Комплексные услуги на основе жизненных ситуаций. Предоставление «комплексных» государственных и муниципальных услуг по «жизненным ситуациям

Сегодня в КГБУ «МФЦ» реализована возможность получения единых комплексов услуг, ориентированных на самые различные жизненные ситуации человека.

Жизненная ситуация формируется в связи с каким-либо событием в жизни человека и необходимостью взаимодействия по этому поводу с органами власти. Услуги по жизненным ситуациям представляют собой определённый набор государственных и муниципальных услуг, комплекс мероприятий и социальных гарантий, который способен решить проблему заявителя в целом, без обращения в различные ведомства, что значительно упрощает процесс получения услуг и экономит время заявителя.

Как это работает? Рассмотрим возможность получения комплексной услуги на примере популярной жизненной ситуации «Рождение ребенка». Предоставление указанной комплексной услуги в КГБУ «МФЦ» будет проходить максимально удобным для заявителей образом. Комплексная услуга предоставляется единовременно, по принципу «одного окна», то есть у одного специалиста КГБУ «МФЦ» в момент первого обращения заявителя с минимальным пакетом документов. В наборе этого комплекса вниманию заявителей предложены услуги различных ведомств: Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю и республике Тыва, Отделения ПФР по Красноярскому краю, министерства социальной политики Красноярского края, агентства ЗАГС Красноярского края и другие, необходимые в данной жизненной ситуации, государственные и муниципальные услуги. Кроме того, в рамках предоставления комплексных услуг можно также получить бесплатную, полную и актуальную консультацию по пакету документов, необходимых для оказания любой услуги.

В структурных подразделениях КГБУ «МФЦ» организована возможность получения комплексных услуг в рамках следующих жизненных ситуаций: «Индивидуальное жилищное строительство», «Открытие своего дела (малое предпринимательство)», «Утрата документов», «Выход на пенсию» и других.

Внушительный набор тех возможностей, которые включены в комплексные услуги, помогут людям быстро и своевременно решить проблему или надёжно и качественно устроить свои дела семейного характера.

Получить более подробную информацию о перечнях услуг, предоставляемых в рамках жизненных ситуаций, порядке их получения, а также предварительно записаться на прием возможно, позвонив по телефонам Центра телефонного обслуживания 8-800-200-3912 (звонок бесплатный), 205-39-12, или по телефонам структурных подразделений, размещенных в разделе «Контакты» официального сайта сайт.

МФЦ внедряет комплексы услуг по жизненным ситуациям

МБУ «МФЦ Суздальского района» ведёт постоянную работу не только по расширению перечня предоставляемых государственных и муниципальных услуг, но и по созданию единых комплексов услуг, ориентированных на самые различные жизненные ситуации человека.
«Жизненная ситуация» формируется в связи с каким-либо событием в жизни человека и взаимодействием по этому поводу с органами власти.
Услуги по жизненным ситуациям представляют собой определённый набор государственных и муниципальных услуг, комплекс мероприятий и социальных гарантий, который способен решить проблему заявителя в целом, не разделяя её на отдельные части, отсылающие человека в различные ведомства.
К примеру, вокруг ситуации с рождением ребенка собирается более 30 услуг, которые необходимо получить в федеральных (Пенсионный фонд, налоговая инспекция, миграционная служба), региональных (отдел социальной защиты населения по Суздальскому району) и муниципальных (администрация города Суздаля и Суздальского района, комитет по управлению имуществом и землеустройству) органах власти, предоставив сходные пакеты документов. Теперь обратившись в МФЦ с необходимыми документами, можно будет подать заявления на получение всех услуг по жизненной ситуации у одного специалиста.
Определено 8 жизненных ситуаций, по которым будут сформированы комплексы услуг:
Рождение ребенка

Утрата документов
Выход на пенсию
Открытие своего дела (малое предпринимательство)
Утрата близкого человека
Смена места жительства
Потеря или поиск работы
Индивидуальное жилищное строительство
На сегодняшний день в МБУ «МФЦ Суздальского района» организовано предоставление услуг по двум жизненным ситуациям: «Рождение ребенка», и «Открытие своего дела» (малое предпринимательство). По остальным жизненным ситуациям ведется работа по определению набора услуг по жизненным ситуациям с учетом различного их уровня: федеральные, региональные, муниципальные.

АННОТАЦИЯ

Предоставление «комплексных» государственных и муници­пальных услуг еще один шаг на пути к повышению их качества и к «сервисному государству». Упрощение процедур подачи заявления важный этап к переходу предоставления услуг в проактивном режиме.

Тем не менее, на практике существует ряд административных ограничений оказания услуг в рамках «жизненных ситуаций», включая как нормативно-правовое регулирование, так и организация процесса в многофункциональных центрах.

Ключевые слова: государственные услуги; муниципальные услуги; комплексные услуги; жизненная ситуация; многофункциональный центр.

Тенденции развития сервисно-ориентированного государства в части предоставления государственных услуг предполагают обеспечение перехода от получения государственных услуг к комплексным сервисам конечного результата, который нужен заявителю (например, все необхо­димые действия при покупке жилья или при рождении ребенка, и пр.). Каждая государственная услуга должна «встроиться» во все удобные для пользователя интерфейсы и процессы, ради которой заявитель вынужден обращаться отдельно . Концепция снижения администра­тивных барьеров 2011-2013 годов обозначила направление развития сферы госуслуг: от регламентации каждой государственной и муници­пальной услуги к совершенствованию и описанию комплексных сервисов по «жизненным ситуациям», которые требуют стандартизации и законодательного закрепления .

Несмотря на то, что реализация идеи оказания услуг в рамках «жизненных ситуаций» должна повлечь серьезные изменения во взаимо­отношениях заявителя и государства, включая улучшение его качества, нормативно-правовое регулирование предоставления госуслуг в соот­ветствии с этим принципом органами власти до сих пор отсут­ствует, равно как и законодательное определение указанного термина.

В отечественной литературе ситуация аналогична. Исследования в области обозначенной проблемы не системны, что не способствует формированию у специалистов-практиков, заинтересованной обществен­ности целостного представления о тренде изменений, которые идут в сфере оказания государственных и муниципальных услуг.

В научной литературе также встречаются различные определения данного понятия. Авторы О.А. Иванюк и С.Н. Китрар под жизненнoй ситуацией пoнимают «совокупность общественных отношений, возни­кающих на основании определенного юридического факта (действия или события), наступившего как по воле участников данных отношений (открытие бизнеса, вступление в брак, приобретение квартиры), так и вне зависимости от воли (болезнь, смерть) и связанного с необходи­мостью обращения в органы власти за получением требующегося в сложившихся обстоятельствах результата предоставляемых публичных услуг».

А.P. Исаков определяет жизненную ситуацию как «совокупность фактических обстоятельств, существующих у заявителя, с которыми законодатель связывает право последнего обратиться за получением соответствующей сложившимся обстоятельствам комплексной государ­ственной услугой» .

Жизненная ситуация появляется в результате определенных событий, произошедших в жизни человека и связана с необходимостью взаимодействия по этому поводу с органами власти. При этом сама жизненная ситуация чаще всего не требует получения непосред­ственно самих государственных услуг. В таких случаях они должны стать незаметной для заявителя процедурой в решении реальной жизненной задачи.

В итоге можно выделить несколько наиболее существенных признаков «жизненной ситуации»:

  1. основаниями предоставления услуг «по жизненным ситуациям» признаются юридические факты, которые подтверждают появление, и требующие корректив или прекращение каких-либо общественных отношений, имеющих правовые последствия;
  2. «жизненная ситуация» предполагает объединение наиболее социально значимых и массовых государственных и муниципальных услуг, способствующих наиболее полному обеспечению реализации прав и получению необходимых результатов заявителями в пределах сложившихся обстоятельств, включающая несколько типовых событий;
  3. в рамках «жизненной ситуации» возможно наличие нескольких альтернатив развития, вариантов получаемых результатов услуг;
  4. набор оказываемых услуг зависит от правового статуса заяви­теля, это физическое лицо, предприниматель, иностранный гражданин или юридическое лицо.

Аналитическая систематизированная деятельность к переходу предоставления услуг в рамках «жизненных ситуаций» в субъектах Российской Федерации фактически началась только в 2015 году. Первые попытки реализовать предоставления комплекса услуг были на Едином портале госуслуг, но по настоящее время заявитель может только ознакомиться с перечнем услуг в рамках своей «жизненной ситуации». Следующий шаг совершенствования оказания комплексов государственных и муниципальных услуг был направлен на развитие способов взаимодействия гражданина и государства через многофунк­циональные центры.

В целях обеспечения нормативно-правового регулирования оказа­ния услуг по «жизненным ситуациям» распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2018 года № 260-р был утвер­жден перечень из 30 федеральных услуг, предоставляемых в рамках комплексного запроса. Предполагается, что данная мера обеспечит повышение качества предоставления государственных услуг, а именно получение услуг в «одном окне», в том числе по принципу экстерриториальности.

С 1 марта 2018 года вступила в силу норма Федерального закона № 210-ФЗ, в соответствии с которой заявление в МФЦ подается один раз, второе обращение – получение результата, многофункциональный центр может самостоятельно составить от имени заявителя и направить заявление в соответствующие органы власти в соответствии с комп­лексным запросом. Однократное обращение за услугами позволит сократить временные и финансовые затраты граждан.

При обращении в МФЦ за получением услуг в связи со сложившейся жизненной ситуацией заявитель представит только один комплект документов и одно заявление в форме заполнения комплексного заявления, который предполагает получение двух и более услуг. В соответствии с частью 13 статьи 15.1 № 210-ФЗ в комплексный запрос могут входить услуги, не связанные между собой жизненной ситуацией и не входящие в типовые составы взаимосвязанных услуг, в любом количестве. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации № 412 закреплен ряд положений и норм, определяющих порядок взаимодействия работников МФЦ и заявителей. Текущая ситуация в большинстве многофункциональных центров показывает невозможность предоставления услуг на этих условиях. Реализация услуг по «жизненным ситуациям» некоторыми многофунк­циональными центрами считается реализованной при наличии в перечне услуг, предоставляемых через МФЦ, всех возможных услуг, которые могут быть в той или иной жизненной ситуации. При этом комплексный запрос до сих пор не реализован, т. к. ни один регламент исполнительного органа власти федерального, регионального или муни­ципального уровня не содержит норм, в которых комплексный запрос от МФЦ будет являться основанием предоставления услуги.

Обобщая вышеизложенные нормотворческие новеллы и сущест­вующие в научной литературе мнения относительно предоставления госуслуг по «жизненным ситуациям», а также сопоставив с практи­ческими мероприятиями по совершенствованию сервисов многофункцио­нальных центров, следует ряд выводов.

Во-первых, в настоящее время в РФ отсутствует единое пони­мание понятия «жизненная ситуация» и подходов их формирования. В научной литературе и официальных источниках встречается несколько определений данного понятия. На официальных сайтах многофункциональных центров наиболее распространенным является определение жизненной ситуации как определённого набора государственных и муниципальных услуг, комплекса мер поддержки и социальных гарантий, который способен предоставить результат по совокупности требований заявителя, не выделяя отдельные части, отсылающие человека в различные ведомства.

Во-вторых, проблема, с которой столкнулись публично-правовые образования - это определение перечня жизненных ситуаций и содержа­щихся в них государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний момент единого перечня не существует как на федеральном уровне, так и на региональном.

Для обеспечения качества и повышения эффективности орга­низации предоставления услуг необходимо провести теоретические разработки в части формирования перечней услуг, входящих в конкретную «жизненную ситуацию». Услуги, формирующие такие комплексы должны соответствовать ряду требований, но прежде всего основанием для предоставления комплексной услуги должен быть юри­дический факт, подтверждающий эту «жизненную ситуацию». В связи с этим в нормативные-правовые акты необходимо вносить правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках ряда основных жизненных ситуаций, обеспечивающих возможность оказываться услуги на основании комплексного запроса от МФЦ, т. е. актуализировать адми­нистративные регламенты государственных и муниципальных услуг.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4179.
  2. Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы реализации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – 2006. – № 22(310). – С. 4–12.
  3. Доклад заместителя директора Департамента государственного регули­рования в экономике Минэкономразвития России П.С. Днепровского в рамках Международного форума «МФЦ – основа сервисного государства» в г. Липецке // Официальный сайт Минэкономразвития России URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/2015052951 (Дата обращения: 05.09.2018).
  4. Иванюк О.А., Китрар С.Н. Предоставление услуг по «жизненным ситуациям» – актуальное направление совершенствования системы пуб­личного управления // Административное право. - 2012.- № 2.- С. 63-69.
  5. Исаков А.Р. Государственные услуги и их классификация // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013.- № 6. - С. 91-96.
  6. Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р).
  7. Протокол заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, и организации межведомственного взаимодействия в Ростовской области от 04.02.2014 № 1. Приложение № 8. Перечень государственных, муниципальных и иных услуг в рамках жизненных ситуаций // Официальный портал Правительства Ростовской области URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=128565#pril8 (Дата обращения: 05.09.2018).
  8. Услуги по жизненным ситуациям // «Мои Документы» - центр пре­доставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края URL: http://www.mfc22.ru/services/ (Дата обращения: 05.09.2018).

В ближайшее время список услуг, которые многофункциональные центры (МФЦ) предоставляют россиянам в режиме "одного окна", значительно расширится.

МФЦ получат право оформлять регистрацию рождения и смерти, принимать документы на получение налогового вычета и даже аккумулировать пошлины и налоговые платежи. Более того, изменится сам принцип оказания госуслуг. Появится набор распространенных жизненных ситуаций, в рамках которых целый комплект документов можно будет получить по одному заявлению.

Об этом министр экономического развития Максим Орешкин заявил на всероссийском форуме центров государственных и муниципальных услуг. По его словам, законопроект об оформлении регистрации рождения и смерти в МФЦ находится в Госдуме. Его должны принять в осеннюю сессию.

Другая реформа связана с работой Федеральной налоговой службы. Сейчас минэкономразвития обсуждает с ФНС вопрос о запуске пилотного проекта по оказанию трех услуг. Первая - это корректировка неверно начисленных налогов, вторая - получение налогового вычета и третья - информирование граждан о налоговой задолженности. "В этот процесс активно и весьма успешно включились центры "Мои документы" Москвы, - отмечает Максим Орешкин. - А месяц назад вышел приказ ФНС о реализации пилотного проекта на территории всей страны. МФЦ уже должны заключить договора о предоставлении услуг по линии ФНС".

Кроме того минэкономразвития предлагает наделить МФЦ правом принимать платежи в счет налогов и пошлин. Технически такая возможность есть и сейчас - деньги можно вносить через терминалы банков. Однако, по словам министра, эта услуга доступна не во всех регионах и не во всех МФЦ.

Законопроект об оформлении регистрации рождения и смерти в МФЦ Госдума рассмотрит этой осенью

Еще один законопроект, который находится в Госдуме, касается предоставления государственных услуг в рамках комплексного запроса. Суть проста: человек, у которого, например, родился ребенок, сможет подать одно заявление, но получить не один документ, а весь необходимый комплекс услуг. Это регистрация рождения, оформление пособий, запись в детский сад и многое другое. "Минэкономразвития готовит подзаконную базу, которая должна обеспечить корректную реализацию положений законопроекта, - продолжает Орешкин. - В частности, уже разработан проект методических рекомендаций по предоставлению госуслуг на основании комплексного запроса по наиболее распространенным жизненным ситуациям. Это очень важная переориентация от принципа базовой услуги к принципу базовых потребностей конкретного человека".

Какие-то законодательные акты, возможно, будут разработаны по итогам форума. Так, представители регионов сошлись во мнении, что система МФЦ не сможет развиваться без полного перехода органов власти и центров "Мои документы" на электронное взаимодействие.

"Оптимизация нормативно-правовой базы позволяет наполовину отказаться от курьерской доставки бумажных документов, - говорит замглавы Ростовской области Василий Рудой. - Однако на сто процентов вопрос не решен. Так, передача электронных образов документов в Росреестр не является основанием для начала предоставления услуги. Налицо необходимость изменения законодательства, наделения единым юридическим статусом обычных бумажных документов и электронных".

Госдума приняла в первом чтении законопроект Минэкономразвития, который позволяет получать в МФЦ сразу несколько государственных (муниципальных) услуг по одному заявлению. На заседании парламента документ представил заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов.

«Если у гражданина произошла какая-то жизненная ситуация, которая требует получения нескольких государственных услуг, например, родился ребенок и нужно получить свидетельство о рождении, оформить материнский капитал, гражданин в соответствии с законопроектом сможет подать одно заявление», - пояснил Савва Шипов.

МФЦ при этом будут самостоятельно формировать комплекты необходимых документов и осуществлять все необходимые действия для предоставления каждой из услуг по комплексному запросу. По словам Саввы Шипова, такой подход является одной из главных составляющих принципа «одного окна», при котором взаимодействие с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя.

Перечень федеральных услуг, предоставляемых по единому заявлению, будет установлен распоряжением Правительства РФ. Региональные и муниципальные услуги также будут предоставляться в рамках единого заявления. При этом у субъектов и муниципалитетов остается право формирования перечня услуг-исключений, на которые принцип единого заявления не распространяется.

Для корректного применения положений законопроекта также необходимо будет разработать форму и порядок хранения единого заявления, подготовить необходимые методические материалы, провести обучение сотрудников МФЦ. Проведение мероприятий, необходимых для полномасштабного внедрения предоставления услуг по единому заявлению, запланировано на 1 половину 2018 года. По прогнозам Минэкономразвития, комплексные услуги в МФЦ на территории всей страны будут оказываться к 2019 году.

Помимо законопроекта о «едином заявлении», Госдума в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг». Документ позволяет МФЦ оказывать услуги по регистрации рождения и смерти. При этом органы ЗАГС сохранят все свои функции.

В случае принятия закона сотрудники МФЦ смогут выдавать свидетельства о рождении (за исключением случаев, когда одновременно с государственной регистрацией рождения осуществляется государственная регистрация установления отцовства) и свидетельства о смерти в момент обращения заявителя. «Это позволит в режиме «одного окна» осуществлять предоставление государственных услуг в рамках жизненных ситуаций, связанных с рождением ребенка и с утратой близкого человека», - подчеркнул Савва Шипов.

Ранее механизм предоставления в МФЦ услуг ЗАГС был успешно опробован в ходе эксперимента, проведенного в Воронежской, Тюменской областях и Москве. Наиболее востребованными услуги ЗАГС оказались в столице: за 2016 год в центрах «Мои документы» было зарегистрировано более 173 тысяч актов гражданского состояния, а с января по 25 октября 2017 года – более 363 тысяч.

error: