Тематическое занятие посвященное 12 апреля для дошколят. День космонавтики в детском саду - сценарий праздника для средней и подготовительной группы ко дню космонавтики

Татьяна Кошкина
Сценарий спортивного праздника День космонавтики 12 апреля «Космическое путешествие»

Спортивное развлечение.

«Космическое путешествие».

Составитель: инструктор по физкультуре Кошкина Т. В.

Задачи:

Развивать кругозор детей;

Совершенствовать двигательные способности детей, вызывать интерес к выполнению физкультурных упражнений;

Доставить чувство радости.

Ход развлечения.

Под музыку дети в спортивной форе входят в зал выстраиваются полукругом.

Инструктор: 12 апреля в 1961 году наш космонавт совершил первый в мире космический полет. А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавшим в космосе?

(Ответы детей: Юрий Гагарин)

Ребенок 1: Спросил я у папы однажды:

"А кто такой Юрий Гагарин?

Наверное, он очень важный,

А я про него мало знаю. "

И папа тогда мне ответил:

"Я рад, что об этом меня ты спросил,

Он летчик отважный и смелый,

Кто в космос однажды полет совершил.

Ребёнок 2. В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель

Ребёнок 3. Летит в космической дали

Стальной корабль вокруг Земли,

И хоть малы его окошки,

Всё видит он, как на ладошке,

Степной простор, морской прибой,

А может быть и нас с тобой.

Инструктор: С тех пор прошло много времени. Человек узнал немало о космическом пространстве. Научился строить Космические корабли, строить орбитальные станции, изучать метеориты и кометы. Использовать для своих земных целей околоземное и космическое пространство. Но ещё очень много остаётся неизведанного и неизвестного. Чем больше человек узнаёт о космосе, тем больше возникает передним вопросов и загадок.

А что же вы знаете об этом? Я вам сейчас задам несколько вопросов, а вы попробуйте на них ответить. (Детям средней группы можно количество вопросов сократить или совсем не задавать.)

Вопросы детям:

Что такое космос?

Как называют человека, который летал в космос? (космонавт)

Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль, ракета)

Как называется площадка, с которой стартуют космические корабли? (космодром)

Как называется костюм космонавта? (скафандр)

Какие животные побывали в космосе? Назовите их клички. (Собаки: Белка, Стрелка).

Назовите имя и фамилию женщины, которая первой полетела в космос. (Валентина Терешкова)

Как называется спутник Земли? (Луна).

Какие планеты вы знаете? Назовите их.

Как называют всех жителей Земли? (земляне)

Инструктор: Ребята ну что хотите совершить космическое путешествие?

Дети: Да

Ребёнок 4. В небе звезды ярко светят

И ракеты ваши ждут,

К малым и большим планетам

Предлагают вам маршрут.

Ребенок 5: Чтобы в космос полететь

Нужно очень захотеть,

И, чтоб космонавтом быть,

Надо спорт вам полюбить.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Дети под музыку выполняют «Космическую разминку» - комплекс ОРУ, под руководством инструктора по физическому воспитанию.

Инструктор: К полету готовы? (Да) Давайте разделимся на 2 экипажа и построим ракету, чтобы отправиться в полет.

Эстафета 1. «Строим ракету» по чертежу каждый несёт по одной детали (средняя группа – под руководством воспитателя из мягкого конструктора, старшие группы из обручей и мягких треугольников).

Инструктор: Что ж Молодцы! Ракеты готовы! Пора в путь! Ракеты на старт! Объявляю посадку космонавтов.

Подвижная игра 2. «Посадка в ракеты».

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим на такую полетим.

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет.

Дети произносят слова, стоя в кругу, затем разбегаются по двое (трое) в обручи, не успевшие, занять места выбывают из игры.

Инструктор: А теперь внимание! Космическому экипажу занять свои места на нашем корабле! (Все дети заходят в обручи) Приготовиться к космическому полёту: 5, 4, 3, 2, 1, - пуск!

(звучит фонограмма: космическая музыка и тревожные позывные). Внимание! Сообщение SOS. «В космосе случилась беда, Все планеты потерялись. Помогите, пожалуйста. Нужно вернуть все планеты в Солнечную систему».

Инструктор: Ребята, поможем вернуть все планеты? А сколько планет в космосе, вы знаете? (ответы детей)

Ребёнок 6:

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

раз – Меркурий, два – Венера,

три – Земля, четыре – Марс,

пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

семь – Уран, за ним – Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

а за ним уже потом,

и девятая планета

под названием – Плутон. стихотворение Аркадия Хайта

Инструктор: Ребята, вам следует отыскать нужную планету и поместить её на своё место.

Эстафета 3. «Отыщи планету».

Каждой команде выдается комплект изображений планет Солнечной системы, каждый ребенок получает 1 изображение планеты и выстраивается в порядке, в котором его планета удалена от Солнца. По сигналу ведущего первые дети из команд с изображением планеты Меркурий бегут к противоположной стороне зала, к листу формата А3, на середину которого нанесена полоса двустороннего скотча, с изображенной слева частью Солнца, и прикрепляют Меркурий рядом с Солнцем. Затем возвращаются в свои команды. Далее бегут следующие и прикрепляют свои планеты, до тех пор, пока все планеты не займут свои орбиты.

Инструктор: Центр Управления Полётами дал задание экипажам кораблей взять пробы грунта на неизвестных ранее планетах.

Эстафета 4. «Пробы грунта».

Необходимо взять мешочек наполненный песком, пройти дорожку с препятствиями: пройти по ребристой доске, запрыгнуть в 3 обруча попеременно, на двух ногах и из последнего обруча закинуть мешочек в корзину. Затем, бегом вернуться к своей команде.

Инструктор: Пробы взяты. Теперь их нужно поместить в специальный контейнер и погрузить на корабль для транспортировки на Землю.

Эстафета 5. «Доставь груз».

Учёные обнаружили, что на этой планете сила тяжести очень мала и мы можем перенести огромные и очень тяжелые грузы как пушинки. Поэтому вам необходимо взять большой тюк (фитбол) и перенести его по дорожке (средняя и старшая группы без ориентира, подготовительная - по ребристой доске). Прокатить под дугой и далее обратно докатить до своей команды.

Инструктор: Молодцы! Со всеми космическими заданиями справились! А теперь возвращаемся домой! Внимание! Космическому экипажу занять свои места на нашем корабле! (Дети заходят в обручи, разложенные как при отправлении) Приготовиться к отлету на Землю: 5, 4, 3, 2, 1, - пуск!

Ребёнок 7: Кончен путь! Приземлилась ракета!

Перед нами леса и поля… .

Здравствуй, наша родная планета!

Здравствуй, наша родная страна!

Вот вернулись из полёта наши храбрые пилоты.

Все присядем мы с дороги, подведём скорей итоги.

Звучит музыка «Трава у дома»

Инструктор: Наша ракета приземлилась.

Ребёнок 8: Вы ждите нас, звезды: когда подрастем,

Мы к вам прилетим и расскажем о том…

О том, как прекрасна планета Земля.

Какие на ней города и поля,

Какие цветы и деревья растут

Какие в лесах её птицы поют.

Ребёнок 9: Ещё мы о детстве расскажем своем,

О Родине нашей, в которой живем.

Так ждите нас, звезды:

Когда подрастем,

Расскажем мы вам обо всем, обо всем.

Ребёнок 10: Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая, перелетных.

Ребёнок 11: Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Инструктор: Наш праздник окончен. Растите друзья.

Быть сильным и ловким полезно всегда!

Предварительная работа: Беседа с детьми на тему «Космос» в соответствии с возрастной группой. Рассматривание иллюстраций на данную тему. Оформление выставки рисунков и поделок детей.

Материал к празднику «Космическое путешествие.» .

1. Плакаты приглашения на спорт праздник.

2. Украшение зала.

3. Эмблемы для каждого игрока (не менее 24 штук на группу)

4. Конусы ориентиры по 4 шт. на команду.

5. Чертёж ракеты форматом А4 (из мягкого модуля 2 шт. для ср., из обручей 2 шт. для ст. гр.)

6. Мягкий большой конструктор для ракеты

7. Обручи на (1/3) часть группы

8. Комплект изображений планет Солнечной системы - 2шт. (можно подписать цифрами по порядку и название).

9. Лист формата А3, на середине которого нанесена полоса двустороннего скотча, с изображенной слева частью Солнца для прикрепления планет - на каждую группу.

10. Мольберты для крепления листов или разложить на пол

11. Коробка с мешочками наполненными песком по кол-ву детей, корзина, обруч – по 3шт на команду

12. Ребристая доска - 2шт.

13. Фитбол-2 шт, Дуга высокая и широкая (чтобы под ней можно было прокатить фитбол)-2 шт.

Сценарий мероприятия, посвященный «Всемирному дню авиации и космонавтики», для старшей группы дошкольников

Антонова Юлия Владимировна, библиотекарь Детской библиотеки, г. Нея
Актуальность: 12 апреля – День авиации и космонавтики традиционно отмечается в нашей стране. Кто же не мечтал в детстве стать космонавтом или астрономом? Космос всегда привлекал людей, ведь там, на его бесконечных просторах так много всего загадочного и неизвестного. А как мы все знаем, именно это и привлекает детей.
Цель: познакомить с праздником авиации и космонавтики, дать представление детям о космосе, жизни космонавтов.
Задачи:
Расширять кругозор детей в области науки о космосе;
Развивать речь, логическое мышление (с помощью ответов на задаваемые вопросы);
Развивать физическую активность детей с помощью подвижных игр.
Используемые материалы: слайд-презентация, 2 воздушных шара, веревочка + конфеты, ватман + звезды(из бумаги или картона), клей карандаш или двусторонний скотч.

Ход мероприятия

Вселенная – это весь окружающий нас мир. Все безбрежные просторы космического пространства со звездами, планетами, галактиками – это все Вселенная. Она включает в себя и нашу Землю, и все, что на ней существует, и бесконечно далекие от нас звездные миры.
Наша планета с огромной скоростью вращается вокруг Солнца. Каждая звездная система имеет свое солнце, вокруг которого тоже вращаются и другие небесные тела: планеты, их спутники, кометы, астероиды. Все вместе это называется солнечной системой. А Солнце – это звезда, находящаяся в центре всей этой системы. Даже невозможно определить точно, сколько в нашей галактике – огромной звездной системе, которая называется Млечный путь, солнечных систем их насчитывается около 150 миллиардов. Представляете насколько это много? А кроме нашей галактики есть еще много других, и их тоже больше миллиарда. И чтобы во всем этом разобраться у людей появилась мечта о путешествиях в космос. Кто может назвать планеты нашей солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
Родоначальником науки о космосе и космических полетах стал Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики. Датой рождения космической эры считается 4 октября 1957 года. В этот день космическая ракета вылетела на орбиту – это первый искусственный спутник Земли. Главным конструктором первого космического корабля был Сергей Павлович Королев. Первыми живыми существами, которые полетели в космос и благополучно вернулись на Землю, были две маленьких дворняжки – Белка и Стрелка. Их готовили к полету целый год, как настоящих космонавтов. Первыми людьми, высадившимися на спутнике Земли Луне, были Американские астронавты.
12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики. Это особенный праздник для всех тех, кто связан с космической отраслью. В этот день в 1961 году майор Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли. Корабль сделал один виток вокруг Земли за 108 минут и совершил посадку в Саратовской области. Космонавт получил звание Героя советского союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики.
Имя Юрия Гагарина теперь известно всем – и детям и взрослым. Он обыкновенный, располагающий, улыбчивый человек. Это так. Но не просто веселый, не просто мужественный, не просто волевой. Во имя мечты он жил, во имя этой мечты он совершил свой подвиг, во имя этой мечты, продолжая работать, он отдал свою жизнь.
Перед полетом он сказал: «Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой, - можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня… первым проложить дорогу человечеству в космос… назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятком людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим…»
С полета Юрия Гагарина в космос началась новая глава истории нашей планеты – эра завоеваний человеком околосолнечного пространства. Как вы думаете, почему это было так важно? (ответы детей).

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!


С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли...
А начинал - российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
И. Левченко

Игра «Восстанови письмо»
В этой игре дети должны догадаться, какими словами нужно продолжить начатое предложение.
«Ты, малыш, не позабудь: в космонавты держишь … (путь)! Главным правилом у нас – выполнять любой … (приказ)! Космонавтом хочешь стать – должен много-много … (знать). Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит … (труд). Только дружных звездолет может взять с собой в … (полет). Скучных, хмурых и сердитых не возьмем мы на … (орбиты)!»
Молодцы!

Как вы считаете ребята, легко ли быть космонавтом? А кто из вас мечтает им стать?
Физкультминутка.
Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём (ходьба на месте).
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки (выпрямили спину).
Побежим ребята дружно -
Разминаться всем нам нужно (бег на месте).

Космонавт – это человек проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полете (в США их называют астронавтами). Первых кандидатов в космонавты отбирали из числа военных летчиков, летчиков испытателей, потому что люди этих профессий обладали способностью мгновенно принимать решения, хорошо переносили шумы, вибрации, ускорения. Позднее в экипаж стали принимать инженеров и ученых.
В космосе человек и все предметы находятся в состоянии невесомости. Что это значит? В космосе невесомость - это когда человек, предметы очень легкие и летают (изображение космонавта в состоянии невесомости).

Игра «Невесомость»
Для игры потребуется два воздушных шарика. Дети должны дуть на шарик, и чей шарик дольше пробудет в воздухе тот и победил. С помощью воздушного шара можно наглядно показать детям как ведут себя объекты, находящиеся в состоянии невесомости.

Как вы наверно могли догадаться, человек не может покинуть космический корабль без специального защитного скафандра (демонстрация изображения скафандра). Внутри такого скафандра космонавт оказывается в искусственной атмосфере, снабжающей его кислородом для дыхания и поддерживающей необходимое давление. Хотя он и выглядит громоздким, в нем можно свободно ходить, прыгать и нагибаться.
А вы знали ребята, что в космосе можно жить неделями, месяцами, и даже годами? Для длительного пребывания в космосе существует Международная космическая станция - МКС. Вот такой нашу планету Земля видят космонавты из космоса (изображение планеты Земля). Голубой цвет - это вода, зеленый - растения, коричневый – суша. А что нужно для длительного пребывания в космосе? (ответы детей). Конечно, космонавтам нужна еда, но сами ее они не готовят. Ее готовят для космонавтов на Земле, затем космонавты берут ее с собой в космос. Она находится в консервных банках и тюбиках, тарелками в космосе не воспользуешься. Почему? Конечно из-за невесомости. Отличий от обычной земной еды почти нет. Космическая пища довольно разнообразная. Космонавты выбирают ее себе сами из специального меню. Непосредственно перед полетом они проводят дегустацию и составляют список пожеланий по поводу того, что хотят кушать в космосе. Меню российских космонавтов выглядит приблизительно так:
* Первый завтрак: бисквит, чай с лимоном или кофе.
* Второй завтрак: свинина (говядина), сок, хлеб.
* Обед: куриный бульон, чернослив с орехами, сок (или суп молочный с овощами, мороженое и шоколад).
* Ужин: свинина с картофельным пюре, печенье, сыр, молоко.
Хлеб расфасован мелкими кусочками, чтобы их можно было целиком отправлять в рот. Вода находится в пакетах, ее пьют через трубочку. В невесомости космонавты во время еды также должны следить, чтобы кусочки пищи не падали, иначе они будут плавать по кораблю и поймать их будет невозможно.
Игра «Десерт для космонавта». Для этого потребуется любая веревочка, к которой подвешивают сладости небольшого размера по количеству детей. Ребенку завязываю глаза, и он должен наугад отрезать сладость от веревочки. Это покажет малышам как не просто в состоянии невесомости обходиться с едой.

Как же спят космонавты в состоянии невесомости, ваши варианты? Космонавты спят пристегнутыми, потому что в космосе невесомость. Спальные мешки с молниями прикреплены прямо к стенам.

Вам понравился наш «космический полет»? (ответы детей) Но пора вернуться на Землю, домой. А на память сейчас мы все вместе составим собственную карту звездного неба. (Для этого потребуется ватман, или его половина, размер зависит от количества детей, заранее подготовленные звездочки из бумаги, каждую нужно подписать именем ребенка. Дети приклеивают к ватману каждый свою звезду).

Спасибо за внимание! Приходите к нам еще!

Список источников:
Ян Николсон «Вселенная», научно познавательная литература для детей;
Сергей Юрьевич Модестов «Космос»,справочник школьника;
Планеты. Звезды. Созвездия. Сост. Киселева Н.Ю.
Праздники России. Сост. Яценко И.Ф.
Юрий Гагарин – Вижу Землю…

Сценарий внеклассного мероприятия

Цели:

    Познакомить детей с Днём космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Дать навыки доброты, чувство любви к людям, а также уважению к старшим.

    Систематизировать полученные знания о космосе, космических полетах, космонавтах.

    Закрепить названия планет, их последовательность расположения от Солнца.

    Развивать творческие способности, логическое мышление, умение слышать друг друга, конструктивные способности, воображение;

Ход мероприятия:

Дети входят в музыкальный зал и исполняют песню «Марш юных космонавтов»

1. От героев космонавтов

Не хотим мы отставать

Мы ребята-соколята

Будем тоже все летать.

Припев:

Космонавты захотят

И на звезды полетят

Космонавты, космонавты

Вам привет гот всех ребят

2.Мы построили ракету

Улетаем в ней сейчас

Пусть высоко и далеко

Понесет ракета нас.

Ведущий: -Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с вами находимся на космодроме, и через минуту космический корабль унесет вас в просторы космоса. Может быть, кто-то из вас скажет, какой праздник отмечается 12 апреля?

Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот день будут помнить всегда, и, я думаю, что именно этот день 12 апреля в недалеком будущем станет красной праздничной датой на все грядущие века. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года – человек начал освоение космоса.

Сегодня в России славный праздник – День космонавтики и первого полета человека в космос. И поговорим мы о том, как человек смог это осуществить.

Презентация «День космонавтики».

Ведущий: Все вы, ребята, знаете, что космос - это далекая мечта всех мальчишек. Раньше это мечта была недосягаема, а сегодня космонавт - известная профессия. 12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики. Это особенный день – в этот день в 1961 году гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил полёт в космос, открыв этим эпоху пилотируемых космических полетов, впервые в мире полетел наш советский космонавт. И теперь каждый год наша страна отмечает этот день как День Космонавтики.

Просмотр фильма «Биография Ю.А. Гагарина»

    Путешествие по неизведанным планетам.

Ведущий: А давайте и мы с вами, ребята, отправимся в полет. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос?

Космонавтом хочешь стать – должен много-много знать!

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.

Только дружных, звездолет может взять с собой в полет.

Скучных, хмурых и сердитых не возьмем мы на орбиты.

Ждут нас быстрые ракеты для полетов на планеты.

На какую захотим, на такую полетим.

Если в космос мы хотим, значит, скоро полетим!

Самым дружным будет наш, наш веселый экипаж.

Дети поют считалку «Планеты Солнечной Системы». Одновременно идет видео показ считалочки.

Ведущий: А сейчас мы проведем с вами испытание. Это испытание для тех, кто готов к полету…

Игра «Центрифуга»

Звучит космическая музыка

Ведущий:

Летим, летим! Прилетели! Заглушили все свои моторы!

Вот мы с вами попали на первую планету. На этой планете, до нас, еще никто не был. Ни одного раза не ступала нога человека. Давайте придумаем ей название.

Раз мы прилетели в гости, то нам следует поздороваться. Давайте расскажем стихи про космос.

СТИХИ О КОСМОСЕ

    Вы ждите нас, звёзды, когда подрастете,

Мы к вам прилетим и расскажем о том.

О том, как прекрасна планета Земля,

Какие на ней города и поля,

Какие цветы и деревья растут,

Какие в лесах ее птицы поют.

Ещё мы о детстве расскажем своём,

О Родине нашей, в которой живем…

Так ждите нас, звезды.. когда подрастем,

Расскажем мы вам обо всем, обо всем!

    Когда мы вырастем, мы в космос полетим.

Ну, а пока мы рассказать хотим,

О людях тех, умелых и отважных,

Что покорили космос.

    Очень важно

Не забывать имен их –

Всех космонавтов и ученых,

Которые законы нужные открыли

И нам дорогу в космос проложили.

    Поднялся в космос первый человек –

И был и проделан новый был успех –

Гагарин Юрий выполнил полет.

Вокруг Земли наш облетел пилот.

Благополучно совершил виток

Космический корабль «Восток».

    Чтоб космонавтом стать,

Здоровьем крепким надо обладать.

И образ жизни правильный вести,

И подготовку долгую пройти.

    Мы пока что только дети,

Но придет желанный час –

На космической ракете

Дружно полетим на Марс!

    В небе звезды ярко светят

И ракету нашу ждут.

К дальней сказочной планете –

Наш космический маршрут.

Хорошо, пронзая тучи,

В космос полететь, друзья!

Но возьмут в ракету лучших –

Всем лететь никак нельзя!

    В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

9. Летит в космической дали

Стальной корабль

Вокруг Земли.

И хоть малы его окошки,

Всё видно в них

Как на ладошке:

Степной простор,

Морской прибой,

А может быть и нас с тобой!

Ведущий: Дорогие наши ребята,вы хотите в школу юных космонавтов? Тогда посмотрим, готовы ли вы стать космонавтами.

Стать космонавтом - все мы знаем

Задача трудная для всех.

Соревнованья начинаем

И твердо верим в наш успех!

Ученик:

Чёрный бархат неба звёздами расшит.
Светлая дорожка по небу бежит.
От края и до края стелется легко,
Как будто кто-то пролил по небу молоко.

Но нет, конечно, в небе ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики родной далёкий свет -
Простор для космонавтики на много тысяч лет.

Игра «Отгадай, что это?»

Из сказочной шкатулки достаётся предмет (изображение), который и является отгадкой на следующие загадки.

Звучит космическая музыка.

    В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

    Человек сидит в ракете.
    Смело в небо он летит,
    И на нас в своем скафандре
    Он из космоса глядит. (Космонавт)

    Чудо-птица – алый хвост
    Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

    Рассыпалось ночью зерно,
    А утром – нет ничего. (Звёзды)

    Ни начала, ни конца,
    Ни затылка, ни лица.
    Знают все: и млад, и стар,
    Что она – большущий шар. (Земля)

Ведущий: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!

Звучит космическая музыка.

Игра «Летает – не летает»

Ведущий: Если я называю слово «летает» - вы поднимаете руки. А если скажу «не летает» - руки вы не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

Самолёт летает?..... Летает!

Стол летает?..... Не летает.

Орёл летает?..... Летает!

Вертолет летает?.....Летает!

Бегемот летает?.....Не летает!

Цыплёнок летает?....Не летает!

Трамвай летает?.....Не летает!

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы знаете, оказывается, что летает, а что нет. Вы все знаете, что великое множество планет вращается вокруг звезд во Вселенной, но мы знаем о них не очень много. Сегодня я вам расскажу о каждой планете.(Презентация о планетах Солнечной системы)

Ведущий: Все планеты красивы по-своему. Но самая красивая – планета, на которой сы с вами живем. Это планета Земля! У нас на Земле очень красиво! Красивые горы, поля, реки, озёра, леса! Красиво в любое время года – и осенью, и зимой, и весной, и летом. Мы очень любим свою планету – свою родную Землю!

Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте,
Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Ученик:

Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг – тут речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь, воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой, а где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть, одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря – все называется Земля!

12 апреля замечательный праздник — День Космонавтики. Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то десятки лет туда сможет отправиться любой желающий. Может, это будут наши дети?

Перед 12 апреля занятия в детском саду многие воспитатели посвящают рассказам про космос, космическим играм и соревнованиям. Предлагаем фрагмент игрового занятия «Ждут нас быстрые ракеты» на День Космонавтики в детском саду. Занятие подготовила методист Н.А. ЛОГИНОВА.

День Космонавтики в детском саду можно разделить на несколько познавательно-творческих блоков:

  1. Космические знания: стихи, загадки, рассказы о космосе и космонавтах, познавательные беседы, на которых дети узнают о планете Земля, о Солнце и звёздах, о полётах в космос.
  2. Игродром: космические игры в детском саду и эстафеты, конкурсы и викторины.
  3. Выставка тематических рисунков и поделок.

Тематические занятия в детском саду перед Днем Космонавтики– это знакомство детей с космосом в форме игры. Сценарий занятия в детском саду может быть разным: путешествие, соревнование команд, полёт на Луну, на Марс и так далее.

Фрагмент игрового занятия в детском саду «Ждут нас быстрые ракеты»

— Представьте себе, что вы будущие космонавты и мы отправляемся на космодром.

Воспитатель проводит ознакомительную зарядку:

— Мы идём на космодром,

Дружно в ногу мы идём.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках).

Побежим ребята дружно —

Разминаться всем нам нужно.

Выходит космонавт:

— Здравствуйте, ребята. Это вы хотите стать космонавтами? А знаете ли вы: для того, чтобы стать настоящим космонавтом, нужно быть здоровым, выносливым, смелым, ловким, сообразительным и уметь принимать решения, ведь в космосе могут возникнуть разные ситуации и нужно рассчитывать только на себя.

Дети отвечают:

— Конечно, знаем!

Воспитатель:

— А давайте спросим у ребят: какую подготовку должен пройти космонавт перед полетом?

Чтец 1:

— Он пример для всех ребят,

Его зовут героем.

Гордо носит космонавт

Звание такое.

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться:

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться.

Чтец 2:

— Показаться и врачу –

Здесь экзамен строгий.

Слабакам не по плечу

Звездные дороги.

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

И поэтому нельзя

Здесь без тренировки.

Чтец 3:

Барокамера, бассейн,

Где мы невесомы…

Это космонавтам всем

Хорошо знакомо.

Вот кабину карусель

Кружит круг за кругом.

Не снаряд, а просто зверь

Эта центрифуга.

Чтец 4:

— Очень много предстоит

Испытаний разных.

Тот, кто в космос полетит,

Их пройти обязан.

Он профессии любой

Должен знать секреты –

Ведь на высоте такой

Не спросить совета.

Космонавт:

— Вы готовы пройти испытания? Вперёд!

Можно приобрести детские костюмы на тему космонавтики в специализированном магазине для детских садов: Костюм Космонавта (комбинезон). Детский костюм Космонавта (жилетка).

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

— Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

Космонавт:

— Все ребята — молодцы, постарались от души!

Воспитатель:

— Молодцы у нас ребята: сильные, умелые, дружные, весёлые, быстрые и смелые.

Чтец 1:

— Мы пока что только дети,

Но придёт желанный час —

На космической ракете

Дружно полетим на Марс!

Космические загадки

Космонавт:

— Вас ждут испытания. У нас на космодроме несколько учебных центров, где вы можете показать свои умения. Ведь для того, чтобы полететь на Марс или на Луну, выйти в открытый космос, нужно много знать, уметь и тренироваться. В полёте космонавты должны следовать специальным космическим правилам. Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.

Космонавт, не забудь
Во вселенную ты держишь (путь).

Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).

Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).

Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).

Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).

Воспитатель:

— По залу развешаны плакаты: «Ловкачи», «Умняшки», «Знатоки», «Смельчаки», «Умельцы» и так далее. За победу в испытаниях вы будете получать жетоны космонавтов. Свои жетоны вы можете обменять в космическом магазине на настоящие космические сувениры, подарки и космические сладости, но только после того, как закончите проходить все испытания. Все ребята, которые прошли испытания, получат медали и звание заслуженных космонавтов.

Дети могут разбиться на группы и посетить по желанию любой центр-станцию.

Станция ТРЕНИРОВОЧНАЯ

Воспитатель:

— Не зевай по сторонам!

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Общеразвивающие упражнения

  1. Взлетают вверх ракеты — руки через стороны вверх, 3 хлопка над головой — 6 раз.
  2. Ракета в космосе — ноги на ширине плеч, руки выпрямлены над головой, ладони сомкнуты. Делаем наклоны вправо-влево-назад-вперед — 6 раз.
  3. Космонавты скафандр надевают, в открытый космос вылетают — имитация надевания скафандра.
  4. В невесомости летим — упражнение на равновесие. Руки в стороны. Попеременно поднимаем ноги, согнутые в коленях — 6 раз.
  5. Быстро-быстро кружимся на месте, держа руки в стороны, на сигнал «стоп» останавливаемся с закрытыми глазами. Кто сумеет удержать равновесие дольше других? Повторить 2 раза.

Зарядка на внимание

  1. Ленивые восьмёрки — руками в воздухе описываем восьмёрки.
  2. Правая рука делает круги влево, левая – вправо.
  3. Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.
  4. Правая нога чертит в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.

Игра «Что изменилось»

На столе лежат предметы: термометр, карандаш, ручка, тетрадь, компас. Нужно посмотреть внимательно, что где находится. По сигналу ведущего все отворачиваются. По сигналу поворачиваются. На вопрос «что изменилось», дети должны дать ответ.

Станция УМНЯШКИ

Воспитатель:

— Перед тем, как ответить на вопросы на станции «Умняшка», нужно надеть «шапку размышлений».

Дети имитируют движения, как будто надевают шапку на голову, и начинают массировать ушки, заворачивать и разворачивать мочки.

Воспитатель объявляет первое соревнование:

— Кто быстрее построит из геометрических фигур космический корабль?

Основание ракеты составляется из прямоугольников. Над прямоугольниками помещён ещё один прямоугольник. Над прямоугольником стоит квадрат, а на квадрате — треугольник.

Воспитатель объявляет второе соревнование:

— Возьмите самые необходимые предметы, названия которых начинаются с определенных букв. Дано слово СПУТНИК. Придумайте на каждую букву слова любой предмет, необходимый в космосе. Докажите, что эти предметы действительно необходимы.

— Например, скафандр. Это одежда космонавта. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта»

Воспитатель:

— Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.

— На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

— Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

— Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).

— Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

— На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

Станция ИГРОВАЯ-СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ

Проводятся конкурсы.

Например, нужно перевезти пассажиров на дальнюю планету под музыку. Перевозят пассажиров в обруче — бег в паре. Выигрывает та команда, которая быстрее всех перевезла пассажиров.

Викторина «Космическая подготовка»

Воспитатель объявляет:

— А сейчас мы поиграем —

все секреты разгадаем!

Пусть вопросы не логические,

Но вполне космические.

До начала этого мероприятия проводятся занятия в детском саду , на которых воспитатель рассказывает о космосе, первом космонавте, животных, побывавших в космосе, звездах и планетах, Вселенной.

— Любой космонавт должен знать, что такое космос. Слово «космос» пришло к нам от древних греков. У них это слово обозначало «мир». Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос. 12 апреля 1961 года в космос поднялся первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор 12 апреля – День космонавтики.

– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

Воспитатель проверяет детей на усвоение материала:

  1. Как называется дом космонавтов?
  2. Зачем он нужен?
  3. На что похож космический дом?

Воспитель проводит викторину:

  1. Как звали первого в мире космонавта? — Юрий Алексеевич Гагарин.
  2. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? — Космический корабль.
  3. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? — Ракета.
  4. Как называется костюм космонавта? — Скафандр.
  5. Как называется и животное, и созвездие? — Медведица.
  6. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? — Белка и Стрека.
  7. Какие планеты вы знаете? — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.
  8. Самая большая и горячая звезда во Вселенной? — Солнце.

Игра «Путаница: прыг и скок»

Воспитатель:

— Давайте проверим вашу игровую–прыговую–скоковую энергию и космическую внимательность! Если я крикну: «Прыг», — то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь: «Скок!». А если я крикну: «Скок!», — то вы все подскакиваете и отвечаете: «Прыг». Запомнили? Начинаем!

Станция ЛОВКАЧИ

На этой станции проводятся испытания на ловкость, проворность и выносливость.

Например, игра с кеглями. Игру начинают 6 (4, 5, 7) человек. Они ходят под музыку вокруг 5 кеглей (3, 4, 6). Как только музыка останавливается, нужно схватить кеглю. Кто не успел — садится на место.

Станция НЕВЕСОМОСТЬ

На этой станции проводятся испытания на выносливость (равновесие). Дети делают упражнение «Ласточка».

Станция ЗНАТОКИ

Чтобы приступить к испытаниям, ребята должны сказать пароль. Это ответ на вопрос: как звали первую женщину-космонавта? Пароли для разных групп можно менять.

Игра «Пролезь в кольцо»

Дети разбиваются на две команды, по 5-7 человек. Каждый участник из команды добегает до обруча, пролезает сквозь него и бежит обратно к своей команде. Побеждает та команда, которая пришла первой.

Станция ЗАГАДОЧНАЯ

Воспитатель:

— Кто первый получит задание, мы узнаем, если посчитаемся.

«Астрономическую считалка»

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий — раз, Венера — два-с,

Три — Земля, четыре — Марс.

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун,

А. Усачева

Космические загадки

Чистый небосвод прекрасен,

Про него есть много басен.

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный зверь,

Глянь – на небе он теперь!

Ясной ночью светится –

Большая …(Медведица).

А медведица – с ребенком,

Добрым, славным медвежонком.

Рядом с мамой светится

Малая … (Медведица).

Планета с багровым отливом.

В раскрасе военном, хвастливом.

Словно розовый атлас,

Светится планета … (Марс).

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски… (космонавт).

Игра-эстафета

Дети делятся на команды по 5-6 человек. Первый игрок зажимает шарик между коленями и прыгает до определенного места, потом бежит обратно и отдает шарик следующему игроку.

Станция СИЛАЧИ

Проводится соревнование по перетягиванию каната.

Игра «Кто быстрее соберет космический мусор»

На полу разбросаны картонные фигурки, скомканные бумажки, мелкие игрушки. По команде под музыку дети собирают «космический мусор» в корзинки. Выигрывает тот, кто соберёт больше.

Станция МУЗЕЙ КОСМОНАВТИКИ или УМЕЛЬЦЫ

Воспитатель:

— В Москве есть необычный монумент — одиннадцатиметровая космическая ракета, вознесённая на стометровую высоту. Опирается она на покрытый блестящими титановыми пластинами «шлейф». В основании его располагается Мемориальный музей космонавтики. А наш музей – это ваши рисунки и поделки. Приглашаю вас в мастерскую. Выбирайте, что вы хотели бы сделать для нашего маленького музея.

Поделка РАКЕТА

— Но чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет — не легкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня — космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким,
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем! (Делаем приседания, наклоны в стороны, вращения руками и т.д.)

— А вы знаете, что… первую в мире ракету изобрел русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский. Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь.

Воспитатель сопровождает рассказ демонстрацией портрета К.Э. Циолковского.

— Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И только через много лет другой русский ученый, С.П.Королев, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летала собачка, а потом, в 1961 году полетел человек.

Воспитатель показывает портрет С.П.Королева.

Поделки в виде ракет

Конструирование.

Можно сделать несколько ракет, придумать им название и отправить их в космические дали.

Для начала нужно сделать гармошку из квадрата.

Отгибаем верхние уголки к линии, расположенной чуть выше середины квадрата.

«Нахлестываем» правую часть ракеты.

Осуществляем сборку ракеты, как показано на фотографии.

Подрезаем кончики крыльев у ракеты.

Наклеиваем иллюминаторы на ракету.

Изготовление закладки в форме ракеты.

Изготовление ракеты для аппликации.

Ракеты разные, но состоят из одинаковых деталей: корпус с иллюминаторами, крылья.

Для того, чтобы сделать ракету, нужно сложить прямоугольник пополам по длине и срезать уголок. Для крыльев вырезаем круг и разрезаем его пополам. Складываем прямоугольник пополам, рисуем половинку ракеты (серединка на сгибе), вырезаем по контуру, приклеиваем иллюминаторы. Рисуем сами корпус с округлым носом. Для крыльев складываем прямоугольник 3 раза и вырезаем детали наподобие лепестков цветка. Приклеиваем иллюминаторы. Вырезаем округлый корпус, но с заострённым носом. Крылья вырезаем из большого полукруга.

Поделка «Космонавт»

— Рассвет. Ещё не знали ничего…
Обычные «Последние известия»…
А он уже летит через созвездия,
Земля проснётся с именем его.
Не попросив подмог ни у кого,
Сама, восстав из пепла и из праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлёт в космос сына своего!

— А вы знаете, что… День космонавтики учредили в честь космонавтов, конструкторов и всех, кто принимает участие в создании и строительстве ракет, космических кораблей и искусственных спутников Земли? Конечно, вы знаете, кто был первым космонавтом на Земле? 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский!». Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Больше часа 108 минут (1 час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.

— После полете Ю.А.Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина–космонавт – Валентина Терешкова.

Воспитатель показывает портрет В.Терешковой.

Воспитатель предлагает детям сделать поделку из бумаги «Космонавт».

Проводится пальчиковая гимнастика.

— Луно, луно, луноход
Отправляется в полёт.
На старт, внимание, зажигание:
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
Взлёт!

Воспитатель задает детям вопросы по пройденному материалу:

  1. Как зовут первого космонавта?
  2. Сколько минут продолжался первый полёт?

Поделка «Белка и Стрелка»

— На-ка книжку, разверни:
Узнаёшь ли, кто они?
Стрелка с Белкой на портрете!
Повнимательней вглядись -
Две разведчицы в ракете
Прямо к звёздам поднялись.
Вот о них
На этот раз
И начну я свой рассказ. . .

— А вы знаете, что… cобаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде проходили каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.

А 9 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла. 20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.

Поделка-игрушка «Белка и Стрелка» очень проста в выполнении, не требует усилий — нужно только вырезать, сложить и склеить.

Сборка поделки из бумаги собаки:

Шаг 1: Вырезать все элементы игрушки.

Шаг 2: Вырезать голову собаки, но не до конца, только по выделенной линии. Загнуть каждый элемент игрушки, следуя пунктирным линиям. Проклеить все элементы язычков при помощи клея-карандаша и собрать тело собаки, приклеив язычки один за другим. Приклеить хвостик собаки к задней части над задними лапками.

Поделка готова, нужно только дать ей подсохнуть и можно будет с ней играть!

Воспитатель:

— Пока ваши поделки сохнут, мы поиграем!

Воспитатель задает вопросы по пройденному материалу:

  1. Как готовили собак для полёта в космос?
  2. Как звали первую собаку-космонавта?

Игра «Кто больше соберет звезд»

Воспитатель разбрасывает разноцветные звездочки, а дети их собирают в разные корзины, сортируя по цвету.

Воспитатель:

— Ребята! Вы прекрасно прошли испытания и доказали, что многое знаете, умеете, а главное – помогали друг другу.

Полет в космос

Космонавт:

— Скажите, каким же должен быть настоящий космонавт? (Трудолюбивым, умным, добрым, смелым, находчивым, внимательным, решительным, сообразительным, здоровым, заботливым, выносливым, терпеливым, наблюдательным.)
Молодцы! И вы получаете звания заслуженных космонавтов. А теперь, когда вы имеете полное право называться на нашем занятии космонавтами, давайте представим себе, как вы полетите в космос.

Космонавт читает текст, а дети изображают то, о чём слышат.

— Представьте себе, что вам предстоит полёт в космос. Вам нужно сделать особую космическую гимнастику. Вы поднимаете руки вверх, делаете вдох, потом выдох. А теперь – приседания: раз – два. Сели, встали. Отлично! Пробежка на месте: побежали! Быстрее…. Ещё быстрее…. Совсем быстро! Стоп!

Раздаётся громкий сигнал:

— Вам пора на КОСМОДРОМ. Вы медленно, с трудом надеваете на себя скафандр, застёгиваете множество кнопок, молний и пуговиц. На голову вы надеваете большой прозрачный шлем. Вы неторопливо идёте к ракете. В одной руке у вас специальный космический чемоданчик, в другой – очень тяжёлый баллон со сжатым воздухом. Открываете люк в ракете, проходите вовнутрь. Включаете пульт управления: много разных кнопок. Ракета начинает гудеть. Вы садитесь в своё космическое кресло. Начинается предстартовый отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Ракета с грохотом взлетает… Вы в невесомости. Подплываете к иллюминатору и смотрите вдаль. Мимо пролетают метеориты. Вы видите созвездия: вот идёт Большая медведица. Скачут гончие псы. Раскачивается созвездие Весов. Стрелец натягивает тетиву лука и стреляет в вашу ракету! Ракета задрожала. Вы падаете на пол. Выключается свет. Наощупь вы пробираетесь к выходу, открываете люк. Оказывается, что вы приземлились на неизвестную планету. Посмотрите, как здесь необычно и красиво (звучит космическая музыка). Вы фотографируете планету и возвращаетесь в свой корабль. Пора на Землю!

Космонавт:

— Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?

— Теперь я понял – это труд нелегкий
Космические совершать полеты.
Я космонавтом стать не передумал,
Но я пока что не готов
К таким космическим нагрузкам.
Быть космонавтом очень нелегко!
Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.

Звучит песня «Юные космонавты». Слова и музыка Елены Пономаренко:

1. Мы смотрим на синее небо,
А в небе нам звезды видны.
Сверкают, летая, кометы
И дарят мальчишкам мечты.

Припев:

Желанье скорее успеть загадать,

2. Мы знаем, что Юрий Гагарин
В реальность мечту воплотил.
Героем он стал настоящим
И в космос полет совершил.

Припев:
Гордится Гагариным наша страна.
И нам улыбается с неба Луна,
Мы знаем, что Солнце – большая звезда,
И ближе стать может мальчишек мечта.
Нам хочется в космосе всем побывать
И сделать один только шаг на Луну.
Желанье скорее успей загадать,
Увидев упавшую с неба звезду.

Воспитатель:

— А теперь вы можете посетить космический магазин! Можно устроить чаепитие.

Эти и другие методические пособия по низким ценам, можно приобрести в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru

Сценарий ко Дню космонавтики для старших дошкольников

Задачи:

— закрепить имеющиеся представления о роли космодрома «Байконур» в деле освоения и изучения космоса;

— развивать творчество, самостоятельность, инициативу при выполнении движений;

— вызвать положительный эмоциональный настрой.

Оборудование : таблички с названиями планет Солнечной системы и известных созвездий, шесть стульев, мелкие детали конструктора, рисунки с изображением космонавта, разрезные картинки с изображением скафандра, два воздушных шарика, цветные карандаши, бумага, два больших тюбика зубной пасты, загадки на карточках, игральный кубик.

Воспитатель . Ребята, 12 апреля мы отмечаем День космонавтики . В день, когда человек впервые поднялся в космос, а случилось это в 1961 г., — ровно полвека назад — космодром «Байконур» стал известен всему миру. Мы с вами живем в городе с таким же названием. Кто из вас знает, что означает слово «Байконур»?

Дети . «Бай» с казахского — это богатство, а «конур» — коричневый. Название нашего города указывает на присутствие в округе больших залежей медных руд.

Воспитатель. А кто из вас знает, что означает название железнодорожной станции «Тюра-Там»?

Дети . В переводе на русский язык «Тюра-Там» означает «священное место». Когда-то в этих местах находился мазар — могильный памятник святому, что и предопределило название станции.

Воспитатель . В 2010 г. нашему городу исполнилось 55 лет и в честь этого события я приглашаю вас пройти на наш «космодром» и поучаствовать в небольшом спортивном состязании.

Разделитесь на две команды. Каждая команда — это экипаж космического звездолета. Как будут называться ваши космические корабли?

Дошкольники разбиваются на две команды и придумывают названия своим звездолетам.

Этап 1. Изучение звездной карты

Взрослый раздает командам по 12 табличек с названиями планет и созвездий.

Воспитатель. Уважаемые звездолетчики, вам нужно составить маршрут вашего космического полета. Для этого необходимо по порядку разложить ваши таблички: планеты — отдельно, звезды — отдельно.

Во время выполнения этого и последующих заданий взрослый наблюдает за действиями дошкольников, по необходимости дает им подсказку и фиксирует затраченное время.

Воспитатель . После того как маршрут командами был составлен, необходимо приступить к подготовке полета.

Этап 2. Вверх тормашками

При подготовке к выполнению различных задач на космической орбите, чтобы чувствовать себя комфортно в состоянии невесомости, необходимо как следует потренироваться. Для этого каждый игрок в условиях «максимально приближенных» к полетным попытается собрать как можно больше рассыпавшихся деталей одной из солнечной батарей космического корабля.

Перед началом выполнения этого упражнения для каждой команды составляются вместе три стула. Члены команды поочередно ложатся на них таким образом, чтобы голова свешивалась с последнего стула. Закрыв глаза повязкой, участники за определенный промежуток времени собирают в коробку конструктор, раскиданный по полу в пределах досягаемости. Победа засчитывается той команде, игроки которой не оставят после себя никакого «космического мусора». Ход выполнения этого упражнения в целях безопасности контролируют двое взрослых (по одному на каждую команду).

Этап 3. Подготовка к полету

Воспитатель. Чтобы космическое излучение не нанесло вреда организму, космонавту необходимо надеть скафандр. Игроки какой команды справятся с этим заданием быстрее?

Каждая команда получает рисунок с изображением космонавта в тренировочном костюме и части разрезанной картинки с деталями скафандра. По сигналу взрослого необходимо как можно быстрее сложить на рисунке с космонавтом картинку скафандра.

Этап 4. Полет

Воспитатель . Перед тем как запустить в космос ракету, ученые рассчитывают траекторию ее полета. А можно ли заставить двигаться воздушный шарик по заранее намеченной траектории? Как вы считаете, ребята? Давайте проверим это на практике.

Перед эстафетой игроки каждой команды получают воздушный шарик. Его нужно провести от старта до финиша, придавая ему ускорение одной рукой и стараясь, чтобы он не коснулся пола. Выигрывает та команда, игроки которой закончили эстафету первыми и при этом допустили меньшее количество ошибок.

Этап 5. Работа в невесомости

Воспитатель. Легко или тяжело работать в условиях невесомости? На этот счет существует множество мнений. Всем известно, что любое утверждение проверяется на практике. Давайте и мы с вами проверим на собственном опыте, как работается в «невесомости» в земных условиях детского сада. Художникам каждой команды предстоит нарисовать космическую ракету будущего. Победит тот художник, чья ракета покажется всем наиболее удобной для космических полетов.

Художники команд должны нарисовать ракету на листах бумаги, приклеенных выше их поднятой руки. Чтобы сделать очередной штрих, им приходится подпрыгивать. Побеждает участник, у которого получится наиболее красивая ракета.

Этап 6. Завтрак космонавта

Воспитатель . Для работы на космической орбите потребуется много сил. А для этого необходимо правильно питаться. Но кушать в условиях невесомости — занятие довольно непростое. Для обеспечения космонавтам максимального комфорта вся пища для них упакована в тюбики — откручиваешь крышечку и вот, пожалуйста, на обед борщ или картофельное пюре, а на десерт в маленьком красивом тюбике ждет космонавта яблочное повидло. Так как мы пока еще готовимся к будущему полету в космос, то и тюбики с космической едой у нас будут ненастоящие, «тренировочные». Тюбик с яблочным повидлом нам заменит тюбик с зубной пастой. Игрок какой команды сможет как можно быстрее выдавить содержимое тюбика на блюдце? Это мы сейчас с вами и узнаем.

Двум представителям команд выдаются одинаковые по объему тюбики зубной пасты. По сигналу взрослого дошкольники откручивают крышку и начинают выдавливать содержимое на блюдце. Выигрывает тот участник состязания, который первым справится с этим заданием, и его тюбик окажется совершенно пустым.

Этап 7. Конкурс загадок

Воспитатель . Ребята, по вашему мнению, какими качествами должен обладать космонавт?

Дети называют присущие космонавту качества: сильный, смелый, ловкий, мужественный и т.п.

Вы абсолютно правы, космонавт должен обладать и умом и отвагой, а еще он должен быть и смекалистым. Смекалка в любой работе — первое дело! А у вас есть смекалка? Давайте это проверим.

На столе текстом загадки вниз раскладываются карточки, на оборотной стороне которых крупно написан их порядковый номер. Карточки осторожно перемешиваются. Капитан команды, которой выпало начать «Конкурс загадок» первой, называет любой номер карточки. Взрослый переворачивает карточку с указанным номером и вслух читает загадку для игроков другой команды. Затем уже другой капитан выбирает и называет номер карточки с загадкой для своих соперников. Конкурс продолжается до тех пор, пока все загадки не будут разгаданы.

Примерные загадки:

Этот глаз — особый глаз.

Быстро взглянет он на вас —

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

На квадратиках доски короли свели полки.

Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (Шахматы.)

Великан стоит в порту, освещая темноту,

И сигналит кораблям: «Заходите в гости к нам!» (Маяк.)

Деревянная дорога.

Вверх идет она полого,

Что ни шаг, то овраг. (Лестница.)

Бывает озоновая, черная, большая. (Дыра.)

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь и на ушко

Вам нашепчет сны. (подушка).

Он с хвостом резиновым,

Желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос.)

И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко! Что это?.. (Палатка.)

В конце мероприятия воспитатель и дошкольники наизусть рассказывают стихотворение о родном городе Байконуре.

Чудо-городок

Сизым облаком укрывшись,

Вдалеке от всех тревог,

В безмятежном сне забывшись,

Дремлет чудо-городок.

Не найти его на карте,

Затерялся он в степи —

Но прославленные старты

Облететь весь мир смогли.

А когда-то бы за небыль

Чудо-городок сочли;

И не снились даже небу

Гости призрачной Земли.

Но не зря в веках воспета

Смелых гениев мечта:

Здесь под взрывы всей планеты

Покорилась высота.

На ковре тюльпанов пестрых

Сотни пламенных сердец

Возвели под небом звездным

Космонавтики дворец.

Засияла ярким светом

Чудо-городка судьба:

Смелость чаяний заветных

Воплотилась жизнь сполна.

Первый запуск, первый спутник

Озарили прошлый век:

И за ними вслед победно

Устремился человек.

Иногда печаль листала

Безутешный календарь —

Только слава не увяла,

А заискрилась, как встарь.

Сколько радостных моментов

Помнит чудо-городок,

Сколько празднеств, дней приметных

В своем сердце он сберег.

Были взлеты и паденья,

Запустенье и расцвет;

Вереницы поколений

Здесь нашли тепло и свет.

И на встречу отовсюду

С чудо-городком спешат:

Погулять по скверам людным,

Что историю хранят.

И пока мерцает в людях

Звездной дали огонек,

Не покинут, не забудут

Славный чудо-городок.

Воспитатель . Ребята! На этом наше состязание заканчивается. Вы все молодцы, и каждый из вас достоин отправиться в космос. А сейчас нас ждет праздничное чаепитие.

Во время чаепития проводится награждение наиболее отличившихся игроков.

Составитель Г.Н. Архипова, воспитатель ДОУ д/с № 26 «Красная Шапочка», г. Байконур, республика Казахстан

error: