Принудительное выселение со служебного жилья. Причины выселения из служебного жилого помещения

Выселение из служебного жилья имеет ряд своих особенностей. Это связано с тем, что данная категория помещений представляет собой жилфонд спецназначения, обычно находящийся в собственности государства либо муниципалитета. Договоры по найму таких площадей носят срочный характер и исключают возможность отчуждения недвижимости.

Необходимо решение властного органа, чтобы предоставить в пользование служебное жилище. Для таких помещений установлены чёткие критерии: это могут быть либо дома, либо обособленные квартиры.

Лица, имеющие право на получение площади из данной категории жилищного фонда, должны подпадать под следующие параметры:
  1. Иметь трудовые отношения с государственными либо муниципальными учреждениями (как правило, это связано с привлечением специалистов для решения проблем в регионе, например, учителя в сельскую местность).
  2. Служить в органах полиции, госбезопасности, в министерстве по устранению чрезвычайных ситуаций, в военном ведомстве и так далее.
  3. Занимать государственную либо выборную должность.

Рассматриваемые помещения могут быть выделены в пользование вышеперечисленным лицам по договору найма на период исполнения соответствующих обязанностей и только в том случае, если у них отсутствует иное жильё в данном городе, посёлке.

Сделка заключается письменно и в простой форме. В договоре указываются технические характеристики квартиры, комнат, наличие центрального отопления и прочее. Её сторонами будут: наймодатель (в качестве такового от имени собственника выступает властный орган либо руководство учреждения) и наниматель (человек, получающий площадь для проживания). В отличие от соц. найма у гражданина, приобретшего на праве пользования помещение, нет возможности обменять его на другое, предоставить площадь в поднаём. В договор также включаются близкие родственники нанимателя. К таковым относятся имеющие с ним одинаковые права и равную ответственность: дети, муж/жена, родители. Лица, не достигшие восемнадцати лет, вселяются и встают на регистрационный учёт без согласования с собственником недвижимости. Стороны по данной сделке имеют конкретные права/обязанности.

Наниматель:
  1. На получение определённых законодательством субсидий, выделяемых для оплаты коммунальных услуг.
  2. На защиту своего жилища от проникновения посторонних лиц.
  3. На расторжение договора в одностороннем порядке в любое время.
  4. Обязан поддерживать помещение в удовлетворительном состоянии, не производить самовольно перепланировку либо переустройство.
  5. По мере надобности проводить текущий ремонт.
  6. Не допускать разрушения недвижимости, в случае неисправности сантехнического оборудования устранять поломки самостоятельно либо сообщать об этом собственнику.
  7. Оплачивать в установленные сроки коммунальную и жилищную услуги.
  8. При изменении условий найма информировать об этом владельца площади.

Служебная квартира может использоваться только для проживания. Несоблюдение условий сделки повлечёт за собой выселение из служебного жилого помещения.

Наймодатель обладает следующими правомочиями:
  1. Требовать оплату по предоставляемым жилищным услугам в установленные сроки.
  2. Расторгнуть сделку при нарушении оговорённых условий.
  3. Принять решения о безвозмездном оформлении в собственность занимаемой площади.
  4. Организовать передачу квартиры в удовлетворительном техническом состоянии, освобождённой от притязаний третьих лиц.
  5. Нести бремя расходов по капремонту, а на время его проведения обеспечить живущих в помещении людей иным местом для пребывания.
  6. Предоставить коммунальные услуги в полном объёме и соответствующего качества.

Договор по найму служебного жилья будет считаться недействительным по следующим основаниям:

  • для его заключения предъявили документы, априори не соответствующие реалиям, например, в них содержались ложные сведения о принятии на работу либо была скрыта информация об имеющемся в собственности доме, расположенном в этом же районе;
  • решение о предоставлении жилплощади вынесено с нарушением норм права, к примеру, не соблюдён установленный регламент.

В этом случае применяются общие правила для такого рода сделок, то есть они недействительны со дня их подписания и не влекут юридических последствий.

Например:

Гражданка Иванцова подала иск, в своём заявлении она просила признать недействительным договор по найму помещения спецфонда, обязать администрацию г. Боготола заключить сделку социального найма и передать квартиру в собственность согласно закону о приватизации жилых помещений.

Свою позицию Иванцова аргументировала следующими доводами:
  1. Спорная площадь была предоставлена истице и членам её семьи в 2010 г. на основании распоряжения комиссии муниципалитета. Жильё передано в пользование по договору спецнайма.
  2. Квартира имела статус служебной с 1992 г. по 2005 г., после чего её передали из федеральной собственности в муниципальную. Последним решение об отнесении площади к специализированному фонду принято не было. На основании этого Иванцова считает, что жилище, где она проживает с мужем и с несовершеннолетним ребёнком своей умершей дочери, относится к социальному фонду и не может сдаваться внаём в качестве служебного.
Во встречном иске представитель администрации просил отклонить заявленные требования и выселить из служебной квартиры Иванцову вместе с семьёй, обосновав свою позицию следующим образом:
  1. Помещению был присвоен статус служебного в 1987 г. решением исполкома Совета народных депутатов. В результате передачи недвижимости в 2005 г. изменился собственник имущества, но не его статус. Поэтому требование Иванцовой о заключении договора социального найма неправомерно.
  2. В настоящее время Иванцова уволилась со службы в полиции и потеряла право занимать квартиру спецфонда.

Суд оценил предоставленные доказательства и принял решение удовлетворить просьбу Иванцовой, так как согласно Жилищному кодексу помещение может быть признано служебным только на основании решения отнесения его к специализированному фонду. Данная процедура содержится в нормах права. Представитель муниципалитета такого документа не предъявил. Соответственно, квартира, являющаяся предметом спора, относится к жилфонду социального назначения и муниципалитет обязан заключить договор соцнайма.

Как и любая сделка, договор найма жилища из специализированного фонда может быть расторгнут по взаимному согласию сторон. Наниматель обладает правом сделать это в одностороннем порядке и в любое выбранное им время. При таком условии процедура выселения очень понятная: требуется просто уведомить собственника.

Для наймодателя нормы права не предусматривают возможности разорвать сделку по своей инициативе. Он может это сделать только при наличии судебного решения.

Основанием для обращения будут следующие обстоятельства:
  1. Уклонение нанимателя от оплаты жилищных и коммунальных услуг в течение полугода и более.
  2. Неудовлетворительное содержание помещения, приводящее к его разрушению.
  3. Антисоциальное поведение граждан, нарушающее право на комфортное существование соседей.
  4. Использование квартиры для осуществления деятельности, не связанной с проживанием (например, под офис).

Во всех этих случаях у наймодателя есть право обратиться с исковым требованием, расторгнуть договор и выселить из служебного жилья нанимателя.

Сделка прекращается в связи:
  • с окончанием временного периода, установленного трудовым договором;
  • с истечением срока службы в военных, правоохранительных ведомствах, на гос. должностях федерального и регионального уровня.

Если после прекращения договора по вышеперечисленным основаниям проживающие добровольно не освобождают площадь, то в судебном порядке происходит выселение из служебной квартиры. При этом предоставление иного жилища не предусмотрено.

Смена собственника недвижимого объекта или передача его муниципальным предприятиям на праве оперативного управления либо хоз. ведения также будет основанием прекращения сделки, исключая ситуацию, когда новый владелец выступает работодателем нанимателя.

Порядок выселения с предоставлением жилища

После прекращения либо расторжения договора служебная квартира должна быть освобождена. При выселении посредством судебного решения по общему правилу другое помещение не предоставляется. Однако законодатель определил, кого не могут выселить, не обеспечив иным жильём.

К таковым лицам можно отнести:
  1. Близких родственников умерших/погибших либо признанных пропавшими без вести в период прохождения службы в органах правопорядка, пенитенциарной системы, таможни.
  2. Граждан, получающих пенсию по старости.
  3. Людей, приобретших инвалидность двух первых групп при исполнении своих служебных обязанностей как по причине проф. заболевания, так и в связи с производственной травмой либо ранением.
  4. Ребёнка, чьи родители умерли.
  5. Военнослужащего пенсионера по выслуге лет

Для выселения из служебного жилого помещения вышеперечисленных лиц прежний собственник обязан предоставить другое жильё.

Для сирот оно должно быть благоустроенное и располагаться в черте того же населённого пункта.

Установленные на уровне закона правила дают возможность гражданину пользоваться помещением из фонда спецназначения, только если нет другого жилья. Верховный суд дал по этому поводу следующее разъяснение на примере конкретного дела:

Муниципалитет выдвинул иск в адрес гражданина Сидоренко о признании сделки по найму расторгнутой и требование выселить его из занимаемой служебной квартиры.

В обоснование заявления представил следующие доводы:
  1. В 2014 г. с Сидоренко заключён контракт. В связи с этим ему было выделено для проживания помещение служебного назначения.
  2. В 2016 г. в рамках государственной программы помощи молодым семьям при решении жилищного вопроса Сидоренко приобрёл в собственность квартиру.

Исходя из вышеизложенного, муниципалитет считает, что Сидоренко лишился права занимать жильё из специализированного фонда.

Районный суд иск муниципалитета признал и постановил выселить Сидоренко с супругой и детьми без предоставления иного помещения. Апелляционная инстанция оставила решение без изменений.

Верховным судом оба акта были отменены по следующим основаниям:
  1. Одним из существенных условий договора найма из спец. фонда является отсутствие у человека площади, где он может проживать.
  2. Правовые нормы не содержат указания на возможность расторгнуть сделку по найму в случае покупки недвижимости.
  3. На момент рассмотрения дела Сидоренко оставался стороной по контракту.

Таким образом, гражданин может проживать в спорном жилище до окончания трудовых отношений.

Моментом начала течения срока исковой давности принято считать дату, когда лицу стало известно, что его права и законные интересы нарушены. Судебная практика по выселению из служебного жилья показывает, что граждане считают такой отправной точкой день расторжения трудовых отношений.

Пример:

Прокурором был заявлен иск о выселении гражданина Сафина О.А. с занимаемой квартиры, относящейся к спец. фонду, по следующим основаниям:

  1. С 2010 г. Сафин по трудовому договору был принят на работу в гараж в/ч (воинской части) на должность автомеханика. На период исполнения обязанностей ему была выделена жилплощадь.
  2. В 2011 г. гражданин уволился по собственному желанию. Квартиру освободить отказался. Согласно действующему законодательству лица, переставшие быть стороной трудовых отношений, считаются утратившими право пользования служебным помещением и выселяются из него.

В свою очередь, Сафин просил отклонить иск по причине истёкшего срока давности, так как после его увольнения с занимаемой должности и до обращения прокурора с исковым заявлением прошло 3,5 года. Районный суд и апелляционная инстанция удовлетворили требования Сафина.

Верховный суд отменил предыдущие акты и объяснил свою позицию следующим образом:
  1. Трудовой контракт с гражданином заключён в 2010 г., одновременно ему предоставлено жильё из специализированного фонда.
  2. С 2011 г. Сафин уволен с занимаемой должности.
  3. В настоящее время он проживает в спорной квартире и, как следует из представленной выписки из финансово-лицевого счёта, оплачивает коммунальную и жилищную услуги.

С момента прекращения трудовых отношений возникает основание для расторжения сделки по найму служебного помещения. Однако этот факт не влечёт автоматического прекращения вышеуказанного договора.

Сделка действует до дня добровольного освобождения помещения лицами, его занимающими, а если этого не происходит, то до выселения в судебном порядке.

Практика показывает, что граждане неохотно расстаются с занимаемыми помещениями спец. фонда. Собственникам недвижимости, как правило, приходится пройти через районные суды и апелляционные инстанции. Однако бывают ситуации, когда и судебный акт не заставляет жильца спорной квартиры её покинуть. В этом случае вопрос решается через исполнительное производство. Пристав направляет гражданину извещение, где указывается срок для добровольного выселения и содержится предупреждение о том, что в обратном случае будет произведено принудительное выдворение с занимаемой площади. Под выселением подразумевается освобождение квартиры от людей, находящихся в ней без законного основания, их вещей и животных.

Процедура принудительного исполнения происходит в присутствии понятых и с обязательным составлением акта. В последнем также содержится опись имущества. Документ подписывается лицом, проводившим процедуру выдворения, и выселяемым гражданином. Пристав имеет право произвести принудительное выселение и без проживающего человека. В этом случае на работника службы возлагается обязанность обеспечить сохранность вывезенного скарба должника. У последнего есть два месяца для того, чтобы забрать свои материальные ценности, предварительно оплатив расходы, понесённые на их хранение. Если этого не происходит, то пристав после письменного предупреждения должника передаёт вещи на реализацию в специальную организацию. Вырученные с продажи средства за минусом понесённых расходов возвращаются должнику.

Выселение из служебного жилья нередко происходит в нашей стране.

Представим себе ситуацию, когда человек отправился работать на предприятие в другой город, с которым расстояние от родного города равно 10 часам езды.

Руководство по всем правилам предоставляет помещение для жилья. Такой вариант, несомненно, удобен и работнику намного легче, чем каждый раз преодолевать большие расстояния, да и не всегда для человека это возможно физически. Однако как отдельное обстоятельство стоит рассмотреть лишение человека эксплуатации ведомственного жилья.

Что такое служебное жильё?

Под термином «ведомственное жильё» понимают место для размещения людей, попадающих в определённую категорию:
  1. Работники отдалённых предприятий.
  2. Государственные служащие.
  3. Военослужащие.

Например, специалисты в сфере атомной энергетики, особенно техники АЭС, которые всегда обязаны находиться рядом, чтобы вовремя устранить проблему или остановить работу реактора в случае аварии. Специфика их деятельности требует этого.

Ведомственное жильё также может быть передано людям, занимающих должность в органах здравоохранения (врачи), безопасности (полиция, МЧС), депутатам и чиновникам.

Нередко служебное жильё предусмотрено для жителей других городов, уже имеющих своё жильё, но работающих в данный момент на предприятии вдали от дома, откуда тяжело или долго добираться до места службы.

В связи с тем, что служебные квартиры являются особой категорией жилищных помещений, они считаются составляющими жилищного фонда.

Если обратиться к статье ЖК РФ, то можно проследить, что внесено чёткое ограничение понятия «служебное жильё», потому как оно может быть предусмотрено только для граждан специфического характера их рода деятельности.

Можно прийти к заключению, что право на пользование ведомственным помещением остаётся за служащими (военными) и государственными рабочими.

Лица, работающие по найму частных организаций (ООО), не смогут воспользоваться этой возможностью. Зачастую руководители компаний идут навстречу и при заинтересованности в сотруднике и его опыте по своему решению могут выдать жильё.

Сложилось мнение, что указанная статья Жилого кодекса содержит немного размытую информацию, оставляя место широкому простору толкований.

Жилое помещение возможно получить по направлению учреждения, в котором трудится работник. Государство присуждает ордер вышеуказанным лицам на жильё (на период работы или службы).

Такой вид жилья выдаётся на время работ в определённой государственной компании, в период службы, а также в связи с выборами должностного лица в правительство или департамент.

Помните, что ведомственное жильё отличается от социальных жилых помещений. Отличие состоит в правовом положении и, следовательно, у нанимателей образуются разные права.

Служебное жильё не сдаётся в аренду, если только это не предусмотрено документами.

Выселение из ведомственного жилья

Как известно, вселение работника осуществляется если ранее был подписан договор найма, но с условиями:

Такие договора признаны Постановлением Правительства Российской Федерации № 42, где также указаны критерии отнесения жилья к жилищному фонду.

Естественно, что проблемы с документами и сопротивление со стороны нанимателя могут не сыграть на руку и его выселят из жилья.

Основания

Причиной для завершения пользования ведомственным жильём может послужить прекращение договора найма, что подразумевает освобождение служебной квартиры.

Квартиросъёмщик должен покинуть предложенное ему жильё через ограниченное время.

Основаниями для прекращения прав считаются:
  1. Нарушения, которые противоречат заключённому договору.
  2. Невыполнение правил, прописанных в официально обозначенных документах.

Кого могут выселить, а кого нельзя трогать?

Как и всегда, есть исключения из правил, которые описаны в статьях 102 и 103 ЖК РФ и статье 13 ФЗ.

Нельзя лишить жилья:

  • сотрудников полиции и ФСБ;
  • детей, которые потеряли своих родителей (нельзя выгнать из жилья без альтернативного варианта размещения, где также все благоустроено и снабжено отопительным оборудованием для зимнего сезона, помещение должно быть дано в том же городе);
  • семьи военных контрактников;
  • военнослужащих, ставших инвалидами из-за контузии или травмы вследствие своих военных обязанностей;
  • гражданских должностных лиц здравоохранения (врачи, сотрудники МЧС, МВД, министерства обороны, ОВД, правоохранительных органов и т. д.);
  • инвалидов 1 и 2 групп, пострадавшие по вине работодателя или получившие данный статус по причине профессионального заболевания (работники шахт, рабочие АЭС, военные с выслугой в тяжёлых условиях, авиаработники: экипаж самолета);
  • пожарников;
  • работников наркоконтроля;
  • умерших или, потерявшихся без вести, при исполнении служебного долга;
  • пенсионеров;
  • лиц, которые размещаются в жилье, которое получено до введения ЖК РФ, и кто числящихся как нуждающиеся.
При определённых обстоятельствах может производиться выселение граждан:
  1. Проживающие лица не исполняют свои обязанности, прописанные в договоре найма.
  2. Лицо добровольно осуществило выезд за пределы государства (ввиду сокращения или увольнения) и отказалось от обязанностей договора найма в пользу другого места жительства.
  3. Договор найма больше недействителен по определённой причине и предоставление жилья теперь невозможно.

Обратимся ещё раз к пункту № 1 и уточним несколько моментов, а именно, что подразумевают под термином «неисполнение правил договора найма»:

  • лицо не платит за коммунальные услуги и за жильё в период больше шести месяцев, судебная практика по выселению из служебного жилья говорит о том, что суд будет отслеживать, почему образовалась задолженность, так как причины имеют юридическое значение;
  • лицо самолично или через людей, за которых взял ответственность, портит помещение служебного жилья;
  • гражданин регулярно происходит нарушение нанимателем законных прав соседей, что делает совместное проживание невозможным (свободное пользование без учёта интересов соседей, эксплуатация телевизора, средств воспроизведения музыки с превышением допустимой громкости, плохой уход за своими животными и хулиганство);
  • эксплуатация производится не по назначению, а именно использование под офис, склад, производство и разведение животных.

Таким образом, решение о выселении зависит в большей степени от поведения нанимателя.

Порядок выселения

Бывает, что просто решить вопрос о выселении не получается, жильцы отказываются съезжать. Тогда ничего больше не остаётся, как подать иск и начать разбирательство в судебном порядке.

Если наниматель отказывается выехать из служебного жилья, то разбирательство происходит в суде без снабжения иным местом для жилья.

Порядок выселения из служебного жилого помещения можно представить так:
  1. Появление жалоб соседей или других оснований для выселения.
  2. Нежелание жильца освободить помещение добровольно.
  3. Подача искового заявления в орган судебной власти для дальнейшего разбирательства.
  4. Рассмотрение судом иска и слушание.
  5. Досмотр дела судами разных инстанций.
  6. Процесс удовлетворения иска заявителя.

Наниматель должен иметь в виду, что ни уполномоченные органы о выселении из служебного жилого помещения, ни сам заявитель не имеют права применять физическую силу или другие схожие действия.

Все равно рано или поздно наниматель и его семья будет выселена, но при упорном отказе освободить помещение и при решении суда в пользу заявителя искового заявления, наниматель рискует ещё и выплатить хорошую сумму компенсации за моральный ущерб.

Но чаще всего процесс выселения из служебной квартиры или комнаты в общежитии через суд применяют как крайнюю меру, когда человек добровольно даёт отказ освободить помещение. Порядок официально не оглашён, и поэтому трудно на практике предсказать исход или как будет протекать процедура. В большинстве случае собственник получает уведомление с решением о выселении жильцов в указанный период.

Если жильцы не хотят освободить помещение, то, как правило, собственник или организация обращаются в суд за дальнейшим разбирательством. Если судебное решение не в пользу жильцов, то тогда в действие вступают судебные приставы и выселяют нанимателя принудительно.

На вопрос могут ли выселить из служебной квартиры (если нет другого жилья), то ответ – да. Но суд может пойти навстречу и назвать срок, в течение которого нанимателю необходимо найти новое место размещения.

Бывает и так, что собственник при имеющихся основаниях для выселения не уведомляет жильцов о решении довольно долгое время.

Если срок достигнет трёх лет, то суд отказывает в своём дальнейшем участии по этому делу по причине недействительности иска, т. е. истечения срока давности.

Выселение из служебного жилья с несовершеннолетним ребёнком происходит по тому же сценарию, но если родители разведены, то процесс усложняется в несколько раз. Бывшие супруги - прошлые члены семьи, однако, не являясь нанимателем, всё равно обязаны освободить помещение.

Ребёнок не бывший член семьи, а наниматель его родитель с полным правом его содержания и воспитания. Это значит, что многодетных семей с малолетними детьми не могут выгнать без альтернативного варианта размещения. Суд может также вынести решение о том, что выселение из служебной квартиры произойдёт позже, а пока ребёнок вместе с бывшим членом семьи останется жить в том же месте. Дети обоих родителей имеют право эксплуатации служебной квартиры по достижению совершеннолетнего возраста.

Случаи выселения из служебного жилья относительно судебной практики

О выселении из служебного жилья в судебной практике найдётся немало примеров разбирательств. Расскажем об одном из них.

Всё-таки в стране немало семей, живущих в квартирах организаций, производств и учебных заведений. Так, и военный институт однажды решил указать на дверь бывшей жене гражданина, который по роду деятельности военный и ему принадлежали документы, говорившие в пользу права приобретения квартиры по договору найма. Мотивировали свои действия тем, что брак расторгнут, и в их учреждении она не занимает никакую должность, что позволяет институту потребовать выселения гражданки из служебной квартиры немедленно.

Было проведено два разбирательства, когда дело было передано в Верховный Суд, где истцу, естественно, отказали. Такой ответ был аргументирован тем, что в договоре найма на тот момент не было ни слова о дополнительном условии расторжения кроме прописанных в ЖК РФ. Иначе говоря, высокопоставленные лица могут выпустить любой нужный документ, но он не может быть выше закона.

Был сделан вывод:
  • право на выселение имеет только наниматель и больше никто;
  • закон не даёт права наймодателю выгонять кого-либо из служебного жилья.

Вторым аргументом суда было следующее: если были прекращены семейные отношения, то право эксплуатации за прошлым участником семьи не сохраняется. Есть одно но. Если иное не было установлено нанимателем и прошлым членом его семьи.

Как написать исковое заявление для дальнейшего разбирательства по данному вопросу?

Для того чтобы верно оформить исковое заявление, нужно ознакомиться с правилами заполнения. Существует образец, которому следует соответствовать, иначе суд может дать отказ в рассмотрении дела или вернуть документы на исправление.

Иск отправляют в письменной форме на основании показаний заявителя или любых других людей.

Иск должен содержать четыре части:
  1. Вступительная часть - название суда, где планируется рассмотрение, персональная информация об истце и ответчике.
  2. Характеризующая часть - какие меры были предприняты самостоятельно до обращения в органы, обстоятельства дела и все оформленные документы.
  3. Мотивированы часть - содержит данные об анализах истца на основании законодательства, в ходе которого явно видны нарушения ответчика.
  4. Заключительная часть - условия к ответчику. Чаще всего - выселение из служебного жилья.

Заявитель вправе потребовать компенсацию за причинённые разрушения и моральный ущерб.

В большинстве случаев с иском по поводу выселения обращаются в суд по местоположению жилья.

Кроме этого, могут спросить дополнительные бумаги, как правило, это показания свидетелей, на основании которых определяется перевес в какую-либо из сторон.

Суд всегда заблаговременно сообщает всем участников разбирательства о дате предстоящего рассмотрения и также уведомляет о том, когда вопрос закрыт.

Стороны имеют полное право пригласить свидетелей, предупредив об этом суд и поговорив со свидетелями об их заинтересованности участия в этом процессе и возможности дать показания в пользу одной из сторон.

Решение суда всегда доходит до всех участников судебного разбирательства. Его можно также оспорить, подав свой личный иск. Если суд на стороне истца, то ответчик обязан выполнить все требования, предъявляемые ему.

Для этого выделяется ограниченный срок, и если по его истечении не будет выполнено надлежащих условиях, то в силу вступают судебные приставы и акт удовлетворяется в принудительном порядке.

Важно, чтобы было достаточно доказательств или показаний свидетелей. Тяжело вести дело придётся при наличии неучтённых факторов или появления дополнительных материалов по делу.

Публикации я рассказал о ситуации, типичной для настоящего времени, когда чиновники МО РФ стараются освободить служебные квартиры от жильцов, которые, по их мнению, занимают жилые помещения незаконно.

Интересно, что довольно продолжительный срок МО РФ не волновала судьба служебных квартир. Активности по их освобождению Министерство не проявляло. Но в прошлом году, словно выйдя из затяжной спячки, Министерство внезапно вспомнило, что, имеются еще в наличии жилые помещения, которые занимают граждане, вдруг ставшие в одночасье захватчиками, незаконно владеющие чужой собственностью, которых нужно немедленно выселить вышвырнуть на улицу, естественно, без предоставления другого жилья.

На сегодняшний день судебная практика по этой категории дел кардинально изменилась, и не в лучшую для граждан сторону. Как сегодня обстоят дела в этой жизненно важной для многих граждан сфере, рассказывается в этой статье.

1. Кратко о предназначении служебных жилых помещений

«Служебное жилье - это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы» (Трофимова В. Выселение из служебного жилья // Жилищное право. 2016. № 4. С. 93)

Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда. Кроме того, в предоставлении служебного жилья может быть отказано, если гражданин, например, имеет иное жилое помещение на праве собственности или право проживания в качестве члена семьи в ином жилом помещении по месту прохождения службы или работы.

«Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения ()»

Закон не предполагает в силу особого статуса специализированного жилого помещения проживание граждан на постоянной основе в случае прекращения трудовых, служебных отношений с работодателем, собственником жилья, так как эти отношения носят временный, срочный характер.

2. Кто не подлежит выселению?

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 говорится, что «при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ)».

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что:

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами ()

и он действует в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Отечественное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ, а ранее и ЖК РСФСР, а также некоторые федеральные законы содержат исключения (гарантии), при наличии которых граждане после утраты оснований проживания в служебном помещении могут остаться в нём до предоставления жилых помещений для постоянного проживания.

Озвучим эти исключения.

Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4) семьи военнослужащих;

5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

Следует отметить, что п.п. 6 и 8 до вступления в силу 28.07.2004 Федерального закона от 20.07.2004 № 71-ФЗ оставались в другой редакции и не содержали такой оговорки: (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

Поэтому при определении начала возникновения жилищных правоотношений в отношении указанной категории лиц этот нюанс необходимо учитывать.

7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников. (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. (ст. 108 ЖК РСФСР)

«Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы». ( )

Общеправовой принцип действия закона во времени, а именно: «Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие ()» означает, что положения ЖК РСФСР могут применяться в настоящее время при условии возникновения жилищных отношений до принятия ЖК РФ.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» дополняет определенный п. 2 перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. т.е., ссылается на ст. 108 ЖК РСФСР.

«Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ , состоят в соответствии с п.1 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ».

И это положение постоянно упоминает в своих решениях ВС РФ. К примеру:

Эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете».
(Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 по делу № 32-КГ14-9) (1)

Невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются». (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 по делу N 32-КГ14-9) (1)

В п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14 „О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ“ также об этом упоминается.

«Судам следует учитывать, что ст.13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (), или имеющие право состоять на данном учете (), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.ст. 108 и 110 ЖК РСФСР». Отличие между гражданами, указанными в ст.108 ЖК РСФСР и гражданами, указанными в , в том что для первой группы достаточно лишь подтверждение права быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения. А для второй – уже обязательность документального подтверждения признания нуждающимися в получении жилого помещения.

Необходимо отметить особенность признания нуждающимися в получении жилого помещения военнослужащих и уволенных с военной службы. Военнослужащие признаются нуждающимися во время прохождения военной службы согласно действующему приказу МО РФ от 30.09.2010 г. № 1280 "«О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Уволенный военнослужащий по этому приказу нуждающимся признан быть не может. На подобные заявления как правило, от уполномоченных органов ДЖО МО РФ приходит отказ, в котором говорится, что они ставят на учет только военнослужащих.

Поэтому уволенные военнослужащие, оставшиеся проживать в служебных жилых помещениях, не признанные нуждающимися в период военной службы, в том числе уволенных по льготным основанием или с выслугой более 20 лет (абз. 3, 12 ч. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих») но которые также не были признаны нуждающимися в период прохождения военной службы, признаются нуждающимися в обычном порядке, т.е., согласно положений ст. ст. 49, 51 ЖК РФ.

Признание нуждающимся в получении жилого помещения или наличие такого права предполагает соблюдение требований п. 1 за весь период проживания в служебном жилом помещении, как самим нанимателем так и членами его семьи, проживающим совместно с ним и ведущими совместное хозяйство и бюджет. В противном случае они подлежат выселению после прекращения отношений с работодателем.

При этом нужно иметь в виду, что

Замена нанимателя жилого помещения в договоре не свидетельствует о возникновении новых правоотношений по пользованию жилым помещением (Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 № 94-КГПР14-2) (2 )

На сегодняшний день перевести, лицевой счет на другого члена семьи в служебном жилье стало практически невозможно, даже в случае смерти ответственного квартиросъемщика. Делать этого не позволяют, причину отказа внятно объяснить не могут В итоге - ответственными квартиросъемщиками, которые платят коммунальные платежи, значатся граждане, умершие несколько лет назад. Чем не Северная Корея в миниатюре? Сравнение так и напрашивается.

Также нужно учитывать, что в соответствии с состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в категории граждан, являющиеся малоимущими , или иные категории граждан, признанных нуждающимися в получении жилого помещения ().

Судебная коллегия Верховного суда РФ недавно высказалась по этому поводу:

Сам по себе факт необеспеченности гражданина жилым помещением, занимаемым по договору социального найма или на праве собственности, в соответствии с установленной нормой, не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в категории граждан являющиеся малоимущими (Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2017 № 59-КГ16-32) (3)

Таким образом, первоначальным этапом в построении возражений против требования о выселении необходимо выяснение:

  • времени начала возникновения жилищного правоотношения (до 01.03.2005 г. или после) и длящийся характер жилищного правоотношения.
  • принадлежность к одной из перечисленных категорий граждан;
  • наличие дополнительных гарантий;
  • нахождение на жилищном учете или наличие права состоять на учете;
  • признание малоимущими в установленном порядке.

Дополнительные гарантии должны быть в наличии на 01.03.2005 года, а не на момент предъявления иска, как это часто себе представляют потенциальные ответчики.

Кроме того, необходимо разрешить ещё один вопрос - как быть, если занимаемое служебное жилое помещение будет признано аварийным или непригодным для проживания, например, после пожара? Можно ли в таком случае требовать переселения в другое жилое помещение, опираясь на положения п. 2 ?

Ответ на это дает судебная практика, и это ответ - отрицательный.

В этом случае договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению ().

В подобных случаях закон не предусматривает обеспечение жилищных прав граждан, занимающих жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений (Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 85-КГ16-12). (4)

«Предоставление жилого помещения по договору социального найма обусловлено другими основаниями, а именно, гражданин должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилье, состоять в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма и предоставление такого жилья осуществляется только при наступлении очередности".

Единственное исключение, когда в подобной ситуации можно рассчитывать на получение другого жилья, указано в определении Свердловского областного суда:

»Переселение в другое жилое помещение возможно, при условии, что договор найма служебного жилого помещения между нанимателем с одной стороны и администрацией с другой стороны не расторгался в установленном законом порядке, истец и члены ее семьи также в установленном законом порядке утратившими право пользования спорной квартирой не признавались, а также к указанным лицам не предъявлялись требования о выселении из спорного жилого помещения по основаниям, предусмотренным законом, и данном случае наниматель и члены ее семьи не лишены возможности требовать от администрации предоставления им иного жилого помещения взамен снесенного жилья". (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 23.04.2015 по делу № 33-5881/2015) (5 )

3. Подтверждение права собственности и «служебного» статуса жилого помещения в момент его предоставления

Обязанность доказывать нахождение в собственности спорного служебного жилого помещения и его служебный статус возложена на истца.

Как правило, жилые помещения, расположенные на территории военных городков, находятся в собственности РФ. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

После вступления в силу ЖК РФ Распоряжениями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом жилищный фонд военных городков передавался в оперативное управление КЭЧ районов.
После реорганизации ФГУ КЭЧ районов путем их присоединения согласно приказу Министра обороны № 1871 от 17 декабря 2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за ФГКЭУ КЭЧ был передан по передаточным актам соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений ДИО МО РФ.

Например, по Ивановскому региону принадлежность спорного жилья подтверждается приказом МО РФ от 12.06.2012 года № 1714 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, а также выписками из Росреестра.

В период действия ЖК РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР). В этом случае подтверждением служебного статуса является наличие постановления главы администрации об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации, которым жилое помещение по адресу признается служебным.

Некоторое время назад судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда были вынесены решения по ряду дел о приватизации служебных жилых помещений в г. Буденновске в пользу граждан. Удовлетворяя иски, судебная коллегия указала, что местные Советы (соответствующие правопреемники) не имели права управлять и выдавать ордера на ведомственные жилые помещения в закрытых военных городках Министерства обороны РСФСР, потому что данные жилые помещения не находились в собственности, в хозяйственном введении или в оперативном управлении у этих административных органов.

В одном из решений суд указал, что постановление главы администрации г. Буденновска Ставропольского края от 03.12.2001 г. № 784-п о признании спорной квартиры служебным жилым помещением вынесено неуполномоченным лицом, вследствие чего не принял это постановление и ордер на служебное жилое помещение в качестве допустимых доказательств по делу (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 28.04.2015 по делу № 33-2251/15).

Верховный Суд РФ это судебное постановление отменил, указав в решении следующее:

Судом апелляционной инстанции не было учтено, что Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения местной администрации вне зависимости от вида жилищного фонда . С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у главы администрации города Буденновска компетенции по отнесению в 2001 году спорной квартиры к служебным жилым помещениям не основан на законе. (Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2016 № 19-КГ15-42) (6 )

Т. о. местные органы власти имели все полномочия признавать служебными любые жилые помещения, независимо от их ведомственной принадлежности, которые находились на территории этих муниципальных образований.

После открытия военных городков ведомственными приказами МО РФ их жилые фонды стали передаваться в собственность муниципальных образований, за исключением служебного жилья. В приказах о передаче имущества имеется перечень квартир, которые передаче не подлежат в связи с их служебным статусом. Поэтому при рассмотрении иска о выселении статус спорного жилого помещения подтверждается в том числе, таким приказом и суд на него в своем решении, как правило, ссылается. Отсутствие в приказе адреса спорного жилого помещения может означать его передачу в собственность муниципального образования и выбытие из специализированного фонда. Что в свою очередь, ведет к расторжению договора найма служебного жилого помещения ().

Кроме того, в ряде случаев при изучении Постановлений глав администраций, (местных исполкомов), копий протоколов заседаний комиссий по жилищным вопросам выясняется, что в них отсутствуют сведения о спорном жилом помещении. либо представлены их незаверенные копии.

Но это вовсе не означает, что суд признает жилищные отношения отношениями социального найма при наличии этого обстоятельства. Это всего лишь нарушение порядка отнесения жилого помещения к служебному фонду, которое никаких правовых последствий не несет. Хотя иногда бывает и обратное. Например, недавнее решение Тейковского районного суда по иску о выселении:

Стороной истца в обоснование заявленных исковых требований в качестве доказательства имеющегося у спорного жилого помещения статуса «служебное» представлена не заверенная надлежащим образом копия ходатайства начальника КЭЧ войсковой части 28173 к главе администрации г. Тейково от ДД.ММ.ГГГГ о признании квартир (в т.ч. спорной квартиры) служебными (л.д. 26), которая не может быть принята судом в качестве достоверного, допустимого доказательства по делу.

Кроме того, согласно архивной выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам (утвержденного постановлением главы администрации г, Тейково № от ДД.ММ.ГГГГ) списки квартир, переведенных в статус «служебные» в деле отсутствуют (л.д. 70), согласно архивной справке администрации г.о. Тейково документов, подтверждающих признание жилого помещения служебным по адресу: <адрес> не обнаружено (л.д. 151). Также в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р военный городок «Красные Сосны» исключен из перечня закрытых военных городков, в связи с чем суд приходит к выводу, что истцом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии у спорного жилого помещения статуса «служебное». (Решение Тейковского районного суда Ивановской области от 20.01.2017 г. № 2-12/2017) (7 )

Приведенное решение в настоящее время обжалуется истцом - МО РФ. Несмотря на благополучное для ответчика разрешение спора, впереди апелляция, да и кассация, скорее всего. И у автора статьи имеются большие сомнения в том, что при дальнейшем рассмотрении дела решение устоит в этой части. Почему? В этой уже говорилось, что нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду в силу позиции Верховного суда правовых последствий не несет. Кроме того, в деле имеются другие доказательства принадлежности этого жилого помещения к специализированному фонду и санкций за это нарушение закон не содержит.

После вступления в силу ЖК РФ решение об использовании жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения принимается органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом в соответствии с установленным порядком и требованиями (), которые определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом ВС РФ и подведомственных МО РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (пп. «м» п.2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053)

Порядок отнесения жилого помещения в Министерстве обороны определялся Указаниями начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ от 01.03.2006 года № 155/3/3241 «О порядке отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду », изданными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42. На основании этих Указаний, решение об отнесении жилья к специализированному жилищному фонду принималось начальниками КЭЧ и утверждалось по подчиненности квартирного органа соответствующим начальником управления строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования вида (рода) войск Вооруженных Сил РФ.

Указанием начальника службы расквартирования и обустройства от 24 апреля 2007 года № 155/4/694 (8) вышеуказанный документ признан утратившим силу и в настоящее время в МО РФ действует другой порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду.

Согласно действующим Указаниям, под участниками процедуры включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда понимались:

- «заявитель» - КЭЧ района, отделение морской инженерной службы, воинские части, обладающие правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления;
- «орган, осуществляющий управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны РФ»,
- Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ (УРЖП МО РФ).

Таким образом, после 01.03.2005 года подтверждением служебного статуса жилого помещения является наличие в материалах дела решения уполномоченного органа о включении его в специализированный жилищный фонд .

Решение о включении жилого помещения в специализированный жилой фонд, в течении 3 дней направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отсутствие регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного в Росреестре часто преподносится как доказательство того, что спорное жилое помещение не является служебным. Как правило, этот довод заявлялся в делах о приватизации служебного жилого помещения.

Но и в делах по искам о выселении неподтверждение регистрации тоже можно представить как доказательство отсутствия служебного статуса. В Интернете полно решений с такой формулировкой. Но сейчас все изменилось.

Если в процессе производства по делу о выселении выяснится отсутствие регистрации спорной квартиры в качестве специализированного жилого помещения, это ровным счетом ничего не меняет, так как, и я об этом писал выше, санкций за подобное нарушение не предусмотрено. Варианты непризнания нарушением отсутствия регистрации могут быть различны. К примеру, такой:

Неисполнение требований Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 №1301 «О государственном учете жилищного фонда в РФ», согласно которого служебные жилые помещения подлежат государственному учету, не свидетельствуют о том , что решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является недействительным либо незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает указанных правовых последствий.
В данном случае государственная регистрация и государственный учет выполняют функцию учета, но не являются основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 07.05.2015 по делу №11-4953/2015) (9)

Непосредственное управление жилищным фондом МО РФ осуществляют ФГУ - региональные управления (Западное, Южное, и пр.) жилищного обеспечения Минобороны РФ, у которых аккумулируются сведения о составе жилищного фонда, находящегося в ведении МО РФ, в том числе о наличии и использовании специализированного жилого фонда.

В связи с реорганизацией органов военного управления, упразднения КЭЧ и передаче имущества в оперативное управление территориальным управлениям Департамента имущественных отношений МО РФ не определены участники процедуры включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда.

Отсутствие в материалах дела решения уполномоченного органа об отнесении жилого помещения к специализированному фонду также не может являться доказательством, подтверждающим, что данное помещение имеет статус служебного. потому что:

В случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит (Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2015 N 16-КГ15-31) (9)

И хотя в этом решении рассматривается вопрос приватизации служебного жилого помещения, не сомневаюсь, что в споре по выселению из служебного жилья аргументация Верховного суда РФ по данному возражению будет аналогичной.

В российской трудовой практике в ряде ситуаций работодатель имеет право предоставить работникам не только условия для труда, но и служебные квартиры для постоянного проживания.

Работники, которые получают служебные жилые помещения, должны понимать, что на них возлагаются определенные обязанности и права по использованию жилья. Кроме того, не лишним будет знать о том, кого невозможно выселить из занимаемого им служебного помещения.

ВАЖНО если жилое помещение предоставляет своим работникам не государственное или муниципальное предприятие, то права и обязанности сторон (работодателя и работника, которому предоставляется в пользование служенное помещение) регулируются специальным документом-соглашением между сторонами.

Права и обязанности работника, использующего служебное помещение для проживания

Они будут различны в зависимости от принадлежности работодателя к государственным или коммерческим структурам.

Нормативно правовая база для выселения из служебного помещения

Нормативными документами, регулирующими вопросы пользования служебным жильем, и в частности вопросы выселения из служебных помещений, выступают:

  • Жилищный кодекс РФ,
  • Федеральный закон № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ»

Служебные дома и квартиры имеют ряд особенностей, так как они относятся к отдельному жилому фонду и имеют отличительное правовое положение. В статье 92 ЖК РФ выделены следующие особенности служебного жилья:

  • Относится к муниципальной или государственной собственности,
  • Распределение жилья происходит по распоряжению подразделений органов власти,
  • Жилье из служебного фона невозможно приватизировать,
  • Жилье из служебного фона предоставляется на основании договора социального найма без возможности перевода в частную собственность,
  • Продажа служебного жилья запрещена на законодательном уровне.

ВАЖНО к служебному жилью нельзя отнести коммунальные квартиры, даже при условии наличия в них изолированных комнат.

В статье 93 Жилищного Кодекса РФ указаны причины возникновения прав на использование служебного жилья. Прежде всего, такие права возникают в связи с характером трудовой деятельности и характером взаимоотношений с работодателем

  • Прохождение службы,
  • Назначение на государственные должности,
  • Избрание на должности в органах местной или государственной власти.

Сферы

Так служебное жилье может быть предоставлено представителям следующих профессиональных сфер:

  • Работники педагогической сферы,
  • Работники медицинской сферы,
  • Работники государственных предприятий,
  • Служащие государственных органов,
  • Военнослужащие,
  • Другие категории профессиональной деятельности.

Жилье выше перечисленным категориям граждан предоставляется по договору социального найма на основании положений статей 99 и 100 Жилищного кодекса РФ. Отношения между наймодателем и ответственным квартиросъемщиком так же будут регулироваться нормами и положениям ЖК РФ.

Расторжение договора найма служебного жилья

На практике трудовые контракты и соглашения о предоставлении служебных жилых помещений работникам заключаются в среднем на срок до 5 лет. По истечению срока, указанного в контракте или договоре социального найма граждане обязаны покинуть помещение, если они не имеют причин продолжать им пользоваться.

Основания

Существует несколько оснований для расторжения договора найма служебного жилья:

  • Завершение срока действия договора,
  • Соглашения сторон (по инициативе нанимателя в случае приобретения собственного жилья с лучшими условиями, или наймодателя в связи с нарушения обязанностей по договору)
  • По решению суда.

В случае достижения договоренности между сторонами выселение происходит в добровольном порядке и не требует обращения в судебные инстанции. В случае отказа выселить из служебного помещения в добровольном порядке нанимателя, осуществить выселение возможно только в по решению суда.

Расторжение договора социального найма служебного жилья в судебном подряде

Основанием для вынесения судебного решения о расторжении договора аренды служебного помещения выступает требование наймодателя в случае невыполнения условий по договору найма жилья самим нанимателем или членами его семьи. Кроме того основаниями для расторжения договора в судебном порядке могут стать причины, которые отражены в статье 83 Жилищного Кодекса РФ:

  • Игнорирование внесений оплаты за жилое помещение и/или за услуги ЖКХ более чем 6 месяцев подряд,

ВАЖНО если платежи в этот период вносились даже не большими частями, то по данному основанию выселить жильца будет невозможно.

  • Повреждение или разрушение жилого помещения сами нанимателем или членами его семьи, родственниками, друзьями или гостями жилья,
  • Нарушение прав и интересов соседей, которое делает невозможным дальнейшее совместное проживание,
  • Использование помещения для иных целей, кроме проживания. Например, использование жилья как помещения для ведения коммерческой деятельности (магазин, склад, офис и т.д.)

ВАЖНО Наймодатель, до обращения в судебные инстанции, обязан подготовить извещение или предписание для нанимателя жилья о необходимости устранения выявленных нарушений в установленный разумный срок.

Особое внимание стоит уделить подготовке документов для подачи искового заявления, а также подготовке и подаче самого иска. От качества подготовки документов и самого иска во многом зависит исход дела. Поэтому, если нет достаточной юридической практики, стоит обратиться к профессиональным юристам за консультацией и помощью.

Исковое заявление

В исковом заявлении необходимо отразить следующие моменты

  • Полное наименование судебной инстанции,
  • Персональные данные истца и ответчика,
  • Ключевые момента возникшего конфликта – основания проживания ответчика в служебном жилье, срок проживания, причины для выселения,
  • Ссылки на нормативные акты и нормы закона, которые подтверждают наличие законных оснований для выселения ответчика,
  • Требования истца – выселение ответчика из служебного жилья,
  • Список прилагаемых документов,
  • Дата составления документа, подпись заявителя и ее расшифровка.

Образец искового заявления на выселение из служебного помещения можно .

Исковое заявление готовится в количестве равном количеству участников судебного разбирательства.

При составлении иска важно избегать исправлений, помарок, опечаток или зачеркиваний.

Документы, прилагаемые к составленному иску

Список документов к исковому заявлению будет отличаться в зависимости от основания, по которому предполагается осуществить выселение гражданина из служебного помещения.

Приблизительный перечень документов, которые могут потребоваться к исковому заявлению:

  • Копия договора социального найма жилья,
  • Копия договора о трудоустройстве,
  • Копия документа о прекращении трудовых отношений или изменении места осуществления трудовых функций (приказ о переводе, приказ об увольнение или сокращении штата),
  • Копии документов административного характера, подтверждающих нарушение порядка в доме и прав соседей,
  • Документы об уплате/неуплате взносов за услуги ЖКХ,
  • Документ, подтверждающий регистрацию ответчика по адресу служебного жилья,
  • Другие документы по требованию в зависимости от ситуации.

Документы подаются в виде нотариально заверенных копий. Оригиналы могут потребоваться для проведения судебных заседаний, поэтому стоит их брать с собой.

Кто не может быть выселен из служебного жилья?


На основании статьи 103 Жилищного Кодекса РФ, в случае расторжения договора социального найма, наниматель подлежит выселению с занимаемой площади. В случае, если это невозможно сделать в добровольном порядке, допускается принудительное выселение.

В той же статье Жилищного Кодекса РФ указывается категории граждан, которые не могут быть выселены из жилья без предоставления другого места для проживания.

  • Члены семей военнослужащих, сотрудников ОВД, ФСБ, таможни, пожарной службы, отделов по контролю над оборотом наркотиков, органов уголовно-исполнительной системы, которые пропали без вести, погибли или умерли при исполнении служебных, должностных обязанностей или несении военной службы,
  • Граждане, вышедшие на пенсию по старости,
  • Члены семей умерших работников, которым было предоставлено жилье в общежитии,
  • Инвалиды труда первой и второй группы, имеющие инвалидность как следствие профессионального заболевания или по вине работодателя, военнослужащие, имеющие инвалидность первой или второй группы в результате ранений, увечий или контузий, полученных во время несения воинской службы, а также вследствие заболеваний, которые возникли в период службы.
  • Дети – сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей,
  • Проживающие в служебном жилье, которое ранее было отнесено к государственной собственности, и в данный момент времени находится в оперативном управлении предприятия. А сами проживающие должны иметь стаж работы на данном предприятии более десяти лет,
  • Проживающие в служебном жилье, которое было предоставлено до марта 2003 года, и нуждающиеся в улучшении условий жизни, находящиеся в очереди на жилье.

Выселение из служебного жилья несовершеннолетних

Несовершеннолетние дети подлежат выселению из служебных квартир на общих основаниях после истечения срока пользования служебным помещением. Исключением в данном случае являются дети – сироты, проживающие в квартире нанимателями которой были их родители. За ними сохраняется право проживания в служебном жилом помещении до момента наступления совершеннолетия.

Порядок действия работодателя при выселении из служебного жилья

Так как служебное жилое помещение предоставляется работникам на время исполнения трудовых обязанностей, то расторжение трудового договора или прекращения прав пользования жильем влечет за собой выселение проживающих. Права работника в таком случае не ущемляются, так как такой порядок действий предусмотрен действующим законодательством. Возможность работника требовать переселения в жилье с аналогичными характеристиками после завершения действия трудового договора не предусматривается ни жилищным законодательством, ни соглашением сторон.

В случае возникновения необходимости выселения из служебного жилья, работодатель направляет уведомление работнику не менее чем за три месяца до момента выселения, достаточное для того чтобы переехать в другое жилье. В случае принятия условий выселения проживающими гражданами, им предоставляется время для решения вопроса о выселении в добровольном порядке.

В случае отказа от добровольного выселения, работодатель имеет право решить вопрос о выселении в судебном порядке. После получения исполнительного листа вопросом выселения будет заниматься служба судебных приставов. Выселение судебными приставами может проходить с применением силовых методов, но в обязательном присутствии понятых и составлении описи имущества выселяемого гражданина.

Выселение из служебного жилья всегда сопровождается снятием всех прописанных в квартире лиц с регистрационного учета.

Судебная практика

Исковое заявление на выселение граждан из служебных жилых помещений подается по месту их расположения работодателем. В ходе рассмотрения судебного дела истцами могут быть соседи, если причиной выселения граждан является нарушение их прав и интересов. Иск может быть направлен от лица обсуживающей компании, если основанием выступает не оплата услуг ЖКХ.

При рассмотрении исков о выселении из служебных помещений по таким основаниям, как неоплата услуг ЖКХ или противоправные действия, в обязательном порядке судом будут оценены такие факторы, как

  • Финансовое состояние ответственного квартиросъемщика и членов его семьи,
  • Его возраст,
  • Физическое состояние, наличие увечий, физических недостатков, группы инвалидности,
  • Наличие длительно протекающего заболевания или болезни, снижающие работоспособность,
  • Увольнение с рабочего места при наличии сложной финансовой ситуации,
  • Отсутствие другого жилья, пригодного для проживания,
  • Наличие задержек, просрочек в выплате заработной платы, иных социальных пособий.

При рассмотрении дел о выселении на основании нарушений требований законодательства или соглашения о найме жилья судом будет учитываться наличие умысла в совершенных действиях, его вины и наличия возможности повлиять на обстоятельства, которые привели к ситуации выселения.

Важные моменты судебной практики

  • Иск от нового собственника жилья судом не принимается к рассмотрению. Выселить граждан из служебного жилья имеет право только прежний собственник, в лице органов государственной или местной власти,
  • В случае увольнения по статье или в результате совершения правонарушения выселение происходит без предоставления альтернативного жилья,
  • Судебное решение выносится с учетом финансового положения ответчика, например для матери-одиночки может быть предоставлена отсрочка во времени для поиска нового жилья.
  • Право на служебное жилье сохраняется для семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Подобные иски судом будут отклонены.

Сроки выселения

Выселение граждан из служебного жилья предполагает, кроме физического переезда, снятие с регистрационного учета. На это отводиться в случае добровольного выселения до 3 рабочих дней, в случае выселения по судебному решению – до 3 месяцев.

Затраты на принудительное выселение

К затратам на принудительное выселение из служебного жилья стоит прежде всего отнести судебные издержки:

  • Государственная пошлина при подаче иска – 300 рублей,
  • Дополнительные расходы на юридическое сопровождение, подготовку документов, нотариальное заверение.

Судебные издержки по итогам рассмотрения дела могут быть взысканы с проигравшей стороны, но это должно быть изначально заявлено в иске.

Проживающих в ней людей.

Соответственно, жильцов намного легче заставить покинуть помещение.

Во-первых, для того, что законно проживать там, нужно заключить договор найма , в котором должны быть регламентированы все спорные квартирные вопросы. Важно внимательно читать документ, где обычно указываются условия выселения.

Все вопросы служебного жилья, в том числе и выселения, регулируются законодательством: ст. 99-105 ЖК РФ (гл.19 Жилищного Кодекса РФ) и другими специальными актами, регулирующими вопросы соц. гарантий определенных категорий работников (Постановление Правительства №811, касающееся помещений для работников по производству хим. Оружия, ФЗ №247 «О соц. гарантиях сотрудников ОВД РФ», ФЗ «О статусе военнослужащих» и т.д.).

Уведомление о выселении из служебного жилья .

О том, как выписать из квартиры , а также о том, можно ли выгнать человека из жилого помещения, если он , можете узнать на нашем сайте. Читайте также об основаниях для из своей квартиры.

Основания

Жилищный кодекс РФ — общий законодательный акт, который регулирует все жилищные вопросы. Несмотря на договорные положения, в юридической и судебной практике известны следующие основания для выселения:

Выселять имеет право только судебный пристав в случае, если постановление суда вступило в законную силу.

Договор найма служебного помещения не тождественен созвучному ему соглашению соц.найма, так как в первом случае это не подразумевает приватизацию жильцами квартиры/дома.

Смена собственника помещения не влечет за собой сохранность условий предыдущего договора , как бывает при соц. найме согласно ст. и ст. ГК РФ.

Могут ли выселить из муниципальной недвижимости с несовершеннолетним ребенком? Что касается , то закон не предусматривает для них каких-то особых исключений , при одном условии, что они не входят в категорию лиц, которых нельзя выселять согласно п.1, 3 ч. 2 ст. .

Если на законных основаниях семья не может проживать в служебной квартире, то абсолютно все члены семьи должны освободить помещение, но имеются определенные нюансы, которые будут рассмотрены позже.

Предоставлять другую жилплощадь работодатель или собственник не всегда обязан . Однако, в любом случае нужно читать положения контракта, где содержатся ответы на многие вопросы.

Несовершеннолетних детей трудно выгнать из собственной недвижимости, но служебная квартира/дом является исключением и их также выселяют, как и взрослых, даже если им негде больше жить.

Дети-сироты сохраняют право проживания в такой недвижимости до своего совершеннолетия.

Что касается , то никто на это не обращает внимание, так как собственник во многих случаях не обязан обеспечивать бывших жильцов квартирой.

Как защитить свои права?

Что делать, если выселяют? Во-первых, нужно адекватно оценить ситуацию, прочитать контракт и если выселяют правомерно, то рано или поздно придется покинуть помещение.

Одно дело, что принудительно это может сделать только суд, а администрация или собственник не может никого выгнать силой или выселить принудительно . В любом случае можно и «потянуть» время до судебных разбирательств.

Если выселение неправомерно, то нужно обратиться к грамотному юристу и готовить документы в суд.

Таким образом, можно сказать, что ситуации по выселению из служебных помещений достаточно специфичны, так как они требуют детальных исследований обстоятельств дела .

Все зависит от условий договора, статуса нанимателя, занимаемой им должности и времени заселения.

О сроках исковой давности для выселения из служебного жилого помещения можете узнать из видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

error: