.
Когда и у кого более выражен эгоцентризм
Наиболее ярко проявляется к 12-14 годам и в старости. У взрослых людей эгоцентризм более выражен у женщин.
Преодоление эгоцентризма заключается в изменении точки зрения, происходящим в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличающимися от его собственной; формировании способности принимать роль другого человека, что связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, которая базируется на интеллектуальных процессах сравнения, аналогии и др.
Преодоление детского эгоцентризма является одной из основных задач воспитания.
Преодоление эгоцентризма
Общие условия преодоления эгоцентризма:
человек этого хочет сам и понимает, зачем это ему надо.

Индивидуальная мораль
Материал
Индивидуальная мораль: нравственно то, что считаю нравственным Я. Если Меня так воспитали и поэтому Я это считаю нормальным, допустимым, значит это и есть нормальное и одобряемое. А то, что я считаю безобразным и недопустимым, достойно только осуждения и искоренения.
Смотри также
1. Нравственность: Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью - безнравственно.
2. Официальная мораль – официально провозглашенные правила, взгляды и оценки. То, чему обязаны учить в школах и что официально формулируют государственные чиновники.
3. Общественная мораль – то, что считает большинство. "Приличные люди ведут себя так. А так - не принято". "Кем не принято?" "Всеми". Мнение большинства - как правило, разумный компромисс между идеями и жизнью. Это огромная сила, именно поэтому она чаще всего и отождествляется просто с Моралью.
4. Нравы – то, что делает большинство. "Ты не слушай то, что говорят, ты смотри, что делают". Это тот житейский бульон, которым пропитываемся мы с детства и которым, к нашему сожалению или счастью, закладываются наши нравственные основы.

Мораль - это не совсем то же, что нравственность. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя.

Нравственность
Автор: Н.И. Козлов












Нравственность
Автор: Н.И. Козлов
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennost
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное - то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное - нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.
Детям нравственность не свойственна: понятие "добро" для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции "нравится" - "не нравится", и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.
Человек этичный относится к нравственности, как к путеводной звезде: все наши земные повороты имеют смысл лишь постольку, поскольку мы идем верным путем. Нравственный смысл любого слова и поступка – первое, о чем думает такой человек, чем он руководствуется вне зависимости от того, смотрит кто-либо на него или нет.
Но среди обычных – этичных людей не много. Обычные люди относятся к нравственности, как к забору: пусть будет, пока не мешает. Сами вспоминаем о нравственности, когда-то кто-то нарушает наши границы, а вполне готовы перелезть через забор, когда очень нужно или хочется, а никто не видит. Не каждый взрослый человек - человек нравственный, в зависимости от своей осознанности и развитостипозиций восприятия человек смотрит на свое поведение с разной нравственной глубиной. При малой осознанности человек может делать дурные дела и не считать себя безнравственным ровно потому, что не видит или не задумывается о том, что он делает;. Человек с шаблонным мышлением вместо постоянных поисков и примерок "это добро или нет?" бездумно принимает расхожие формулы иногда не самого высокого качества.
Что "нравственно", а что нет - определиться бывает очень непросто. Давать в долг - нравственно или безнравственно? Доброе дело или нет? Секс до брака - допустимо или безнравственно? Может ли мужчина иметь четыре жены? В разных культурах и в разное время эти вопросы решаются очень по-разному.
Первая позиция восприятия подсказывает человеку формулы нравственности типа: "Добро - это то, что хорошо для меня. А все, что против меня - безнравственно".
Взгляд бушмена: "Если увел коров я - это добро. Если увели коров у меня - это зло".
Чем более развиты у человека позиции восприятия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: "Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью - безнравственно".
Не забывайте о других людях. Например, если ваше поведение касается не только вас, то нужно учитывать и интересы партнера. Если происходящее касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих. Ваша свобода кончается там, где начинается жизнь другого человека. "Свобода моего кулака кончается перед носом другого человека".
Очень непросты конфликты, когда индивидуальная свобода сталкивается с консервативными взглядами окружающих. Откровенные, долгие и прочувственные поцелуи любящей пары в вагоне метро для них кажутся их свободным правом, но для сидящей с ними рядом пожилой одинокой женщины представляется дикой распущенностью. Кажется, в этих конфликтах нужна обоюдная корректность. Пусть люди воспитаны на ваш взгляд дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии - распущенностью) - не надо. Но также никому не надо называть непристойным, безнравственным все то, что выходит за ваши привычные и жесткие рамки, безнравственно в этом случае проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.
Нравственности противостоит не столько прагматизм, сколько недалекость. Прагматик может быть человеком высокой нравственности, если он осознает, что это выгодно ему хотя бы с точки зрения перспектив. Прагматик-руководитель может насаждать нравственность, если видит, что она с течением времени дает повышение прибыли. Если же прагматик не привык и не умеет смотреть далеко, он бывает порядочным только в зоне наблюдений полицейского или по привычке.

error: