Ограничения судей в рф. Особый статус судьи, его конституционное, иное правовое закрепление. Правовой статус судей в Российской Федерации

Правовой институт, закрепляющий независимое и обособленное положение суда как государственного суда. Регулируется конституцией РФ. ФКЗ «о судебной системе» и ФЗ «о статусе судей в РФ» от 26 июля 1996 года. Элементы правового статуса судей:

1) Требования, предъявляемые кандидатам судьей.

2) Порядок наделения судей полномочиями.

Судьи с момента их избрания и в течение срока их полномочий пользуются иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим агентам в соответствии с международным правом. При осуществлении своих функций они также пользуются дипломатическими привилегиями, необходимыми для выполнения своих обязанностей.

Судьи не обязаны брать на себя какую-либо ответственность за произвольные голоса и мнения, а также за действия, совершенные при исполнении ими своих обязанностей. Положения пунктов 1, 2 и 3 настоящей статьи применяются к государствам - участникам Конвенции.

3) Особый порядок предоставления прекращения полномочий судей.

4) Право судьи на отставку.

5) Неприкосновенность судей и судейский иммунитет.

6) Установление в законе ответственности за неуважение к суду.

7) Установленные символы судебной власти (Герб, флаг субъекта РФ и т.д.).

Требования, предъявляемые кандидатам в судьи:

Судьи находятся в распоряжении Суда и возвращаются в место пребывания Суда или в место, где они проводят свои сессии, как часто, так и по мере необходимости, в соответствии с Правилами. Президент должен предоставлять свои услуги на постоянной основе. Судьи также будут, при необходимости, понимать дневники и командировочные расходы.

Позиция судьи Межамериканского суда по правам человека несовместима с выполнением следующих должностей и деятельности. Должностные лица международных организаций. Суд будет решать вопрос о долгах по несовместимости. Если несовместимость не устранена, применяются положения статьи 73 Конвенции и статьи 2 настоящего Статута.

1) Гражданство

2) Достижение определенного возраста. Для мировых судей и районных судов, военных судов первого звена и арбитражных судов первого звена – 25 лет. Для судей областных и соответствующих судов, военных судов второго звена, арбитражных судов второго и третьего звена – 30 лет. Для судей верховного суда и судей высшего арбитражного суда – 35 лет. И для судей конституционного суда России – 40 лет.

Несовместимость приведет только к отставке должности и соответствующих обязанностей, но не приведет к аннулированию действий и резолюций, в которых вмешался соответствующий судья. Препятствия, отговорки и дисквалификация. Судьям запрещается участвовать в вопросах, в которых они или их родственники имеют прямой интерес или ранее были привлечены в качестве агентов, консультантов или адвокатов или в качестве членов национального или международного суда или следственной комиссии или в любом другом качестве, по усмотрению Суда.

Если кто-либо из судей не может знать или по какой-либо другой обоснованной причине считает, что он не должен участвовать в каком-либо конкретном вопросе, он должен представить свое оправдание Президенту. Если он этого не примет, Суд примет решение. Если президент считает, что любой из судей имеет препятствие или по какой-либо другой обоснованной причине, он не должен участвовать в каком-либо конкретном вопросе, он будет знать. Если судья, о котором идет речь, не согласен, Суд примет решение.

3) Наличие специального юридического образования.

4) Наличие определенного профессионального стажа. Для районных судов, военных судов первого звена и арбитражных судов первого звена – 5 лет. Для арбитражных судов второго, третьего суда, областных судов и военных судов второго звена – 7 лет. Для судей Верховного суда и высшего арбитражного суда – 10 лет. И для судей Конституционного суда – 15 лет.

Обязанности и дисциплинарная компетенция. Судьи и сотрудники Суда должны соблюдать при исполнении своих обязанностей и вне их поведение в соответствии с инвестициями тех, кто принимает участие в международной судебной функции Суда. Он должен обратиться в Суд за этим поведением, а также за любое несоответствие, небрежность или упущение при исполнении своих обязанностей.

Дисциплинарная компетенция в отношении Секретаря лежит с Судом, а в отношении остальной части персонала - с Секретарем с одобрения Президента. Отставка судьи должна быть представлена ​​в письменной форме Председателю Суда. Отставка не вступит в силу только после ее принятия Судом.

5) Безупречная репутация.

6) Прохождение медицинского освидетельствования на пригодность к работе судьей по состоянию здоровья. Не могут быть судьей недееспособные, ограниченно дееспособные и состоящие на учете в психоневрологических учреждениях. Законодательство может устанавливать и иные требования для кандидатов в судьи. Например, для судей конституционного суда. Кроме прочего требуется наличие общепризнанной высокой квалификации в области права. Прохождение кандидатов на должность судьи имеет несколько этапов. Сдача квалификационного экзамена для кандидатов, которые впервые приобретают статус судьи или в течение трех лет после оставления должности судьи.

Неспособность судьи выполнять свои обязанности определяется Судом. Суд проводит регулярные и внеочередные сессии. Регулярные сессии регулируются Судом. Внеочередные сессии назначаются Президентом или по просьбе большинства судей. Кворум для обсуждения в Суде состоит из пяти судей.

Решения Суда принимаются большинством присутствующих судей. В случае равенства голосов президент имеет решающий голос. Прослушивание, обсуждения и решения. Слушания будут публичными, если Суд в исключительных случаях не примет иного решения. Суд обсуждает в частном порядке. Их обсуждения будут оставаться секретными, если Суд не примет иного решения.

2) Получение рекомендаций квалификационной коллегии судей субъекта РФ или Высшей квалификационной коллегией судьи РФ. Экзамены принимает экзаменационная комиссия, состав которой утверждается в соответствующей квалификационной коллегией судей с положительным результатом. Действует в течение трех лет. После сдачи экзамена квалификационную коллегию за рекомендацией..

Решения, решения и мнения Суда передаются на публичные заседания и сообщаются в письменной форме сторонам. Кроме того, они публикуются вместе с голосами и отдельными мнениями судей и любыми другими данными или сведениями, которые Суд сочтет уместными.

Правила и правила процедуры. Суд разрабатывает свои правила процедуры. Правила процедуры могут делегировать Президенту или комиссиям самого Суда определенные части разбирательства, за исключением окончательных решений и консультативных заключений. Решения или решения, которые не являются простыми, выдается Президентом или комитетами Суда, всегда могут быть обжалованы на пленарном заседании Суда.

3) Третий этап прохождения а должность судьи. Получение согласия председателя соответствующего суда, где имеется вакансия на судейскую должность. Председатель суда может не согласиться квалификационной коллегии судей. В таком случае, материалы возвращаются обратно и ККС может преодолеть не согласия председателя суда повторным голосованием большинство в две трети голосов.

Суд также разрабатывает свои Правила процедуры. Последнее не может вносить в вас изменения. Суд будет управлять своим бюджетом. Отношения с принимающей страной, государствами и органами. Отношения Суда с принимающей страной регулируются соглашением о штаб-квартире. Местопребывание Суда имеет международный характер.

Отношения с Межамериканской комиссией. Межамериканская комиссия по правам человека фигурирует и является участником Суда во всех случаях, связанных с его юрисдикционной функцией, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 настоящего Устава. В нем указываются случаи, когда государство не выполнило свои решения.

4) Согласование кандидатуры с председателем верховного суда или высшего арбитражного суда, которые вносят документы в президента.

5) Назначение судей конституционного суда, высшего арбитражного суда и верховного суда происходит представление суда советом федерации и других федеральных судей. Назначает президента России. С населением судебного участка и/или назначаются представительным и законодательным органом государственной власти субъектов. После утверждения области, судья приносит присягу становится членом. Срок полномочий судей – в настоящее время законодательства неограниченно, кроме мировых судей, которые впервые назначаются на срок не более пяти лет, а в дальнейшем не более пяти лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи 70 лет.

Слово «судья» является общим обозначением, которое применяется сначала к профессионалам, чья ситуация регулируется статутом судебной власти и которые в той или иной степени участвуют в функционировании государственной службы правосудия. Судьи места занимают различные функции, такие как в судах первой степени: судья с семейными делами, судья, например, судья по обучению, судья детей, судья по приговору, судья казни, Судья досудебного разбирательства, судья свободы и содержания под стражей. А в Апелляционных судах и в Кассационном суде их функции деноминированы: первый президент, президент палаты и советника Судьи коммерческих судов, советники прудовских мужчин и оценщики судов по вопросам социального обеспечения также, в широком смысле, судьи.

Статья 122 конституции и статья 16 закона «о статуса судей» предусматривают следующие положения о неприкосновенности судей:

1) Судья, за принятие решения, кроме случая, она устанавливается приговором, вступившим в законную силу.

2) Личный досмотр судьи, кроме случаев, когда этого требуют интересы безопасности других лиц, не разрешается.

Профессиональные судьи являются государственными должностными лицами, административная ситуация которых регулируется Статутом судебных органов, они являются частью более общей категории, которые являются «магистратами». Они включают помимо магистратов судебного ордера, магистратов судов Административного приказа и представителей государства, которому закон предоставляет регулирующие полномочия. Президентом Республики и мэрами коммун являются в этом отношении магистраты. Статус непрофессиональных судей исходит из специальных текстов, таких как Торговый кодекс, Трудовой кодекс или Кодекс социального обеспечения, в зависимости от случая, это также вытекает из конкретных текстов.

3) Судья, задержанный по подозрению в преступлении, после установления личности, немедленно освобождается. Мера пресечения в виде ареста применяется в особом порядке.

4) Возбуждение уголовного дела против судьи допускается по представлению председателя следственного комитета при прокуратуре РФ. Заключения судей из трех человек областного или верховного суда, а также соответствующей квалификационной коллегии судей. Для судей конституционной коллегии установлен следующий порядок. Требуется заключение трех судей Верховного суда РФ о наличии в действии судьи состава преступления и согласия судей конституционного суда уголовной ответственности.

Иерархия, в которой каждый судья имеет свое место, включает в себя два класса под названием «первый класс» и «второй класс». Доступ к определенным функциям подчинен надписи магистрата по списку способностей. Карьера магистратов места регулируется принципом владения.

В штаб-квартире судья не может быть переведен на новое место, не взяв на себя инициативу подать заявку на него или не приняв предложение, которое могло быть сделано ему, даже если этот перевод представляет собой иерархическое продвижение. Как и все государственные служащие, судьи судебной власти принадлежат к иерархии, а место каждого из них в этой иерархии определяется его званием и его функцией. Они получают вознаграждение в соответствии с применимой сетью на всю общественную службу. Любое изменение в значении основного индекса, принятое правительством для всей государственной службы, поэтому автоматически применяется к судьям как к любому другому должностному лицу. сорт сопровождается сменой индекса.

Принципы правосудия:

1) Принцип законности.

2) Осуществление правосудия только судом.

3) Доступность судебной защиты.

4) Равенство граждан перед законным судом.

5) Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел.

6) Участие граждан в отправлении правосудия.

7) Независимость судей и подчинение их только закону.

8) Открытое разбирательство дел во всех судах.

Уровень и равная функция, правила государственной службы не учитывают различия между судьями мужчин и женщин. Магистраты могут быть переданы в канцелярию Министерства юстиции, могут быть откомандированы по их просьбе, государственным администрациям, национализированным компаниям или государственным учреждениям или общинам или международным организациям. Судьи могут подавать заявки на должности в судах департаментов и заморских территорий. Затем их вознаграждение увеличивается за счет компенсации за предложение о снятии и разницу в стоимости жизни.

9) Обеспечение обвиняемому права на защиту.

10) Состязательность и равноправие сторон в процессе.

11) Презумпция невиновности.

Первые два принципа являются одновременно признаками правосудия.

Доступность судебной защиты.

Выражается в том, что судебная защита является наиболее эффективным способом отстаивания прав и свобод человека и гражданина. Содержание данного принципа раскрывается в следующих положениях:

Он установил обязательство о географической мобильности, когда магистрат, продвигаемый на продвижение, присоединяется к определенным функциям. Он создал функциональную мобильность, ограничивая максимальную продолжительность осуществления определенных из них в рамках одной и той же юрисдикции. Наконец, этот закон внес ряд изменений в дисциплинарный режим магистратов.

То, что Россия не намерена ратифицировать Римский статут, учреждающий Международный уголовный суд. «Суд не выполнил свои обещания и никогда не стал действительно независимым и заслуживающим доверия форумом для международного правосудия», - говорит МИД.

1) Каждый вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод и суд не может не принять такое заявление, кроме случаев прямо указанных в законе.

2) Потерпевший от преступления вправе участвовать в судебном разбирательстве во всех инстанциях. Пользоваться помощью представителя. Может не свидетельствовать против себя и своих близких. Представлять доказательства, заявлять ходатайства, подавать жалобы.

В соответствии со ст. 126 Статута, он вступает в силу для государств, которые его подписали и ратифицировали. Таким образом, граждане стран, которые не подписали или не ратифицировали Римский статут, нельзя судить по делам, которые были рассмотрены в Гааге.

Основные характеристики судьи

Они полностью исключают возможность судить их граждан судом, который не подпадает под юрисдикцию США. Поэтому Россия приняла аналогичную позицию, говорит политолог. Другие функции, которые должен иметь судья, - это беспристрастность, третья сторона и независимость. Подобная особенность и в нашей Конституции.

3) Заинтересованные лица могут обжаловать судебные акты, причем, подача апелляционной и кассационной жалоб влечет автоматическое возбуждение апелляционного или кассационного производства.

4) В суд можно обжаловать действия и бездействия решения органов государственной власти, иных органов и их должностных лиц. Если суд удовлетворяет подобную жалобу, то соответствующие органы и лица обязаны принять меры для устранения нарушений прав и свобод.

Беспристрастность судьи относится к выполняемой функции, для которой существует потребность в отсутствии связи со сторонами, безразличие к конфликтующим интересам и, следовательно, результат спора, отсутствие предрассудков в отношении их дециденди. Дальнейший профиль беспристрастности - это третья сторона, которая связана с равноудаленной положением судьи в отношении сторон во время судебного разбирательства, должна найти в ситуации, которая гарантирует его постороннюю функцию как обвинения, так и защиты.

Кроме того, беспристрастность должна быть оценена как в его субъективной точки зрения, то есть, внутреннее отверстие магистрата считается беспристрастным, пока виновность не будет доказана, и в его объективной точки зрения, эти авторитетные внешние условия, которые могли бы поставить под сомнение обеспечение беспристрастного правосудия. Наконец, беспристрастность должна быть гарантирована путем обеспечения независимости судьи. Судья, который зависит от другого лица, которому приходится отвечать на чью-либо работу, не может предлагать необходимые требования беспристрастности.

5) Суд обжалует действия и решения дознавателей, следователей и прокуроров, при этом рассмотрение подобных жалоб происходит в присутствии лиц, подавших жалобу.

6) Только по решению суда возможно применение мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, то есть применение к обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу или проведение оперативно-следственных мероприятий, затрагивающих неприкосновенность жилища, тайну телефонных и иных переговоров и сообщений.

7) Каждый вправе требовать разбирательство его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого дело отнесено.

8) Доступность судебной защиты устанавливается путем определения конкретных сроков для рассмотрения жалоб и различных юридических дел.

9) Каждый вправе обратиться в международные органы правосудия, если были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты. Например, граждане России обращаются в Европейский суд по правам человека.

Называется равенство граждан перед законом и судом. Устанавливает равенство каждого независимо от расы, пола, материального положения, вероисповедания и других обстоятельств. Означает применение судом единых правовых норм. Не допускаются изъятия судом всех или иных положений закона. И социальных различных граждан, в отношении которых осуществляется правосудие, равенство перед судом. Равные возможности получить судебную защиту и одинаковую ответственность за совершенные правонарушения. Создание чрезвычайных судов не допускается. Данный вопрос рассматривал положение конституционного суда РФ. Объясняется судейским иммунитетом.

Состязательность и равноправие сторон. Закреплен в части третьей статьи 123 конституции. В гражданском процессе принцип состязательности объясняется не совпадением материально-правовых интересов истца и ответчика. В данном процессе, многие действия суда зависят от позиции истца и ответчика, например, истец вправе изменить основание иска, увеличить или уменьшить размер своих требований. Ответчик вправе признать иск. В первом случае, если истец отказывается от иска, то суд прекращает дело. Во втором случае, когда ответчик признает иск, суд удовлетворяет исковые требования, также, стороны в гражданском деле могут заключить мировое соглашение и, в случае утверждения дела судом, суд прекращает дальнейшее производство. Уголовное производство. Состязательность проявляется в том, что функции обвинения и защиты. А также, функция разрешения дела разделены. Стороной защиты является. Его защитник, законный представитель несовершеннолетнего подсудимого, гражданский ответчик и его представитель. Сторона обвинения, прокурор, государственный обвинитель, частный обвинитель, потерпевший, гражданский истец представляет доказательства, обосновывает правовую оценку преступления меры уголовного наказания. Выполняет сугубо одностороннюю функцию, то есть опровергает обвинение или отыскивает обстоятельства смягчающие ответственность подсудимого. Каждая сторона пользуется равными правами в процессе, в том числе, высказываться по поводу заявлений. Имеют право, обжаловать приговор, суд состязательности и равноправия сторон на той или другой стороне, обеспечивает реализацию процессуальных прав участников и на основе объективного исследования всех доказательств постановляет приговор. Суд не связан с позицией и доводами той или другой стороны, кроме позиции государственного обвинителя, когда он заявляет отказ от поддержания обвинения. В этом случае, суд прекращает производство по делу.

Обеспечение обвиняемому права на защиту. Провозглашен в статье 48 и 51 конституции РФ, а также в статьях 16, 46, 47, 49 и в других УПК РФ. Правом на защиту пользуются подозреваемый, обвиняемый и подсудимый.

Подозреваемый – это лицо, задержанное по подозрению в преступлении, либо лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо лицо, в отношении которого, избрана мера пресечения. Обвиняемый - это лицо, в отношении которого принято постановление, о привлечении в качестве обвиняемого или утвержден обвинительный акт.

Подсудимый – это обвиняемый, дело на которого передано в суд. Пользуются следующими правами:

1) Право знать существо выдвинутых подозрений или обвинений.

2) Давать показания, причем отказ от дачи показаний или неправдивые показания не влекут какой-либо ответственности.

3) Представлять доказательства, опровергающие или смягчающие обвинения.

4) Заявлять отводы, ходатайства, подавать жалобы.

5) В случае назначения экспертиз, а в дальнейшем знакомиться с заключением эксперта и давать по нему объяснение.

6) Показания дознания и предварительного следствия знакомиться со всеми материалами дела, производить выписки или ксерокопировать, фотографировать материалы дела. Воспользоваться помощью защитника в лице адвоката, а в некоторых случаях, у мирового судьи и в других судах, защитником может быть и другое лицо. Закон предусматривает обязательное участие защитника во всех случаях, когда обвиняемый не отказался от защитника, а также если обвиняемый страдает физическими недостатками, закрепляющими право на защиту и в других случаях. Подозреваемый обвиняемый вправе пользоваться родным языком и услугами переводчика, за счет государства. Участвовать в судебном разбирательстве по всем инстанциям. Знакомиться с протоколом судебного заседания. Носить на него свои замечания. Обжаловать приговор в апелляционном, кассационном или надзорном порядке, а также использовать иные средства и способы защиты, незапрещенные законом.

Защитник подозреваемого подсудимого также обладает комплексом процессуальных прав, которые осуществляет самостоятельно. Защитник пользуется комплексом прав самостоятельно или по согласованию подзащитным.

Презумпция невиновности. Предположение невиновности закреплена в статье 49 конституции РФ, а именно обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке приговором суда, вступившим в законную силу. Закреплен также в статье 14 УПК РФ и в статье 1.5 КоАП. Содержание презумпции невиновности:

1) Обвиняемый доказывает свою невиновность, не может нуждаться в представлении доказательств в свою пользу.

4) Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

5) Обвинительный приговор нельзя основывать на предположениях.

6) Привлечение в качестве обвиняемого и придание его суду не предрешает вопрос о виновности.

7) Никто не может дважды быть осужден за одно и то же преступление.

Правовой статус судей в Российской Федерации

Правовой статус судей в Российской Федерации

Введение..............................................................

Глава 1

Административно-правовое регулирование управленческих отношений в органах судебной власти........................................................... .......

Глава 2

Понятие правового статуса судей в Российской Федерации...........................................................

Специфика правового статуса судей в РФ.........

Порядок назначения судей в РФ..................... ...

Полномочия судей...............................................

Дисциплинарная ответственность судей.............

Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи............................................................ ........

Глава 3

Гарантии независимости судей...........................

Глава 4

Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации.......................................

Заключение.. .......................................................

Список литературы.............................................

ВВЕДЕНИЕ

В связи с введением в действие Закона РФ от 26 июля 1992 года О статусе судей в Российской Федерации» радикальным образом изменилась существовавшая почти на протяжении семидесяти лет система выборности судей. Изменился, помимо правового статуса и сам контингент лиц, из числа которых могут быть назначены судьи, существенно расширился круг социальных и правовых гарантий исполнения судьями своих обязанностей. Все это, в конечном итоге, направлено на совершенствование судебной системы, приданию судебной ветви власти большего авторитета и независимости.

Особенно актуально рассмотрение правового положения судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве в связи с курсом на построение «правового» государства, со стремлением государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в русло «цивилизованного» общества, свободного от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминального. Россия - государство на протяжении многих веков своей истории испытывала на себе самые разнообразные проявления деспотизма со стороны правителей - самодержцев, а затем «вождей» пролетариата. Все это время отправление правосудия было лишь маской, прикрывавшей государственный террор по отношению к собственному народу. А судьи - послушными марионетками в руках власть имущих.

«В современном Российском государстве впервые, пожалуй, за всю его историю, общество пришло к пониманию приоритета общечеловеческих ценностей над интересами отдельных партий и классов. Осознание главенства человеческой жизни, интересов отдельного человека над перипетиями «вселенской борьбы классов» невозможно без коренного изменения существовавшей судебной системы, и, как следствие, - без формирования принципиально нового, поистине демократического корпуса судей - отправителей правосудия в государстве» Проблемы реформирования судебной системы в Российской Федерации//Государство и право, № 7, 1995 г..

Рассмотрению данной проблемы, в свете проводимой в России реформы судебной власти и будет посвящена эта работа.

Глава 1

Административно-правовое регулирование управленческих отношений в органах судебной власти.

Судебная власть - как одна из ветвей власти, выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интере-сов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений.

Систему органов управления судебной власти составляют: Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Положением Собрание актов Президента и Правилельства Российской Федерации 1993. № 48. Ст. 4650 о Министерстве юстиции Российской Федерации от 4 ноября 1993 года на него возложено руководство всей системой органов управления юстицией и обеспечение реализации государственной политики в сфере юстиции и судопроизводства.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет важные функции по правовому обеспечению правотворческой деятельности судов всех уровней. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Правительством Российской Фе-дерации в порядке законодательной инициативы, проведение экспертизы законов, на-правленных ему для подписания; представление заключений о соответствии Конституции Российской Федерации и действующему законодательст-ву проектов актов, которые вносятся на их рассмотрение.

На него возложена координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, регистрации принимае-мых ими нормативных актов.

В процессе своей деятельности Минюст России осуществляет организационно-правовое обеспечение судебной реформы, регистрирует уставы общероссийских общественных объединений, религиозных объединений и ведет государственный реестр этих объединений; осуществляет систематизацию российского законода-тельства и ведет банк нормативных актов Российской Федерации, руко-водит судебно-экспертными учреждениями, государственными но-тариальными конторами и т.п.

Если Минюст России признает несоответствие правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону, то оно направляет мотивированное заключение в тот орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который принял акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Одним из важных направлений работы Минюста России и его орга-нов является организационное обеспечение деятельности судов.

На органы юстиции возложена организация повышения квалификации и профессионального уровня судей, ведения судебной статистики и исполнения решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений су-дов по уголовным делам в части имущественных взысканий, испол-нение которых возложено на судебных исполнителей.

В процессе организационного обеспечения деятельности судов органы юстиции принимают меры по созданию необходимых условий для эффективной работы судов; оснащают их материально- техническими средствами; организуют для них внедрение программно-- аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации; обеспечивают необходимыми правовыми актами, юридической литературой и пособиями» информационно-справочными материалами.

Минюст России и его органы выделяют судам необходимые для их работы денежные средства, осуществляя при этом контроль за их расхо-дованием.

Организационное обеспечение деятельности судов предполагает разработку инструкций, положений, методических пособий и рекомен-даций Минюстом России, регулирующих различные стороны организации текущей работы судов (например, инструкции по ведению делопроизводства в судах об исполнительном производстве, о ведении судебной статистики, по приему, учету и хранению доказательств и др.) Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с изм. и доп. от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г. и 28 ноября 1994 г.)

Работа Минюста России, его органов по организационному обеспе-чению деятельности судов направлена, в конечном счете, на создание нормальных условий для отправления судами правосудия Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177 "Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации". При этом органы юстиции не вправе вмешиваться в судебную деятельность судов, влиять на вынесение судебных решений, так как судьи независимы и осуществляют свою профессиональную деятельность только на основе Конституции Российской Федерации и действующих законов.

ГЛАВА 2

Понятие правового статуса судей в Российской Федерации

2.1. Специфика правового статуса судей в РФ.

Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Председателя и членов Конституционного суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции. Всего их насчитывалось на конец 1995 года около 15 тыс. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи, пребывающие в отставке.

Статус судей в Российской Федерации определяется Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.

Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.).

В соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни.

Согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «все судьи в Российско федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399.

Некоторые отличия от общих положений настоящего Закона имеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Характер этих отличий в статусе будет раскрыт в дальнейшем.

2.2. Порядок назначения судей в РФ.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о Конституционном Суде и Законе об арбитражных судах.

Часть из них условно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права»Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399 .

Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.

Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ - не менее 15 лет). В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 года установлено изъятие. «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях» Положение о военных трибуналах, утвержденное Законом СССР от 25 июля 1980 г.//ВВСС, 1980, № 27, ст. 546.

Так, «судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправе также работать в сфере правосудия» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399.

Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

К их числу относятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто несмотря на наличие высшего юридического образования, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств - неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их нет, лучше не претендовать на занятие судейской должности.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. Отбор кандидатов в судьи в соответствии со ст. 5 Указа Президента РФ от 25 декабря 1993 г. N 2289 предусматривает: «отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399.

Таким образом, повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. начинается с проявления инициативы, направленной на возбуждение производства по проверке пригодности конкретного лица для занятий судейской должности. Она может быть проявлена не только каким - то государственным органом или должностным лицом (например, органом юстиции или руководством соответствующего суда), но и любым гражданином Российской Федерации, достигшим 25 лет и имеющим высшее юридическое образование.

Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен не нужно. «Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.

Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399

А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный «с первой попытки» вправе через год - два вновь обратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен. Программы для сдачи таких экзаменов должны утверждаться экзаменационными комиссиями по согласованию с органами юстиции и руководством вышестоящих судов.

После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи или об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию допускается не ранее чем через год после дачи отрицательного заключения.

Представление о назначении судей гражданских судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов субъектов РФ получают дальнейшее продвижение только после согласования с соответствующими местными законодательными (представительными) органами. Ч.3 ст.6 Закона о статусе судей в редакции 1995 года требует, чтобы кандидаты на должности тех судей, которым предстоит работать в субъектах Федерации, были согласованы с названными органами. Учет их мнения обязателен.

В конечном счете представление о назначении всех судей судов общей юрисдикции направляется в Администрацию Президента РФ Председателем Верховного Суда РФ, о судей арбитражных судов - Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Там они передаются в Комиссию Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов. Н а первое июля 1996 года в утверждаемой Президентом РФ состав этой комиссии входили министр юстиции РФ (Председатель), его заместитель, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, представители Совета Федерации, Администрации Президента РФ и главы администраций некоторых субъектов РФ. В соответствии с положением об этой Комиссии она выносит свое заключение о рекомендации Президенту назначить соответствующих судей или отказать в этом (п.6 Положения) Положение о комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов, утвержденное распоряжением Президента РФ от 25 июля 1994 г., № 400-рп//СЗ РФ, 1994, № 14, ст. 1625.

2. 3.Полномочия судей.

Учитывая, что судьи судов различного уровня наделены различным по широте кругом полномочий, я хотел бы остановиться на рассмотрении полномочий только судей основного (районного, городского) звеньев судебной системы.

Основным полномочием судей данного уровня является разбирательство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой инстанции, т. е. принятие решений по существу тех вопросов, которые затронуты в соответствующих делах.

Из числа уголовных дел им подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягчающих вину лиц, привлекаемых к ответственности, об опасных видах хищений, о посягательствах на государственную власть, о преступлениях наказуемых смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов.

К их компетенции отнесено также разбирательство вопросов, которые возникают попутно, параллельно с уголовными делами. В последние годы на районных (городских) судей во все возрастающих масштабах возлагается разбирательство жалоб на незаконные и необоснованные задержания по подозрению в совершении преступлений, аресты, продления их сроков, прекращения органами расследования и прокурорами уголовных дел, а также некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел.

Условно полномочия судей районного (городского) суда можно разделить на четыре категории:

дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

дела по спорам, возникающим из международных договоров, связанных с перевозкой грузов, которое производится по условиям, изложенным в международных договорах;

дела, возникающие из административно - правовых отношений;

дела особого производства.

Судьи районного (городского) суда в праве рассматривать дела по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года.

Кроме прав по осуществлению правосудия по уголовным и гражданским делам судья районного (городского) суда имеет право разбирать материалы об административных правонарушениях. Такие материалы судья рассматривает единолично.

Современное законодательство изменило состав суда, рассматривающего гражданское или уголовное дело по первой инстанции. В районном (городском) суде эти дела могут рассматриваться как с участием народных заседателей так и единолично судьей.

Законом предусмотрен достаточно широкий круг дел, которые судья может рассмотреть единолично. Так в ст.35 УПК предусмотрено два порядка принятия судьей дела к своему рассмотрению. В первом случае судья рассматривает уголовные дела в отношении более чем 60 преступлений, предусмотренных УК, без каких бы то ни было условий. Во втором случае судья может рассмотреть единолично дело, по которому обвиняемый дал согласие на единоличное рассмотрение его дела. В последнем случае судья не в праве назначить более строгое наказание, чем лишение свободы сроком до пяти лет. Судьям запрещено рассматривать единолично дела о преступлениях несовершеннолетних.

Судьи, занимающиеся практикой рассмотрения гражданских дел, имеют право единолично рассмотреть дела:

по спорам между гражданами и организациями при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда, существующей на момент подачи искового заявления в суд;

возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводах, связанных со спорами о детях;

возникающие из трудовых правоотношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

об освобождении имущества от ареста - не зависимо от суммы иска.

Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судьи обладают властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.

Судьи судов районного (городского) звена имеют право: требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей; вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.

В свою очередь государственные органы, общественные организации и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением ими судебной деятельности.

Судьи также могут вносить на обсуждение съездов и конференций судей, а также непосредственно в Верховный Суд РФ предложений о даче разъяснений по вопросам применения законодательства.

2.4. Дисциплинарная ответственность судей.

Вопрос о дисциплинарной ответственности судей районного (городского) суда рассматривается квалификационной коллегией судей, которая избирается тайным голосованием на съездах (конференциях) судей данного уровня, работающих в конкретной области (военном округе, группе войск и т.д.).

Решением квалификационной коллегии судей может быть поставлен вопрос о досрочном лишении судьи его полномочий за нарушение законности или совершение порочащего поступка, не совместимого с его высоким званием, либо совершением судьей уголовного преступления.

Отмена или изменение судебного решения вынесенного данным судьей, сами по себе не влекут ответственности судьи, если при этом им не были допущены преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия.

2.5. Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи.

Законом предусмотрены как возможность временного приостановления полномочий судьи, так и порядок их полного прекращения. Приостановление полномочий (ст. 13 Закона о статусе судей) - это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстранение возможно: «1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

3) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

2. Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

3. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

4. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399

Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований (ст. 14 Закона о статусе судей):

« 1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

2. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399

ГЛАВА 3

ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

Среди гарантий независимости судей, обозначенных в ст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесено предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему относятся в первую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.

В Законе «О статусе судей» гарантии независимости судей закреплены в ст. ст. 9-10. в соответствии с этими статьями независимость судьи обеспечивается: «предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии". Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик в составе Российской Федерации и другие органы юстиции осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов. Деятельность военных судов обеспечивается в порядке, предусмотренном федеральным законом о военных судах.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Закон, гарантируя независимость судей, уделяет также, большое внимание гарантиям личной безопасности и неприкосновенности судей.

В частности, это определено в ст. 16 Закона о статусе судей. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности,

заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден» Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производства там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.

глава 4

общие проблемы реализации правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации

Существование судебной власти на ряду с законодательной и исполнительной является признаком демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно - властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, торжества идей свободы и справедливости. Поскольку основным назначением судебной власти является охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц, оно не возможно без предания лицам, осуществляющим правосудие (судьям) особого, гарантированного государством, и охраняемого им статуса.

Так как, вместе с законодательной и исполнительной властями судебная власть включена в систему народовластия она обеспечивается реализацией важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина не только по отношению к субъектам на которых она распространяется, но и на тех, кто призван по закону ее отправлять.

Основным, закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом судебной власти является то, что она «не может осуществляться каким - либо другим органом кроме суда ни при каких условиях» (ст. 118 Конституции РФ).

Специфика судебной власти заключена не только в особой процедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий, но и в особой, свойственной только ей, форме обеспечения гарантий независимости и неприкосновенности лиц, ее осуществляющих.

Являясь важным объектом правового регулирования судебная система Российской Федерации имеет обширный правовой базис, ядро которого образуют нормы Конституции, содержащиеся в гл.1,2 и главным образом в гл.7, которая так и называется - «Судебная система». Совокупность этих норм составляет конституционные основы судебной системы России. Вместе с принятием 12 декабря 1993 года новой Российской Конституции были определены, наряду с задачами реформирования всех органов государственной власти, и направления реформирования судебной системы России.

С принятием нового федерального конституционного законодательства, а также внесением поправок и дополнений в ранее действовавшее законодательство, касавшегося судоустройства в РФ, в значительной мере был дан толчок к развитию судебной системы России на качественно новом, демократическом уровне.

Среди новых, ранее не ведомых России органов судебной власти следует отметить создание Конституционного Суда РФ. «В настоящее время Конституционный Суд РФ, наряду с высшей законодательной и представительной властями, Президентом РФ, является одним из основных звеньев государственной власти. Он выполняет функцию высшего арбитра, чьи решения обязательны к неукоснительному исполнению, в случаях конфликтов между двумя другими ветвями власти, а также ветвями власти и Президентом» Баглай М. В. Дорога к свободе//М., 1995.

Впервые на уровне Конституции закреплен ряд прав граждан в сфере правосудия. Это:

право на доступное правосудие для всех граждан Российской Федерации на равных условиях (ч.1 ст.46);

право на рассмотрение дела в тех судах и теми судьями, к подсудности которых они отнесены законом (ч.1 ст.47);

право на рассмотрение гражданином, обвиняемым в преступлении, своего дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч.2 ст.47);

право на пересмотр приговора суда первой инстанции вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50);

Право на участие в осуществлении правосудия (ч. 1 ст. 11 и ч. 1 ст. 32)

Осуществление этих задач, стоящих перед судебной системой Российской Федерации невозможно без реформирования принципов ее функционирования и деятельности. В основе реформирования судебной системы лежит не только организационное переустройство основных звеньев, но и закрепление и, в главной степени, соблюдение принципов, гарантирующих права лиц, осуществляющих судебную власть в государстве - судей.

Основными новеллами, которые были введены в Российское законодательство с принятием новой Конституции стали принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судей в их деятельности. Именно соблюдение этих принципов позволит в дальнейшем гарантировать развитие судебной системы и правосудия в истинно демократических, цивилизованных рамках, свойственных странам с уже устоявшимися демократическими традициями.

Согласно действующей Конституции, законам, регламентирующим отправление судебной власти в Российской Федерации принцип независимости судей означает, что они осуществляют судебную власть помимо чьей - либо воли, подчиняясь только Конституции и закону.

Конституционные новеллы, связанные с правами граждан в сфере правосудия, лежат на пересечении двух взаимосвязанных тенденций: совершенствования юридического механизма защиты прав человека и гражданина и усиления судебной власти в государственной системе. Обе тенденции в полной мере отвечают курсу на формирование правового государства в России. Именно суд в современных условиях призван стать основным юридическим средством, гарантирующим права и свободы как граждан, так и иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в России. Закрепляя возможность использования для защиты прав и свобод человека всех способов, не запрещенных законом (ст. 45), Конституция акцентирует внимание на универсальности судебной реформы, снимает преграды на пути ее использования для обеспечения конституционных прав и свобод.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев правовой статус судов и судей в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

Знание системы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.

Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве.

Система прав и обязанностей судей - как субъектов отправления правосудия в Российской Федерации, должна строится на объективной и научно упорядоченной основе. В конечном итоге - это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нормативная литература

Конституция РФ. Федеральное конституционное право России. Основные источники//М., 1996

Федеральный закон «О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.//СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1455

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

Постановление ВС РФ от 16 июля 1993 г. N 5451/1-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 января 1996 г.// СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 144

Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399

Закон о судоустройстве// ВВС, 1981, № 28, ст. 976; 1992, № 27, ст. 1560; № 30, ст. 1794; 1993, № 33, ст. 1313; СЗ РФ 1994, № 32, ст. 3300

Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с изм. и доп. от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г. и 28 ноября 1994 г.)

Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г.//ВВС, 1993, № 24, ст. 856

Закон о Конституционном Суде//СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447

Указ Президента РФ от 2 декабря 1996 г. N 1612 "О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе Российской Федерации"

Положение о военных трибуналах, утвержденное законом СССР от 25 июня 1980 г.//ВВСС, 1980, № 27, ст. 546

Положение о комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов, утвержденное распоряжением Президента РФ от 25 июля 1994 г., № 400-рп//СЗ РФ, 1994, № 14, ст. 1625

Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177 "Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации"

2. Специальная литература:

Баглай М. В. Дорога к свободе//М., 1995

Проблемы реформирования судебной системы в Российской Федерации//Государство и право, № 7, 1995 г.

Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы в СССР. Учебник//М., 1991

Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 1996

Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 1996

Кутафин О. Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник//М., 1996

Малько А. В. Учебно - методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 1997

Страшун Б. А. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сборник законодательства РФ//М., 1997

error: