Направления контроля качества медицинской помощи. Контроль качества медицинской помощи. лицензирование и аккредитации медицинских учреждений

В «Положении о вневедомственном контроле качества медицинской помощи в РФ» (из приказа Минздрава России № 363, упомянутого выше) под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в систему здравоохранения, в пределах своей компетенции. Субъектами системы данного контроля - являются 5 структур:

Корреляционное описательное исследование, разработанное в конкретной больнице в Мексике. Или, опустившись, цифры сгруппированы в глобальные индексы по размерности. Для целей анализа мы использовали статистическую описательную корреляцию Спирмена и простую линейную регрессию.

В нем приняли участие 71 медсестра, два специалиста по терапии, интенсивная терапия и госпитализация. Или главный фатер, который способствовал или игнорировал заботу о людях или игнорировал их. Или уход, упущенный из-за болезни, отнесенный прежде всего к кадровым ресурсам; Основываясь на результатах этого исследования, мы можем укрепить непрерывность сестринского ухода.

1. Лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК), которые осуществляют:

Контроль за безопасностью медицинских услуг для пациентов и персонала, их соответствие установленным стандартам при проведении лицензирования и аккредитации учреждений здравоохранения;

Контроль за выполнениями учреждениями здравоохранения и физическими лицами лицензионных условий;

Суренса да атенсао в сочетании с целенаправленным процессом, не связанным с двумя скалами неблагоприятных событий, устранением двух утесов, которые были вызваны событиями прошлых лет, на основе интервенций, основанных на научных доказательствах, продемонстрированных. Несмотря на соответствующую роль всех профилаций, а не области безопасности пациента, болезнь, фундаментальная роль, связанная с вовлечением двух больничных процессов, становясь профильной категорией пациента с большей близостью к пациенту, а также агент-ключ, чтобы уменьшить неблагоприятные результаты.

Выдачу лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам;

Участие в формировании вневедомственной экспертизы и регистра экспертов на территории субъектов РФ.

Исполнительные органы фондов социального страхования в пределах компетенции осуществляют контроль за правильностью оформления документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан.

Идентификация забытого ухода позволяет предоставить полезную информацию для управления услугами медсестер качеством и безопасностью в уходе. Модель «Опущенная медсестра» утверждает, что эта структура относится к характеристикам больницы, отделения по уходу за больными и сестринскому персоналу. В нем также рассматриваются факторы, связанные с людскими ресурсами, которые могут быть уделено внимание, коммуникация междисциплинарной команды и, наконец, доступный материальный ресурс, необходимый для развития деятельности по уходу за пациентами.

2. Страховые медицинские компании - в рамках заключенных договоров обязательного и добровольного медицинского страхования осуществляют:

Контроль качества, объема и сроков оказания медицинской помощи штатными экспертами;

Определяют соответствие представленных к оплате счетов за оказание медицинских услуг их истинному объему и качеству;

Процесс относится к уходу, предоставляемому сестринской командой; когда это не происходит в соответствии с потребностями пациентов, называется опускаемой сестринской опекой, которая относится к любому аспекту внимания пациента, которое значительно не учитывается или задерживается. Это связано с факторами людских ресурсов, коммуникационных и материальных ресурсов. Результат относится к непосредственному воздействию внимания на пациентов. Из-за наличия забытой заботы могут быть получены отрицательные результаты, такие как недовольство, падения, язвы под давлением, инфекции и другие; все с последствиями для качества и безопасности ухода.

Предъявляют претензии и иски лечебно-профилактическим учреждениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам;

Информируют органы управления здравоохранения, лицензионно-аккредитационную комиссию о выявленных в ходе экспертной работы недостатках в деятельности лечебно-профилактических учреждений;

Участвуют в разработке тарифов на медицинские услуги;

Авторы модели отмечают, что уход за больными включается в четыре измерения: индивидуальные потребности, планирование выписки и образование, базовый уход и уход с постоянными оценками. В мероприятиях с индивидуальными потребностями команда медсестер использует свои знания и навыки для лечения человеческих реакций людей, а не из-за проблем со здоровьем, и использует готовность человека содействовать самопомощи и эмоциональной поддержке. Планирование выписки и обучения помогает пациенту и семье улучшать свое участие и принимать обоснованные решения по уходу; образование включает в себя необходимые знания как во время лечения, так и после выписки пациента.

Заключают договоры на выполнение медицинских экспертиз качества с компетентными организациями и специалистами;

Участвуют в лицензировании и аккредитации лечебно-профилактических учреждений и физических лиц;

Обращаются в ЛАК с заявлением о приостановлении или прекращении действия лицензии;

Перезаключают договоры на предоставление лечебно-профилактическими учреждениями медицинских услуг по медицинскому страхованию.

Основные вмешательства по уходу - это действия, направленные на удовлетворение основных потребностей и отсутствие самостоятельности пациентов, поскольку пользователь не может их выполнять самостоятельно; такой уход считается частью процедуры ухода в большинстве больниц. Усилиями по уходу с текущими оценками являются те, которые участвуют в текущем процессе постоянного наблюдения и оценки помощи, с целью выявления любых изменений состояния здоровья пациента и принятия решений о процессе ухода.

Команда медсестер несет ответственность за качество предоставляемой им помощи. По этой причине выявление пропусков в уходе и связанных с ними факторах позволяет нам принять соответствующие меры, которые связаны с реструктуризацией сестринских услуг, чтобы способствовать решению проблемы опущенной заботы, тем самым повышая качество и безопасность ухода за пациентами.

3. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет:

Контроль за соблюдением условий договора медицинского страхования;

Получает необходимую информацию об имеющихся на территории организациях, наделенных правами осуществления экспертизы качества медицинской помощи;

Получает от страховщика информацию о состоянии медицинской помощи застрахованных и мер по ее совершенствованию;

Таким образом, цель состояла в том, чтобы определить факторы, которые влияют на уход за больными, которые были опущены у госпитализированных пациентов. Исследование было описательным корреляционным. Он был разработан в частной больнице штата Сан-Луис-Потоси, Мексика, с января по март. Вся команда медсестер была включена в службы неотложной помощи, интенсивной терапии и госпитализации с участием 71 медсестры.

Первая часть содержит информацию, относящуюся к социально-демографическим данным, предоставляя информацию о профессиональных данных участников. Ответы даются по шкале Ликерта со следующими вариантами ответа: 0 не применяется, 1 никогда, 2 редко, 3 время от времени, 4 часто и 5 всегда опускаются. Альтернатива «неприменимо» была включена для всех тех вопросов ухода за больными, которые не были предоставлены во время ночной смены, таких как кормление пациентов, передвижение в амбулатории и другие. Согласно авторам, варианты ответа преобразуются в дихотомическую шкалу, где альтернативы 1, 2 и 3 рассматриваются как предоставление помощи, в то время как 4 и 5 указывают на отсутствие ухода.

Доводит до сведения застрахованных граждан результаты экспертной оценки качества медицинской помощи и мер по ее улучшению;

Перезаключает договоры медицинского страхования в случаях выявленных нарушений при оказании медицинской помощи.

4. Профессиональные медицинские ассоциации - их функции:

Организуют экспертизы качества медицинской помощи, участвуют в разработке стандартов качеств медицинской помощи, программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских кадров;

Эта часть показала индекс надежности 0. Содержит шкалу Ликерта со следующими ответами: 1 - не мотив, 2 - незначительный мотив, 3 - умеренный мотив, а 4 - важный мотив. Эта часть показала индекс надежности 0, для использования инструмента была запрошена авторизация авторов.

Первоначальный инструмент был подготовлен на английском языке, поэтому для перевода семантической валидации с помощью двух сертифицированных агентств потребовался переводный инструмент с английского на испанский, а также подготовка консенсусной версии на испанском языке при поддержке квалифицированных переводчиков. Затем инструмент был подвергнут пилотному испытанию, чтобы проверить семантическую ясность заявлений. Для сбора данных службы были посещены в каждой смене. Было обеспечено, что оно не мешало его профессиональной деятельности, и, наконец, были даны инструкции для его завершения.

Участвуют в формировании реестров экспертов и работе комиссий по аттестации медицинских работников, аккредитации и лицензировании, квалификационных комиссиях.

5. Комитет общества по защите прав потребителей:

Изучает общественное мнение о качестве оказываемой медицинской помощи;

Информирует субъектов вневедомственного контроля о качестве оказания медицинской помощи и органы управления здравоохранением о дефектах в оказании медицинских услуг, защищает права пациентов путем отстаивания их интересов в административных и судебных органах ^ Хабриев Р. У., Серегина И. Ф. Контроль и надзор - неотъемлемые элементы обеспечения доступности и качества медицинской помощи, - Здравоохранение, 2013, № 1.

Следует отметить, что исследование соответствовало положениям официального мексиканского стандарта в области исследований. Всех участников попросили подписать форму информированного согласия и, на протяжении всего сбора данных, были приняты меры для обеспечения их достоинства, неприкосновенности частной жизни, благополучия и прав.

Кроме того, были сделаны указатели на факторы, связанные с пренебрежением заботой, в которых более высокие баллы соответствуют более высокой степени важности для медсестер. Чтобы определить влияние факторов людских ресурсов, коммуникационных и материальных ресурсов на уход за больными, пропущенный корреляционный анализ Спирмена был впервые применен между показателями каждого из факторов и размеров вмешательств и индекса общей помощи. Впоследствии был проведен линейный регрессионный анализ для определения влияния факторов на уход за пренебрежением.

Основная задача субъектов вневедомственного контроля качества медицинской помощи- организация медицинской и медико-экономической экспертизы с целью обеспечения права граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества, проверки эффективности использования имеющихся ресурсов и финансовых средств обязательного медицинского страхования и социального страхования.

Среди медсестер, участвовавших в исследовании, преобладание женщин составляло 77, 5%, средний возраст - 28, 4 года. Девяносто три процента профессионалов были медсестрами, а остальные были помощниками медсестер. Семьдесят одна запятая восемь процентов профессионалов имели степень бакалавра в области сестринского дела; время в учреждении от 3 до 4 лет и на службе от 1 до 2 лет. Что касается профессионального опыта, то у 62% был опыт от 1 до 5 лет, и в отношении их смены работы преобладала ночная смена, а затем утренняя смена.

Среднее количество пациентов на одну медсестру составляло 6; вход и выход - 3 пациента в смену. Элементы сестринского ухода опущены. После определения взаимосвязи между переменными был применен простой линейный регрессионный анализ для определения влияния человеческих факторов и коммуникации на упущенную помощь.

Порядок проведения ведомственного контроля

Порядок осуществления вневедомственного контроля утвержден Приказом Федерального ФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

Существуют следующие виды порядка: предупредительного контроля, контроля результата и планового контроля. Рассмотрим их.

Результаты исследования позволили выявить наличие элементов сестринского ухода, которые не учитываются во время пребывания в больнице пациентов, поскольку чуть более половины медсестер указали, что по крайней мере одна помощь утеряна во время госпитализации.

Важное измерение, в котором медсестры воспринимают наибольшее упущение, относится к основным вмешательствам по уходу, а также к высокому планированию и вмешательствам в обучение пациентов. Выполнение основных вмешательств сестринского дела является основополагающим во время пребывания в больнице пациентов, особенно у тех, кто из-за своего состояния здоровья не имеет автономии. Упущение в этом типе вмешательств можно объяснить тем фактом, что медсестры не уделяют им должного внимания ни из-за их низкого уровня сложности, ни из-за того, что они считают, что пациент может выполнять эти действия по уходу самостоятельно или с помощью члена семьи.

1. Предупредительного контроля - осуществляется лицензионно- аккредитационной комиссией (ЛАК) перед проведением лицензирования медицинского учреждения или физического лица. Целью предупредительного контроля является определение соответствия медицинского учреждения или физического лица заявленные видам медицинской помощи, а также соответствия их деятельности установленным стандартам. При этом оцениваются:

Актуальность знания этих упущений состоит в том, что существует значительная связь между упущенным вниманием и неблагоприятными событиями. Опущения заботы во время ходьбы были связаны с падением госпитализированных пациентов. В аспекте планирования выписки и обучения пациентов медсестры мало наблюдают за отсутствием в образовании пациента об этом заболевании, экзаменах и диагностических исследованиях; этот результат аналогичен результатам, о которых сообщалось в некоторых исследованиях; однако они отличаются пропорциональными терминами, поскольку в этих исследованиях отмечалось большее упущение.

Структура медицинского учреждения: организация работы структурных подразделений; организация работы персонала и их квалификации; материально-техническое обеспечение;

Качество лечебно-диагностического процесса: организация обследования, лечения и ухода за больными, объема взаимодействия лечебных и параклинических подразделений; качество ведения медицинской документации; исходы и результаты лечения.

Это можно объяснить особенностями институтов, в которых были разработаны исследования. Согласно литературе, эти аспекты важны, поскольку отсутствие образования до выписки из госпиталя имеет негативные последствия для его результатов, таких как осложнения в больницах и передислокация.

Что касается вмешательств отдельных потребностей, они воспринимались медсестрами как менее пропущенные. Однако упущенное сообщение имеет значение, главным образом потому, что меры по уходу направлены на удовлетворение человеческих потребностей, а не на проблемы со здоровьем. Элемент ухода, который медсестры, идентифицированные как наиболее опущенные, был эмоциональной поддержкой пациента. Этот результат аналогичен, но ниже, чем в некоторых предыдущих исследованиях. Некоторые авторы отмечают, что упущение можно отнести на время, необходимое для их выполнения, время, когда медсестра часто назначает другую заботу, которую он считает приоритетной, например, вмешательства, делегированные врачами.

Предупредительный контроль осуществляется на основе стандартов оснащения, стандартов объемов лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий и сроков лечения при различных формах заболеваний и др ^ Накатис Я. А., Кадыров Ф. Н. Современные методы управлением и финансовый менеджмент учреждения здравоохранения, - М.: ГРАНТЪ, 2012.

2. Контроль результата - осуществляют субъекты вневедомственного контроля (штатные эксперты, а также внештатные эксперты, допущенные к экспертной деятельности в установленном порядке). Целью данного контроля является: оценка качества выполненной медицинской услуги конкретному пациенту. При этом оценивается:

Медицинская эффективность услуги - степень достижения поставленной цели. Медицинская эффективность тем выше, чем ближе медицинский работник по результатам лечения приближается к критериям и параметрам результативности лечения, заложенной в стандарте для данной патологии;

Экономическая эффективность - оценивается на основе экономического стандарта, характеризующего максимально допустимые затраты на лечение типичного случая для каждой нозологии. Если при выполнении лечебно-диагностического процесса и достижении при этом максимально возможной, для данного случая, медицинской эффективности затраты не превышают максимальной границы нормы, то следует считать экономическую эффективность достигнутой.

3. Плановый контроль качества медицинской помощи - в данном случае осуществляется страховой медицинской организации в соответствии с договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию. В этих случаях страховая медицинская организация составляет график планового контроля медицинских учреждений (проводится не реже 1 раза в год), который доводится до сведения последних. С целью снижения количества плановых проверок, проводимых в медицинском учреждении разными страховыми медицинскими организациями, желательно, чтобы была организация скоординированной работы со стороны субъектов вневедомственного контроля.

На сегодняшний день критерии качества медицинской помощи, которые используются для оценки надлежащей и ненадлежащей медицинской помощи, основательно разработаны только в судебной медицине и в сфере медицинского страхования. С учетом этого назрела необходимость разработки единых подходов к оценке качества медицинской помощи, основанных на общепринятых клинических принципах, критериях и показателях, законодательно закрепленных в профессиональных стандартах. Общим критерием для оценки КМП во всех сферах медицинской деятельности является минимизация ошибок и оптимальное использование финансовых ресурсах при обязательном выполнении необходимых по стандартам объемов медицинской помощи. При интегральной оценке КМП принято последовательно учитывать следующие ее характеристики: результативность лечебного процесса, эффективность оказания медицинской помощи, техническую и технологическую компетентность специалистов, безопасность пациентов и медицинского персонала в процессе лечебных мероприятий, доступность медицинской помощи Оценке также подлежат межличностные отношения врача и пациента, непрерывность лечебного процесса, удовлетворенность пациента проводимыми лечебно-профилактическими мероприятиями.

Спорные вопросы, возникающие у сторон по финансово-экономическим вопросам, могут рассматриваться в суде в установленном порядке.

Положение о лицах, осуществляющих вневедомственный контроль

Вневедомственный контроль осуществляется следующими лицами:

A. Внештатным медицинским экспертом, который должен иметь высшее медицинское образование, подготовку по врачебной специальности и иметь стаж работы по ней не менее 10 лет, высшую квалификационную категорию или ученую степень, пройти специальную подготовку по экспертизе и получить лицензию на право осуществления экспертной деятельности. Эксперт работает (на договорной основе) с организациями и учреждениями, имеющими право на осуществление экспертной деятельности. Время работы эксперта по договору согласуется организацией, заключившей договор с экспертом, с администрацией учреждения по основному месту работы эксперта. При необходимости на время проведения экспертизы эксперт освобождается от основной работы на основании приказа руководителя учреждения по запросу организации, привлекающей эксперта к проведению экспертизы. Эксперт может проводить экспертизу только по своей основной медицинской специальности. Эксперт имеет право отказаться от проведения экспертизы до ее начала, не мотивируя причину отказа. Эксперт проводит экспертизу индивидуально или совместно с другими экспертами. Эксперт не имеет права осуществлять экспертизу в медицинских учреждениях, с которыми находится в трудовых или договорных отношениях, и участвовать в разборе экспертных случаев, когда пациентом является его родственник или больной, в лечении которого эксперт принимал участие ^ Линдербратен А.Л. «Оценка качества и эффективности медпомощи» Методические рекомендации НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко. Москва, 2012. По окончании проведения экспертизы эксперт представляет «Акт экспертного контроля» в срок согласно договору. Лечебно-профилактическое учреждение обязано обеспечить эксперту свободное ознакомление с деятельностью учреждения, связанное с исполнением условий договора. Эксперт в установленном порядке несет ответственность в пределах своих полномочий и компетенции за качество и объективность проводимой экспертизы. Таким образом, основной задачей внештатного медицинского эксперта является оценка правильности выбора медицинской технологии, сроков и качества оказываемых медицинских услуг установленным стандартам и условиям договора.

B. Экспертом страховой медицинской компании. Данный специалист должен иметь высшее медицинское образование, стаж работы по врачебной специальности 5 лет, специализацию по организации здравоохранения и социальной гигиене, пройти подготовку по экспертизе. Он является штатным сотрудником страховой медицинской компании. Его обязанности:

Выявление дефектов в процессе оказания медицинской помощи застрахованным, в том числе:

Неблагоприятные исходы заболеваний, связанные с недостатками в проведении медицинских мероприятий;

Жалобы пациентов или страхователей на низкое качество и культуру оказания медицинской помощи;

Несоответствие предъявленных счетов на оплату медицинских территориальным медико-экономическим стандартам или включение в счет медицинских услуг, не входящих в территориальную программу ОМС;

Наличие многочисленных дефектов в оказании помощи застрахованным людям - отдельными специалистами, подразделениями, учреждениями.

Таким образом, основной задачей эксперта является организация контроля и оценка объема, сроков и качества оказания медицинской помощи при возникновении экспертного случая в соответствии с условиями договора медицинского страхования.

При ответе на вопрос о контроле качества в здравоохранении нужно знать: что такое качество, что такое контроль, качество чего мы собираемся контролировать, какой должна быть методика и технология контроля качества в здравоохранении, какой должна быть система контроля качества и управления качеством в здравоохранении.

Качество в общем понимании рассматривается как «свойство товара (или услуги) удовлетворять спрос потребителя».

Оценка качества - определение фактического уровня качества обслуживания.

Обеспечение качества - на основе оценки фактического уровня качества обслуживания принятие мер по изменению обслуживания в соответствии с результатами этой оценки.

Контроль качества - синоним - обеспечения качества (обеспечение качества считается специалистами более точным, так как термин «контроль» трактуется неоднозначно).

В соответствии с международными стандартами качество определяется как «совокупность свойств и характеристик продукта или услуг, которая придает ему способность удовлетворять установленные или подразумеваемые потребности».

Федеральный фонд ОМС дает следующее определение: «Качество медицинской помощи - это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, т.е. его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспе-

1 В разделе использованы материалы, подготовленные Е.Н. Савельевой из учебного руководства под ред. Ю.П. Лисицына «Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения», 1998.

чивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения».

Качество - свойство товара (услуги), необходимое для успешного маркетинга, а значит для успешной работы учреждений системы здравоохранения в условиях рыночных отношений. Необходимо контролировать качество:

Услуг (деятельность профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, удовлетворяющая потребности населения в различных видах медицинской помощи);

Предметов медицинского назначения (лекарства, перевязочные средства, оборудование, различные приспособления и т.д.);

Медицинской информации (медицинская литература, различные информационно-поисковые системы с использованием ЭВМ, новые методы, методики, идеи и т.д.);

Специалистов;

Медицинских учреждений и др.

В большинстве стран контроль качества медицинских учреждений обеспечивается их лицензированием. Система лицензирования медицинских учреждений введена и в России. Обязательное лицензирование медицинских учреждений связано с введением медицинского страхования. Сущность лицензирования заключается в выдаче медицинскому учреждению государственного разрешения - лицензии, дающей право на определенные виды деятельности в системе медицинского страхования. Процедура лицензирования основана на всестороннем анализе состояния учреждения, его кадров, оснащения, работы. Лицензия подтверждает определенный минимально необходимый стандарт качества учреждения для его участия в медицинском страховании как исполнителя медицинских услуг. В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», помимо лицензирования, проводится аккредитация медицинских учреждений. Аккредитация медицинских учреждений требует тщательной подготовки. Для аккредитации необходимы стандарты качества. В будущем при развитии конкуренции медицинских учреждений и их товаров роль аккредитации, вероятно, существенно возрастает.

В Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» лицензированию и аккредитации медицинских учреждений посвящена ст. 21, относящаяся к разд. 4 «Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования».

Качество специалистов определяется системой медицинского образования, аттестации и сертификации специалистов, созданием экономических стимулов высококвалифицированного и качественного труда. В соответствии с Основами законодательства «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» рыночные отношения позволят специалистам иметь частную медицинскую практику, быть самостоятельными юридическими лицами и хозяй- ствующими субъектами. Для контроля качества их деятельности как и деятельности медицинских учреждений вводится лицензирование, а для специалистов - аттестация и сертификация.

При помощи лицензирования, аккредитации и сертификации государство при участии профессиональных ассоциаций и предста- вителей заинтересованных организаций может в определенной степени организовать управление качеством в здравоохранении.

Наиболее актуальной и трудной проблемой остается контроль качества медицинской помощи (или обслуживания). Медицинские услуги - различные виды деятельности в области здравоохранения, удовлетворяющие потребности в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации; это особый вид товара. Медицинские услуги как товар обладают рядом свойств, крайне затрудняющих контроль их качества. Это неосязаемость услуг до момента приобретения (их нельзя заранее оценить при помощи органов чувств или технических устройств), неотделяемость от источника, будь то человек или машина (услуга реально существует только во время ее оказания специалистами, без исполнителя нет услуги), несохраняемость (услуга существует только при взаимодействии производителя и потребителя, сохранить ее после окончания этого взаимодействия нельзя). Непостоянство качества связано с тремя предыдущими свойствами.

В отношении качества медицинской помощи используются термины: оценка, контроль, обеспечение, управление.

Чтобы быть конкурентоспособным в условиях мировой экономики, здравоохранение, как и другие отрасли, должно войти в еди- ную систему контроля качества.

Отечественный и зарубежный опыт позволяет выделить 3 подхода к контролю качества в здравоохранении: структурный; про- цессуальный; по конечному результату.

Структурный подход реализуется в лицензировании и аккредитации медицинских учреждений, аттестации и сертификации

специалистов. Сущность этого подхода в том, что учреждение, медикаменты, материалы и оборудование, специалисты обеспечи- вают высококачественные медицинские услуги. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений регламентируются Основами законодательства «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и пакетом документов, определяющих технологию лицензирования и аккредитирования медицинских учреждений.

Особое значение для структурного подхода к контролю качества в учреждениях здравоохранения имеет управление кадрами, т.е. их отбор, подготовка, организация труда и его стимулирование. Управление должно тесно коррелировать со всем циклом процессов, определяющих это понятие (рис. 12). Этот замкнутый цикл соответствует японскому опыту управления качеством (рис. 13).

Рис. 12. Замкнутый цикл управления качеством.


Рис. 13. Японская система управления качеством.

Процессуальный подход должен дополнять структурный подход к контролю качества и требует участия экспертов.

Контроль качества по конечному результату точнее было бы назвать контролем эффективности как элемента качества. Оценивая возможности контроля качества в здравоохранении по конечному результату, необходимо ответить на вопрос, каким должен быть результат. Планирование конечного результата деятельности требует реальной оценки факторов, на него влияющих. На конечный результат в здравоохранении влияет огромное число неуправляемых факторов (не поддающихся воздействию работников системы здраво- охранения). В сочетании со множеством факторов, определяющих непостоянство качества медицинских услуг, это весьма затрудняет контроль качества по конечному результату. В настоящее время, к сожалению, планирование результата и его оценка несовершенны и основаны скорее на профессиональной интуиции, а не на объективных методах.

Большое место в оценке качества принадлежит стандартам и особенно медико-экономическим стандартам, которые имеют непос- редственное отношение и к структурному, и к процессуальному подходу, и к контролю качества медицинского обслуживания по конечному результату. Выросшая на основе диагностически родственных групп (клинико-статистических групп) система медико-

экономических стандартов используется не столько в контроле качества, сколько в ценообразовании, хотя в контроле качества эта система также может быть использована достаточно эффективно.

Среди таких стандартов - стандарты ресурсов здравоохранения, стандарты медицинских служб и учреждений, технологические стандарты, стандарты программ медицинской помощи, медикоэкономические стандарты, комплексные стандарты (табл. 45).

Таблица 45. Виды медицинских стандартов

Виды стандартов

Область применения стандартов

первичная медикосоциальная помощь

специализированная помощь

больничная помощь

долговременная помощь

1. Стандарты на ресурсы здравоохранения

+

+

+

2. Стандарты организации медицинских служб и учреждений

+

+

+

3. Технологические стандарты

+

+

4. Стандарты программ медицинской помощи

+

+

+

5. Медико-экономические стандарты

+

Стандарты могут быть рекомендательными и законодательными. Задачи стандартов: повысить качество медицинской помощи, уменьшить дублирование работы, сократить длительность лечения, повысить безопасность больных и защиту медицинских работников от необоснованных обвинений, обеспечить возможность оценки необходимых ресурсов.

Существуют международные, государственные, территориальные медицинские стандарты, стандарты медицинских учреждений, медицинских программ, медицинских технологий (для медицинских услуг и пролеченных больных), научно-медицинские стандарты, профессиональные стандарты медицинских знаний и навыков.

Стандарты медицинских технологий развивались под названием диагностически-связанных групп (ДСГ). Аналогичные методики были использованы в Кемеровской области и других регионах при введении нового хозяйственного механизма под названием «клинико-статистические группы» (КСГ) для оценки качества и взаиморасчетов. При подготовке к введению медицинского страхования в документах Минздрава по отношению к технологическим стандартам,

дополненным для использования в формировании цен, стали использовать термин «медико-экономические стандарты» (МЭС).

МЭС оценивают медицинские технологии, результаты их выполнения и стоимость реализации.

МЭС медицинских учреждений разрабатываются учреждениями и являются их собственностью.

В 1992 г. были утверждены «Методические рекомендации по порядку создания стандартов (нормативов) диагностики, лечения и стандартов качества лечения для лицензирования и аккредитации лечебных учреждений». Разработаны и разосланы руководителям органов здравоохранения федеральные медицинские стандарты, включающие 218 групп с кодовыми обозначениями в терминах МКБ. Схема представления федеральных медицинских стандартов включает класс МКБ, наименование заболевания (групп заболеваний), шифр МКБ, диагностические процедуры, лечебные процедуры, требования к результатам лечения.

Минздрав РФ предложил Программу работ по стандартизации на 1998-2002 гг. Программой предусмотрена разработка 85 нормативных документов по стандартизации в здравоохранении. Проблема стандартизации непосредственно связана с созданием и применением отраслевого стандарта «Протоколы ведения больных. Общие требования». С 1999 г. началось создание протоколов ведения больных. Уже созданы десятки таких протоколов из 5000-6000 протоколов, учитывающих различные заболевания, синдромы и клинические ситуации. Протоколы как развитие стандартизации способствуют улучшению качества медицинской помощи и снижению расходов на лечение больных.

Предложено несколько критериев оценки качества медицинского обслуживания. Региональное бюро ВОЗ для Европы предложило следующие критерии.

Эффективность - соотношение между фактическим действием службы и максимальным воздействием, которое эта служба или программа может оказать в идеальных условиях.

Экономичность - соотношение между фактическим воздействием службы или программы и ее стоимостью.

Адекватность - соответствие фактического обслуживания его целям и методам реализации.

Научно-технический уровень - применение имеющихся медицинских знаний и техники при оказании медицинской помощи.

Своевременность определяется как соотношение между временем получения адекватной помощи от момента возникновения потребности и минимальным временем, которое понадобилось бы службе здравоохранения для оказания такой помощи в идеальных условиях.

Доступность - соотношение между числом пациентов, своевременно получающих адекватную помощь, и общим числом нуждающихся.

Достаточность - минимальный набор лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для оказания адекватного объема медицинской помощи и наибольшей ее эффективности.

Репрезентативность критериев качества - соотношение реально полученных величин принимаемых к анализу показателей с некой идеально точной величиной, наиболее полно отражающей свойства изучаемого объекта.

В НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко (ныне ВНИИ общественного здоровья) был раз- работан интегральный показатель для оценки эффективности медицинского обслуживания, включающий 3 компонента: медицинский, социальный и экономический.


При наличии медико-экономических стандартов можно предложить соответствующий расчет экономической эффективности:


Интегрированный коэффициент эффективности медицинского обслуживания равен произведению коэффициентов медицинской, социальной и экономической эффективности.

Помимо коэффициента эффективности, вычисляется коэффициент качества (который оценивает соблюдение оптимальной технологии обслуживания):

Возможна оценка технологии обслуживания по ее медико-экономическим стандартам. Существовали и иные экспертные методики оценки технологии обслуживания, использованные до разработки стандартов.

Интегрированный показатель эффективности и коэффициент качества, характеризующий технологию обслуживания, можно объединить, рассчитав комплексный коэффициент (показатель) качества медицинского обслуживания.

Комплексный показатель качества медицинского обслуживания:

где КП - комплексный показатель качества; К м - коэффициент медицинской эффективности; К с - коэффициент социальной эффективности; К з (или К э) - коэффициент экономической эффективности; К к - коэффициент качества, рассчитанный на основа- нии процессуального (технологического) подхода.

Контроль качества предполагает 5 уровней организации, которые осуществляются:

Заведующим структурным подразделением;

Заместителем главного врача ЛПУ по лечебным вопросам;

Экспертной комиссией ЛПУ по контролю качества;

Экспертной комиссией при городском отделе здравоохранения по контролю качества;

Экспертной комиссией при областном отделе здравоохранения по контролю качества.

Приводим схему контроля качества (рис. 14).

Рис. 14. Субъекты контроля качества медицинской помощи.

Введение медицинского страхования заставило организовать ведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами ОМС. Система контроля качества в ОМС создается на основе единых методических подходов, в разработке которых ведущая роль принадлежит Федеральному фонду ОМС. В добровольном медицинском страховании система контроля каче-

ства определяется страховой медицинской организацией и закрепляется ее договорами с медицинскими учреждениями. Вневедомственный контроль качества при медицинском страховании не ис- ключает, а дополняет внутриведомственный контроль качества медицинской помощи в системе здравоохранения (рис. 15).


Рис. 15. Ступени контроля качества медицинского обслуживания

В странах с классической моделью страховой медицины, например в Германии, для обеспечения качества используется контроль по отклонению от среднего уровня (в основном по числу определенных услуг и их стоимости) в сочетании с экспертной оценкой.

Помимо названных подходов к оценке и контролю качества, в том числе международными организациями, предложены простые оценки, основанные на практическом, клиническом опыте и обобщенные в работах кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения РГМУ (Ю.П. Лисицын, К.А. Отдельнова). Были предложены критерии качества и факторы, на него влияющие, представленные ниже (см. табл. 46).

Критерии качества медицинской помощи. Конечный результат деятельности в здравоохранении и факторы, на него влияющие

I. Субъективный критерий - удовлетворенность медицинской помощью:

Населения;

Медицинских работников;

Руководства медицинских учреждений.

II. Объективный критерий - показатели здоровья человека (населения).

III. Объективный критерий - качество медицинской помощи:

Своевременность;

Квалификация персонала;

Экономическая эффективность;

Деонтологические критерии.

IV. Факторы, влияющие на качество медицинской помощи:

Общеэкономические и качества состояния медицинского учреждения;

Зависящие от врача, медицинского персонала;

Зависящие от больного, условий и образа его жизни.

Как отмечалось, оценка качества медицинской помощи концентрируется и при проведении лицензирования, а особенно при сер- тификации, т.е. подтверждении соответствия услуг установленным требованиям. В основу сертификации, как отмечают составители цитированной книги «Качество медицинской помощи» (Саратов, 1997), положены:

Оценка структуры медицинского учреждения;

Оценка квалификации медицинского персонала;

Оценка материально-технической базы учреждения и его оснащенности его оборудованием, инвентарем и т.д.;

Определение соответствия объемов оказываемой медицинской помощи материально-техническим, кадровым ресурсам и фактическим возможностям лечебных, параклинических и вспомогательных учреждений;

Определение соответствия фактически выполненных услуг заявляемой номенклатуре;

Определение соответствия технологии оказания медицинской помощи утвержденным территориальным медико-экономическим стандартам;

Комплексная оценка деятельности медицинского учреждения;

Таблица 46. Критерии качества медицинской помощи

Оценка научной и педагогической деятельности сотрудников медицинского учреждения.

Как отмечалось, оценка, контроль качества медицинской помощи и особенно управление качеством являются наименее разработанной проблемой ввиду ее сложности и зависимости от многих условий - организации, финансирования, информационного обеспечения и др. На основе специальных исследований и изучения опыта медицинских учреждений разрабатываются и успешно испытываются модели управления качеством. Одна из наиболее эффективных моделей предложена В.П. Зиминым (Тамбов, 1997). В основе этой модели, как и других (учрежденческих, территориальных и пр.), лежат: система сбора информации о контроле качества; принятие решений, направленных на создание благоприятных условий для оказания медицинской помощи; контроль за реализацией принятых решений. Как и в других моделях, у В.П. Зимина оценка-анализ и контроль качества медицинских услуг реализуются на 3 уровнях: заведующий подразделением, экспертно-аналитическая группа, возглавляемая заместителем главного врача по медико-экспертной работе, главный врач, воз- главляющий комиссию по подведению итогов деятельности учреждения. При оценке, контроле качества медицинской помощи, т.е. основы использования всех организационных, экономических, кадровых, материально-технических, юридических, морально-нравственных и других ресурсов, выявляемых при изучении информации о работе учреждения с целью повышения показателей качества его деятельности, использования только (или исключительно) стандартов в экспертной работе недостаточно. Эксперту (группе экспертов) необходимо анализировать весь лечебно-диагностический процесс, в соответствии с программой (алгоритмом) управления качеством. В такой алгоритм входят все составляющие оценки и контроля качества. Можно сказать, что все элементы процесса контроля и оценки служат созданию технологии, более того, системы управления качеством.

error: