Список банков которые могут выдавать банковские гарантии. Какие учреждения имеют право выдавать банковские гарантии: актуальный перечень Минфина

Для того чтобы принять участие в тендере, компании необходимо обеспечить свои обязательства. Сделать это можно, например, при помощи банковской гарантии. Но как получить такой документ и в любое ли кредитное учреждение можно обратиться для его оформления? Разбираемся в данной статье.

Требования к банкам, имеющим право выдавать банковскую гарантию

Первоначально необходимо определиться с тем, что представляет собой банковская гарантия. Законодательством предусмотрено два способа обеспечения финансовых обязательств участниками тендеров: залог и банковская гарантия. Второй вариант удобнее, поскольку позволяет поставщикам не выводить крупные суммы из оборота во время участия в торгах. Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство одного участника сделки (гаранта), взятое им по просьбе другого участника (принципала), уплатить денежную сумму третьей стороне (бенефициару) при наступлении особых условий по договору при предъявлении требования об уплате бенефициаром. Проще говоря, банковская гарантия - это обязательство финансовой организации погасить материальный ущерб (выплатить денежную сумму) указанной в договоре стороне при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником условий заключенного с данной стороной договора.

Все банковские гарантии можно разделить на пять видов в зависимости от сферы их применения:

  • гарантия на исполнение обязательств по контракту;
  • банковская гарантия на обеспечение заявки;
  • таможенная гарантия;
  • гарантия возврата авансового платежа;
  • гарантия в пользу налоговых органов.

Рассмотрим каждый тип более подробно.

Гарантия на исполнение обязательств по контракту . Предоставляется победителем торгов заказчику и является законодательно необходимым условием при заключении госконтракта. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения условий контракта исполнителем банк выплачивает кредитору гарантийную сумму.

Банковская гарантия на обеспечение заявки . Ее предоставляют участники конкурсов или аукционов при подаче заявки на участие. Документ является гарантией исполнения победителем своих обязательств по подписанию контракта с заказчиком.

Таможенная гарантия. Это обязательство кредитной организации, гарантирующее оплату исполнителем таможенных платежей. Такая гарантия дает отсрочку таможенных платежей, предоставить ее необходимо таможенным органам.

Гарантия возврата авансового платежа . Иногда условиями контракта предусматривается получение аванса исполнителем. Прежде чем получить денежную сумму, поставщик обязан предоставить заказчику гарантию возврата авансового платежа. Документ призван обезопасить заказчика от нецелевого расходования аванса.

Гарантия в пользу налоговых органов. Предоставляется налоговым органам для обеспечения уплаты налоговых платежей. К примеру, гарантия возврата возмещенного НДС дает право получить налоговый вычет по НДС без проведения камеральной налоговой проверки и в сжатые сроки.

Чтобы получить банковскую гарантию, нужно обратиться в банк, который выдает данные документы. Однако не все кредитные организации имеют такие полномочия.

Требования к банкам, которые выдают банковские гарантии, определяются целями получения документа. К примеру, гарантия по статье 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (далее - 44-ФЗ) или гарантия в пользу налоговых органов в обязательном порядке должна быть выдана банком, удовлетворяющим условиям статьи 74.1 НК РФ. Так, предоставить такую гарантию имеют право только те финансовые организации, которые включены в специальный перечень банков. С ним можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Для того чтобы кредитная организация попала в данный перечень, на текущий момент она должна соответствовать следующим требованиям, то есть иметь:

  • лицензию на осуществление банковских операций, выданную Центральным банком РФ;
  • объем собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб.;
  • кредитный рейтинг от «В-(RU)» агентства АКРА и от «ruB-» по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА», присвоенный Банком России на дату направления информации;
  • отсутствие задолженностей по банковским депозитам, размещенным за счет средств федерального бюджета;
  • участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

Требования к банкам, выдающим гарантию для участия в тендере по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ (далее - 223-ФЗ), не прописаны. На практике же заказчики выдвигают довольно жесткие условия. Так, кредитное учреждение хоть и не должно в обязательном порядке быть внесено в перечень банков Министерства финансов, но ему необходимо, например, находиться в ТОП-50 лучших банков или даже в ТОП-10 по реестру Минфина России.

Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для выдачи банковских гарантий

Как уже говорилось ранее, перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и которые соответствуют требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 44-ФЗ, публикуется на сайте Министерства финансов РФ. Данный реестр ведется и обновляется на основе данных, которые предоставляет Центральный банк РФ.

44-ФЗ выдвигает жесткие требования к кредитным организациям, которые имеют право выдавать банковские гарантии. Список банков сокращается: если еще совсем недавно он насчитывал более 300 кредитных организаций, то сегодня в перечень Минфина входит 203 банка. Реестр обновляется довольно часто - на протяжении месяца выкладывается до пяти обновленных списков. За этой информацией потенциальным участникам тендеров необходимо регулярно следить, поскольку одни банки могут появляться в перечне, а другие - исчезать из него.

Большая часть фигурантов реестра Минфина - крупнейшие российские банки. Обязательно присутствуют и региональные кредитные организации.

Выбирать банк для получения банковской гарантии только на основании списка Минфина не стоит. Во-первых, у всех банков разные условия и требования к принципалу; во-вторых, не все банки занимаются выдачей гарантий для обеспечения в сфере госзакупок: то есть, право выдавать такие документы они имеют, но этим правом не пользуются. Таким образом, потенциальный участник тендера должен выбирать банк заранее, поскольку отбор и выяснение условий могут занять значительное количество времени.

Как выбрать банк, предоставляющий банковские гарантии по ФЗ-44

Выбор банка только по реестру Минфина, как уже отмечалось ранее, - не совсем верный подход. Наличие финансового учреждения в данном перечне - далеко не единственный критерий отбора. Необходимо обратить внимание и на некоторые другие факторы, по которым можно выделить наиболее выгодные условия получения банковской гарантии. К таким факторам относятся:

  • условия предоставления банковской гарантии;
  • сумма и срок банковской гарантии;
  • процентная ставка;
  • срок возмещения платежа;
  • обеспечение при выдаче банковской гарантии.

Условия предоставления банковской гарантии . Как правило, сюда включается размер вознаграждения банка за выдачу документа. Гарантия предоставляется не бесплатно, комиссия составляет фиксированный процент, который зависит от гарантийной суммы, сроков предоставления документа и внутренних регламентов финансового учреждения. Средний размер вознаграждения варьируется и также зависит от наличия либо отсутствия залога.

Сумма банковской гарантии. Большинство банков при определении суммы документа ориентируются на финансовую устойчивость потенциального участника торгов. В каждом конкретном случае такая сумма определятся индивидуально. Нельзя забывать и о том, что у любой кредитной организации есть свой «потолок» по общему размеру всех выданных банковских гарантий. По закону он составляет 25% от суммы собственного капитала.

Процентная ставка . Очень важный момент, поскольку ни одна компания не застрахована от неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту. Если исполнитель все же не смог выполнить условия договора, то банк, выступивший гарантом, возвращает бенефициару гарантийную сумму. Ставка в этом случае у каждой финансовой организации разная, она может варьироваться в пределах 10–30%.

Срок возмещения платежа. Когда сумма по гарантии уже выплачена, компания, владеющая гарантией, должна возместить банку деньги с процентами. Обычно срок возмещения составляет не более одного года.

Обеспечение при выдаче банковской гарантии. Это всем известный залог. Сегодня банки весьма придирчиво относятся к разновидностям залога при предоставлении своих гарантийных обязательств. Большинство кредитных учреждений предпочитают в качестве залога недвижимое имущество, но в некоторых случаях можно получить банковскую гарантию под комбинированный залог.

Итак, для оформления банковской гарантии вам важно правильно выбрать кредитное учреждение. Однако самостоятельно искать банк среди более чем 200 финансовых учреждений слишком долго, тем более непрофессионалу бывает сложно разобраться во всех нюансах сделки, включая оформление гарантии. Ускорить процесс поможет обращение в брокерскую компанию.

Источники:

  • 1 https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/

В этой статье мы рассмотрим список из банков которые предоставляет Минфин в рамках 44-ФЗ. В этот список войдут самые крупные банки, а также в статье будут рассмотрены требования, которые предъявляются для получения банковской гарантии.

1. Банковская гарантия - это

Банковская гарантия - это один из способов обеспечения исполнения сделки. Благодаря конкурсант имеет возможность не вкладывать личные деньги, а получить гарантии от Банковской организации, который в случае неисполнения сделки, будет обязан выплатить убытки Заказчику. Банковскую гарантию следует оформлять в согласии с законодательными нормами, поскольку в случае неверного формата она теряет свою юридическую силу.

2. Перечень банков Минфина по 44-ФЗ

В первую очередь необходимо отметить то, что каждый месяц список банков и их гарантий обновляется.
Давайте дадим определение списка банков, которые утвердил Минфин:

Списоком банков который утвердил Минфин - является перечень тех кредитных учреждений за которыми закреплен статус надежных, они обязаны отвечать всем необходимым указаниям действующего закупочного ч. 1 ст. 45 в 44-ФЗ и налогового пункт 3 ст 74.1 НК России.

Банки, которые входят в список Минфина и дают возможность Поставщикам - проверяют своих получателей и могут предоставить Заказчику информацию об Исполнители. Для того, чтобы проверить победителя закупки, Заказчик может опираться не только на данные предоставляемые банком, но и на Закон о контрактной системе под No 44.

В тоже время конкурсант опираясь на список банков от Минфина может выбрать требующуюся организацию для того, чтобы получить гарантию от банка в своей благонадежности. Для того чтобы участник смог определиться с выбором правильного учреждения, оно должно быть признано всеми уполномоченными органами и соответствовать всем требованиям. Если требования, которые предъявляет банк выполняются Подрядчиком, то Банк вправе выдать документ на обеспечение исполнения договора, а Исполнитель воспользоваться полученным документом.

Иными словами Исполнителем может быть использована гарантия, которая выдается кредитным учреждением входящим в перечень благонадежных финструктур.

Ищите где получить банковскую гарантию?

Обратитесь к нам и специалисты Центра Поддержки Предпринимательства оформят вам банковскую гарантию в кратчайшие сроки

3. Какие требования устанавливаются для банков по 44 ФЗ

Банковские организации должны входить в легитимный реестр об этом гласит 44-ФЗ.

Возможность выдачи гарантий имеется не у каждого Банка. В 1 ч. ст. 45 говорится о всех указаниях к кредитным организациям. После 1.06.18 г. вступил в силу ПП РФ номер 440 от 12.04.18 г., в нем оговаривается обновленный и ужесточенный вид критериев, предъявляемых к подразделениям банка, которые дают для подрядчиков и участников. Эти банки облагаются новым порядком обязательств, у них должны иметься свои личные деньги - около 300 млн р. и более.
Еще они обладают своим собственным так называемым кредитным рейтингом, который может определяться - национальной рейтинговой шкалой на уровне не ниже «ВВ-(RU)».

Правительством РФ был введен переходный период до 1 января 2020 года для учреждений, которые не имеют соответствия приведенным критериям. Список надежных подразделений должен обновляться каждый месяц.

На сайте Минфина РФ подрядчик может просмотреть список всех нужных ему банков, нужно будет открыть вкладку «Налоговая и таможенно-тарифная политика», после ее открытия можно будет выбрать кредитную организацию, соответствующую необходимым требованиям по 44-фЗ.

4. Список банков одобренных Минфином.

Ниже мы предоставляем вашему обозрению краткий обзор со списком банков, которые были одобрены Минфином, также данный список можно скачать, нажав ниже него на кнопку “Скачать”.

С 01.07.18 для участия в торгах по 44-ФЗ требуется замена электронной подписи на квалифицированную!

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • В каком банке открывать спецсчет? СПИСОК УТВЕРЖДЕННЫХ БАНКОВ

В каком банке открывать спецсчет?

Минфин регулярно обновляет перечень банков, которые с 1 июня вправе выдавать гарантии для обеспечения заявки или исполнения контракта. В актуальном списке от 22.10.2018 уже 200 финансовых организаций.

Смотреть обновляемые списки банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ можно на сайте Минфина (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/# ).

Уточненные данные на 01.11.2018.

Общие сведения об использовании спецсчетов

С 1 июля 2018 года начнут работать , согласно которым при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, должны будут вноситься участниками закупок на специальные счета , открытые ими в банках, перечень которых будет установлен Правительством Российской Федерации.

Другими словами, порядок внесения обеспечения заявок в электронных торгах на счета электронных торговых площадок - упраздняется.

Первоначально предполагалось, что у каждого поставщика будет только один спецсчет. Однако, это вызвало массу возражений со стороны участников рынка госзакупок и ФАС, которые опасаются приостановки закупок в связи с необходимостью открытия сотен тысяч счетов. В свою очередь электронные торговые площадки утверждают, что требование «один поставщик, один счет» может лишить их клиентов, с банками которых площадки не работают. За один спецсчет выступили только две ЭТП - Агентство по госзаказу Татарстана и Сбербанк-АСТ, ссылаясь на сложности с поисками ответственного за выполнение операций по обеспечению заявки при наличии у поставщика нескольких счетов, а также на то, что проверка нескольких счетов технически неисполнима - на блокировку счета отводится один час.

27 апреля 2018 года Минфин разместил на своем официальном сайте , обозначив следующие моменты:

  • Поддержано предложение о снятии ограничения на одновременное наличие у участника закупки только одного специального счета с введением возможности одновременного открытия нескольких спецсчетов в различных банках. Соответствующие поправки готовятся;
  • Спецсчета будут открываться в банках, соответствующих установленным Правительством РФ требованиям (аналогичным требованиям, предъявляемым к банкам, в которых могут размещаться на депозиты средства федерального бюджета);
  • Спецсчет не может использоваться для проведения расчетов при исполнении контрактов;
  • Допускается многократное использования спецсчета при участии в закупке, проводимой на любой электронной площадке;
  • На остатки денежных средств на спецсчетах участникам закупок будут начисляться проценты;
  • Операторы электронных площадок, отобранных в соответствии с установленными Правительством РФ критериями, будут обязаны заключить соглашения с банками, ведущими спецсчета, для обеспечения обмена информацией.

В конце мая 2018 года Правительство РФ выпустило Постановление N 626 от 30.05.2018 , в котором обозначены следующие моменты:

  • Требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве спецсчета;
  • Требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора ЭТП с банком;
  • Правила взаимодействия участника закупки, оператора ЭТП и заказчика в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в электронных закупочных процедурах.

Таким образом, вышеуказанное постановление разрешает использовать в качестве спецсчета существующие банковские счета участников закупок. Для этого необходимо заключить с банком дополнительное соглашение, в соответствие с требованиями постановления.

До 1 января 2019 года стать владельцем спецсчета смогут поставщики, аккредитованные на одной из ЭТП, вновь отобранных по требованиям 44-ФЗ. После указанной даты участник закупок должен состоять в едином реестре участников закупок, ведение которого будет осуществляться на ЕИС.

Вывод - для старта работы и процесса открытия спецсчета ожидаем трех следующих событий:

  • публикацию перечня банков для работы со спецсчетами;
  • публикацию перечня ЭТП, готовых к реализации всех новшеств 44-ФЗ;
  • заключения доверенных банков соглашений к отобранными ЭТП.

Почему вводится новая схема со спецсчетами? Победитель закупки оплачивает торги

Основную цель, которую преследует Правительство РФ вводя использование счецсчетов, это повышение "прозрачности" госзакупок. Однако, этот механизм лишает электронные площадки возможности получать доход от размещения денежных средств участников на банковских счетах.

В целях "компенсации" потери доходов электронных торговых площадок Правительство РФ подписало Постановление № 564 от 10.05.2018 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении её предельных размеров". Согласно данному документу:

  • плата взимается с победителя электронной процедуры в замере 1% от НМЦК, но не более чем 5000 рублей;
  • если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то предельная сумма, которая будет взиматься с победителя не должна превышать 1% от НМЦК и 2000 рублей;
  • в случае уклонения победителя от заключения контракта, возможно заключение контракта со "вторым" местом, плата с которого не взимается.

Взимание платы с победителя будет осуществляться двумя способами:

  • путем перечисления денежных средств на банковский счет оператора электронной площадки, оператора специализированной площадки;
  • путем списания денежных средств в размере платы со спецсчета победителя закупки.
error: