Признаки судебной власти и правосудия. Понятие и основные признаки судебной власти. Правосудие и его признаки

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Однако все правозащитники, которые рассматривали существующие законы, показали, что этот новый закон не является необходимым. Франция должна иметь очень многолетний опыт нападений, что она уже давно находится на переднем крае борьбы с терроризмом и что она имеет один из самых мощных антитеррористических аппаратов в мире. до более чем двадцати законодательств за тридцать лет.

«Переход от правосудия судебных исключений в руках судей к правосудию полиции и административного исключения». Это различие тем более важно при создании этого закона, что правительство не будет препятствовать тому, чтобы всегда было возможным чрезвычайное положение.

Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающихиз закона:

судебная власть - вид государственной власти ; она осуществляетсягосударственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия.

судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид.лит., 1994г. Ст. 11.. Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое по-ложение суда в государственном механизме. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повы-шенные требования относительно и профессиональной подготовки, и мо-ральных качеств.

Эти меры также кажутся мне опасными в том, что они являются частью неумолимого усиления полномочий администрации в отношении судебных органов, что сегодня становится плохим отношением к борьбе с терроризмом. И здесь мы видим наряду с этим дрейфом незаконного присвоения целей другой традиционный дрейф во Франции, который является судебной властью.

Учитывая продолжающуюся террористическую угрозу, может ли исполнительная власть выйти из чрезвычайного положения без каких-либо его положений? Это зависит от того, о каком риске мы говорим. Если говорить о риске для безопасности французов, это очень мало. Чрезвычайное положение сегодня неэффективно в борьбе с терроризмом: нападения, которые были сорваны в последнее время, не были предотвращены чрезвычайным положением, а обычной судебной процедурой. Мы также знаем, что все обыски, которые были проведены, привели к очень немногим судебным разбирательствам.

исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с пре-дыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Консти-туции РФ, ст. 1 Закона «О судебной системе РФ» Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. // Федеральное законодательство. М., 1997.

). Никакой другой государст-венный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конститу-цией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

независимость, самостоятельность и обособленность судебной влас-ти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Консти-туции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона «О судебной системе РФ»). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную дея-тельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную от-ветственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что су-дьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не кон-тролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют како-го-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входя-щую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органа-ми законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их толь-ко закону.

судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что опре-делено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона «О судебной системе РФ». Су-допроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказа-тельств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроиз-водства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федераль-ного Собрания и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; граж-данское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских пра-воотношений; административное - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон «О судебной системе РФ», перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвящен-ная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности, также помещена в главу 7 «Судебная власть». Арбитражные дела представляют собой разновид-ность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществля-ется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Рос-сийской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения - заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренные ст. 23 и 25 Конституции РФ.

судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, су-дебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требо-ваний гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроиз-водство осуществляется в соответствии с Законом «О Конституционном Суде РФ». Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об адми-нистративных правонарушениях (4 и 5 разделами).

властный характер полномочий суда - один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязатель-ны для всех без исключения государственных органов, организаций, должно-стных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принужде-ния, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей терри-тории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

наконец, следует указать такую черту судебной власти, какучастие пред-ставителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении право-судия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Основной закон запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения. Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного (разновидность гражданского и административного).

7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ .

error: