Эффективность инвестирования в человеческие ресурсы организации. Инвестиции в развитие трудового потенциала

Организации начинают придавать все большее значение нематериальным характеристикам своих сотрудников, таким как лояльность, способность устанавливать взаимоотношения с потребителями и готовность идти на риск, а также ищут способы их формальной оценки. И понимая, насколько дорогостоящ потенциал таких человеческих качеств, компании преобразуют их в нечто более конкретное - человеческий капитал.

Современная модернизация стимулировала вложения в „качество“ работников как „нематериальный“ актив, превращая сегодня их развитие в „интеллектуальную, творческую революцию“ в производстве.

По мере того как выражение «человеческий капитал» входит в корпоративный лексикон, многие компании свободно оперируют этим понятием, не предпринимая никаких попыток измерить или управлять активами, о которых они говорят. В результате очень сложно установить связь между размышлениями сотрудников и финансовыми результатами, полученными компанией.

На современном рынке труда специалисты имеют огромную свободу выбора своих работодателей. Основная причина, по которой сотрудники уходят из компании, состоит в том, что они не ощущают своей востребованности или не видят перспектив для полного развития своих возможностей. Управление человеческим капиталом помогает эффективно использовать опыт и знания сотрудников, чтобы помочь им полностью реализовать свой потенциал.

Сторонники концепции управления человеческим капиталом уверены, что, измеряя широкое влияние, которое сотрудники оказывают на финансовые показатели организации, компании могут выбирать, управлять, оценивать и развивать возможности своих сотрудников так, чтобы преобразовать их человеческие качества в весомые финансовые показатели компании. Хотя такой подход предполагает поиск способов количественной оценки того, что прежде считалось нематериальными активами, специалисты, реализующие такие методики, отмечают, что на рынке бизнеса аналогичные подходы уже используются. Резкий рост стоимости акций компании Yahoo к примеру, отражает не только финансовое состояние компании, но и потенциал, который складывается из знаний, умений и способности к поиску новых решений ее сотрудников .

Тем не менее, многие руководители компаний отказываются от инвестиций в программы развития человеческого капитала (такие как, к примеру, обучение персонала в организации), поскольку осознают все трудности, связанные с определением возврата от таких инвестиций. Многие руководители и аналитики настаивают на том, что человеческий капитал отрицает какое бы то ни было измерение, и утверждают, что компании на самом деле девальвируют ценность сотрудников, когда пытаются подходить к их оценке как к оценке финансовых активов.

И действительно, измерения человеческого капитала обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен. Точная количественная оценка невозможна, да и не особенно нужна. Но организации постепенно осознают важную связь между человеческим капиталом и финансовыми результатами компании - связь, которую не способны учесть традиционные бухгалтерские методы.

Компании понимают, что связь может проявляться, а может и не проявляться в конкретных показателях или цифрах, выражающих ценность человеческого капитала. Но, пытаясь количественно определить ее, они могут понять, в чем состоит вклад в работу компании каждого из сотрудников, насколько они преданы своей работе, что они думают о компании и какова вероятность, что они уволятся. Часто в процессе оценки человеческого капитала компании получают полезное представление о своих организациях и приобретают важную для работы информацию. Приведу один пример.

В начале 90-х годов Майкл Уоррен, председатель совета директоров и исполнительный директор Alagasco, занялся поиском путей усовершенствования опыта сотрудников в компании . Исследование показало, что организации, в которых, как принято считать, лучше всего работать, также оказываются наиболее успешными в своих отраслях. Компания Alagasco начала серию программ, призванных усовершенствовать опыт работы своих сотрудников. Например, компания реализовала программу Temporary Reassignment Program (досл.: временная программа назначения на новую должность), позволяющую сотрудникам попробовать себя в должностях, круг обязанностей которых коренным образом отличается от тех, что им обычно приходится выполнять. Цель программы состоит в том, чтобы дать сотрудникам возможность получить новые навыки, а также расширить их опыт. Когда сотрудники играют роли, о которых они и мечтать не могли в свете своих традиционных обязанностей, это не только дает им уверенность в своих собственных возможностях, но и позволяет добиться признания и уважения со стороны менеджеров и коллег.

Хотя деятельность компании получила весьма благоприятные отзывы в прессе, Уоррен признает, что «ценность одного сотрудника и уровень его участия измерять очень трудно». Влияние степени удовлетворенности сотрудника не так просто преобразовать в долларовый эквивалент, но Уоррен настаивает, что тем не менее это составляет основу успеха компании.

Все больше сторонников завоевывает точка зрения, что человеческий капитал – это наиболее ценный ресурс не только для отдельной компании, но и для общества в целом, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются сегодня показателем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников

В настоящее время все большее количество своих средств фирмы затрачивают на повышение квалификации своих работников. Расширение роли обучения отражает тот факт, что „правила экономической конкуренции изменились“ . Уже недостаточно просто действовать эффективно. Для выживания и процветания фирм требуется сегодня быстрота и гибкость, удовлетворение потребностей клиентов в отношении качества продукции, ассортимента, таможенных условий, удобства и своевременности. Чтобы отвечать этим стандартам недостаточно быть просто технически подготовленным работником, необходимо иметь способность к анализу и решению проблем, относящихся к трудовой деятельности, к продуктивной работе в коллективе, а также к переключению с одного вида деятельности на другой.

Повышение квалификации работников фирмы делится на общее и специальное. Затраты на общую подготовку в одинаковой степени повышают производительность работника как в фирмах производящих ее, так и во всех остальных, подготовка по месту работы, связанная с повышением производительности в представляющих ее фирмах, является специальной. Ресурсы, затрачиваемые фирмой на ознакомление новых работников со своей внутренней организацией и приобретенные знания, также представляют один из видов специальной подготовки, потому что производительность повышается в самих компаниях, чем где–либо еще.

Общая подготовка способна приносить пользу во многих фирмах, помимо той, где она получена. Поэтому рационально действующие фирмы на конкурентном рынке не участвуют в оплате издержек по общей подготовке. Лица, получающие общую подготовку, сами платят за нее, поскольку она повышает их будущую заработную плату. Несмотря на то, что фирмы не получают отдачи от общей подготовки, они тем не менее предоставляют ее работником. Компании имеют стимул идти на это, когда цена спроса подготовки оказывается по меньшей мере равной издержкам подготовки.

Издержки по специальной подготовке фирмы берут на себя, и отдачу от такого рода подготовки в виде более высокой прибыли, обусловленной возросшей производительностью, также станут получать сами фирмы. Отдача будет по крайней мере не больше издержек. При специальной подготовке заработная плата, на которую может рассчитывать работник в других местах, никак не будет связана с полученной им подготовкой. Также эта подготовка напрямую не скажется на заработной плате в фирмах. В этом случае фирмы будут вынуждены брать подготовку на себя, так как ни один рациональный работник не станет платить за нее, если он не получает никакой выгоды. Следовательно, отдачу от этой подготовки будут иметь сами компании.

Если говорить о текучести рабочей силы фирм, то меньше всего их будет волновать текучесть работников с общей подготовкой, которую работник может получить везде. Фирмы будут озабочены текучестью рабочей силы со специальной подготовкой; и таким работникам – для снижения текучести – они будут предлагать более высокую заработную плату, поскольку оплата издержек специальной подготовки ложится на саму фирму. Таким образом, показатели текучести будут наименьшими для работников с узкоспециализированной подготовкой, а наибольшими – для работников с подготовкой настолько общей, что она повышает их производительность в предоставляющих подготовку фирмах даже в меньшей степени, чем за их стенами (например, формальное образование).

Человеческий капитал – основа эффективности функционирования компании. Финансирование образования персонала, создание учебных центов становятся одними из главных объектов внимания компаний многих стран мира. Однако, к сожалению многие фирмы еще экономят на обучении. В то время как компании IBM, „Ксерокс“, „Моторола“ и др. направляют средства на образование в размере от 5% до 10% фонда оплаты труда, расходы на образование большинства фирм составляют менее 2% фонда оплаты труда. Но, все-таки, именно обучение работников выходит на одно из первых мест в перечне средств повышения конкурентоспособности фирм.

2.3. Кадровая политика.

Предпринимательство и бизнес – это прежде всего взаимоотношения людей, организующих и осуществляющих эту деятельность. Новые формы хозяйствования, сама действительность вызвали глубокие изменения в сфере использования и управления кадровым потенциалом предприятия (фирмы), придали новое значение кадровому менеджменту и маркетингу кадров. Вопросы управления кадрами приобрели первостепенное значение.

В связи с этими объективными факторами возрастает необходимость постановки и решения ряда ключевых проблем кадрового менеджмента: разработка гибкой и непрерывной системы подготовки, подбора и перераспределения кадров; поиск и привлечение к долговременному сотрудничеству менеджеров по кадрам; создание „комфортного климата“ в коллективе.

Очень важно создать атмосферу, в которой постоянное повышение квалификации, самообразование и творческая инициатива становятся служебными обязанностями и потребностями каждого работника предприятия. Качество кадровых ресурсов, их высокий интеллектуальный и производственный потенциал – важнейшее условие конкурентоспособности и эффективности любого производства. Новые технологии, товары и услуги рождаются только там, где высок потенциал работников.

Большое количество предприятий сталкивается с такой проблемой, как „утечка мозгов“ (когда утрачиваются и средства, вложенные в подготовку специалиста, и сам специалист, поскольку обучение специалиста часто ускоряет его уход из фирмы). Чтобы избежать этой проблемы может быть рекомендована система оплаты обучения работников и их детей (в высших и средних учебных заведениях), при которой фирма предоставляет ссуду на обучение. Обязательным условием взятия ссуды является продолжение работы в фирме после окончания обучения (срок, как правило, не превышает четырех лет, после чего работник считается свободным от обязательств по погашению ссуды). Установлено, что качество усвоения знаний повышается, если работник частично оплачивает обучение из своей зарплаты. Особенно важно подготовить резерв руководящих кадров.

В идеале действующее с расчетным, коммерческим успехом предприятие является целостным сбалансированным механизмом, выполняющим определенные функции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное выполнение этих функций квалифицированными кадрами.

Структуру персонала современного предприятия можно представить в виде четырехуровневой пирамиды , в основании которой – специалисты (первый уровень), а затем по вертикали располагаются менеджеры (второй уровень) и администраторы (третий уровень), а на вершине – мыслители (четвертый уровень). Кроме того в структуре по горизонтали рассматривается согласованная деятельность персонала по следующим направлениям: „Новые технологии“, „Безопасность и контроль“, „Коммерция“ и „Человек и производство“.

Задача менеджера по кадрам – добиться того, чтобы в каждой ячейке структуры был сотрудник с соответствующим служебному положению социотипом и уровнем иерархической специализации. Существует четкая зависимость между местом человека в организационной иерархии и личным уровнем развития и возможностей. В этом плане различают четыре уровня развития личности („Человек – 1“, „Человек – 2“, „Человек – 3“, „Человек – 4“) .

Эта таблица поможет разобраться в человеческих характерах и способностях, при необходимости осуществить бесконфликтное перераспределение персонала в соответствии с целями предприятия.

Если какие-либо ячейки „пирамиды“ (структуры) заполнить некем и они остаются важными, то необходимо найти нужного работника „на стороне“, это может быть трудно сделать. Прежде всего следует решить, какого именно человека следует искать; сформулировать должностные функции нового сотрудника; установить уровень полномочий и ответственности, степень квалификации и порядок взаимодействия по вертикали и горизонтали; составить подробное описание вакантной должности и выявить требования к соискателю. Для этого с новым работником проводят собеседование.

Собеседование, как правило, проводит человек, знающий фирму и психологию общения, прошедший специальную подготовку и получивший соответствующие полномочия. Собеседование позволяет оценить компетентность, предприимчивость, самоорганизованность, личные параметры, потенциальную полезность для фирмы нового сотрудника. Неправильный выбор может нанести существенный вред предприятию и оказаться катастрофой для принимаемого на работу.

Примером эффективной модели упраления является японская система „пожизненного найма“. Такая модель предполагает, что персонал работает в одной компании всю жизнь, с момента поступления и до выхода на пенсию. Поскольку занятые нанимаются на длительный срок, то набор новых кадров приобретает первостепенное значение. Обычно крупные компании договариваются с ВУЗами, средними техническими учебными заведениями и школами и подбирают себе работников среди школьников ещё задолго до выпуска. Кандидаты слушают специальные факультативные курсы, которые читают ведущие сотрудники компании. Эти курсы знакомят будущих работников с историей компании, спецификой производства и управления.

В большинстве крупных компаний новичков принимают условно и зачисляются в штат после прохождения испытательного срока, который может длиться 1-3 года. Новички участвуют в собеседованиях, в которых основное внимание уделяется выяснению личных качеств кандидата, его характера, наклонностей, индивидуальных карьерных целей. Основная задача этих собеседований – выяснить возможности совместимости кандидата с коллективом компании, определить, где и в какой должности его целесообразнее использовать.

Вступив в «заводскую семью», занятый как бы заключает с компанией договор, которая гарантирует ему работу в течение продолжительного срока («пожизненно») и соответствующее вознаграждение.

Подавляющее большинство занятых выходит на пенсию в 55 лет, за исключением управляющих высшего ранга, которые иногда работают до глубокой старости. Пенсионер получает единовременное пособие размером равным приблизительно двум годовым окладам, точнее за каждый проработанный год он получает месячный оклад.

Системой „пожизненного найма“ охватываются не все занятые, а лишь те, которые относятся к категории „Хонко“. В эту категорию входят работники, которые пришли в компанию сразу после окончания учёбы, нигде не работая.

"Пожизненный наём" представляет собой прежде всего реальную систему функциональных, по своей сути, связей, в которых определяющей является "принадлежность " занятых к данному предприятию. Персоналу упорно внушается, что принадлежность к семье - клану промышленного предприятия - этобольшая честь, которая не только накладывает на него высокую ответственность, но и отличает, возвышает его над рабочими "чужих" предприятий. Клановый патриотизм, который целенаправленно воспитывается, широко пропагандируется и всеми способами поддерживается предпринимателями, развит настолько, что для японцев в характеристике человека имеет большое значение не столько профессия, род деятельности, сколько место работы.

Из этого примера видно значимость профессиональной подготовки, которая осуществяется на японских предприятиях еще задолго до принятия на работу. Японские корпорации создают свой специальный человеческий капитал, чтобы обеспечить „пожизненный наем“ работника в данную фирму. И это приносит свою экономическую эффективность компаниям.

2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал

Для оценки эффективности инвестиционных вложений в человеческий капитал используют целый ряд критериев и показателей. В экономической литературе используются следующие критерии, или показатели, эффективности инвестиций в человеческий капитал:

1. Максимизация разности между прибылью и издержками.

2. Период окупаемости (отдачи) инвестиций.

3. Чистая текущая (приведенная) стоимость.

4. Соотношение издержек и прибыли.

5. Отношение разности предельных доходов к разности предельных издержек.

6. Ежегодный чистый доход

7. Внутренняя норма отдачи.

Период окупаемости – это отношение общих издержек С к постоянному предельному доходу b (вычисляется за заданный промежуток времени, месяц или год). При определенных условиях величина, обратная периоду окупаемости, равна ожидаемому внутреннему коэффициенту отдачи. Чтобы это случилось, необходимо, чтобы все издержки приходились на начальный период времени, а доходы были постоянны.

Этот показатель связывает издержки и доходы, и с его помощью и с его помощью различные программы инвестирования могут быть приближенно оценены с точки зрения их относительной эффективности. Критерием служит выбор инвестиционного проекта с наиболее коротким периодом окупаемости.

Более общая формула периода окупаемости, с помощью которой проводятся расчеты для непостоянных доходов и издержек, имеет вид

где b и с – предельные доходы и издержки, t – номер временного периода (минимизируется).

Однако критерий окупаемости имеет ряд недостатков:

1. Он не учитывает тот факт, что издержки и доходы конкурентных альтернативных инвестиционных проектов разделены во времени и имеют различные временные характеристики. Чтобы сделать разные показатели временных издержек и прибыли сравнимыми, необходимо провести дисконтирование.

2. Абсолютный объем чистых доходов в альтернативных проектах может различным. Период окупаемости этого не учитывает.

3. Этим критерием вообще нельзя воспользоваться, когда альтернативные инвестиционные проекты взаимно исключают друг друга.

Наиболее распространенными инвестиционными критериями является чистая приведенная стоимость, соотношение издержек и прибыли, а также внутренний коэффициент отдачи. Они могут дать одни и те же результаты, но при определенных условиях:

Рынки капитала являются рынками совершенной конкуренции;

Все имеющиеся проекты абсолютно обусловлены друг от друга;

Между ними не существует взаимной зависимости;

Все чистые доходы могут реинвестированы при тех же внутренних коэффициентах отдачи до конечной даты самого долгосрочного из проектов.

Показатель чистой приведенной стоимости. С учетом указанных допущений и данной процентной ставке процента, по которой производится дисконтирование, можно одобрить любой инвестиционный проект. Если существует несколько фондов для инвестиций, то принимается проект со следующим по величине значением текущей стоимости и т.д., пока фонды не иссякнут или не останется проектов с положительной или нулевой чистой текущей стоимостью.

Математическое равенство для такой ситуации следующее:

где – чистая приведенная стоимость; i- ставка процента, используемая при дисконтировании; – сумма доходов.

Данная формула учитывает тот факт, что издержки могут возникать не обязательно в самом начале потока доходов. Если ожидается, что изменяются условия, влияющие на стоимость ставки процента во временном промежутке потока доходов, в этих точках могут быть использованы различные значения для ставки процента.

Критерий отношения прибыли и издержек может быть полезен тогда, когда принимается решение об инвестициях в те проекты, для которых отношение текущей стоимости доходов к текущей стоимости издержек больше единицы. Уравнение этого критерия имеет вид

Вариантом соотношения прибыли и издержек является отношение измерения предельных издержек между двумя альтернативными проектами. Алгебраически это отношение можно выразить следующим образом:

где b - предельный доход; с – предельные издержки; i – ставка процента, используемая при дисконтировании; t – номер временного периода; индексы и – соответствующие проекты.

Данный критерий показывает, что пока отношение изменения чистых дисконтированных доходов к изменению чистых дисконтированных издержек больше единицы, дополнительные общественные фонды должны быть инвестированы в проект х, а не в проект у.

Внутренняя норма прибыли – это такой процентный показатель, который сравнивается со ставкой процента, представляющей допустимый коэффициент отдачи от общественных или частных образовательных инвестиций. Внутренняя норма прибыли – процентная ставка, при которой дисконтированная стоимость издержек равна дисконтированной стоимости доходов. Для данного показателя должно выполняться условие:

где r – внутренняя норма прибыли; b – доход в определенный период времени; с – издержки в определенный период времени.

Чтобы определить эффективность проекта, связанного с инвестициями в образование, необходимо сравнить затраты на образование с выгодами от его получения. Если выгоды превысят затраты, то индивиду выгодно продолжить обучение.

Также, для оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал (образование) можно использовать показатель внутренней нормы отдачи образования, при которой текущая стоимость будущих доходов равна текущей стоимости осуществляемых затрат. Она представляет ту норму дохода, которую можно ожидать при реализации данного инвестиционного проекта.

В связи с тем существует большое количество показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал, следует отметить, что абсолютно безупречных критериев нет. В каждом конкретном случае необходимо изучить конкретные условия, определить наилучший инвестиционный критерий, который может быть успешно применен только в системе взаимосвязанных критериев.

12.Управление развитием человеческого капитала компании.- http://www.cinfo.ru/ OB/OB_basic.htm

13.Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки// Мировая экономика и междунар. отношения.- М., 2001.- №12.-С.42-49.

14.Янковкий А. Предпринимательская деятельность и кадровый капитал// Маркетинг.- М., 2000.- №1 – С. 100-112.

3.1 Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал

При оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал используется тот же инструментарий, что и в целом для оценки отдачи реальных инвестиций. Основными показателями являются:

* чистая приведенная стоимость (NPV);

* внутренняя норма доходности (IRR);

* норма отдачи человеческого капитала (ROR).

Чистая приведенная стоимость (NPV) рассчитывается как сумма всех дисконтированных денежных потоков, генерируемых в процессе использования человеческого капитала, в сравнении с инвестиционными затратами. Её величина должна быть положительной; чем выше величина NPV, тем выше эффективность инвестирования в человеческий капитал.

Формула 1.

Е - чистый прирост заработка;

r - ставка дисконтирования;

n - число лет, в течение которых индивид получает заработную плату.

Инвестиции в образование оказываются приемлемыми только в случае превышения чистой приведённой стоимости нулевой отметки, т.е. величина NPV должна быть положительной.

Это можно представить и графически.

Необходимо сравнить издержки (1, 2) и выгоду (3) при принятии решения об инвестировании в образование. Если суммарный заработок превышает издержки, то образование является выгодным.

Другим методом сравнения издержек и выгоды от вложений средств в образование, который предлагается теоретиками человеческого капитала, является вычисление внутренней нормы доходности (IRR). Известно, что IRR - это такая ставка дисконтирования, при которой NPV обращается в ноль. Поэтому представленное выше уравнение можно записать следующим образом:

Формула 2.

Если внутренняя норма доходности превышает рыночную ставку процента r, то получать образование выгодно. Инвестировать надо в том случае, если IRR?r.

Сложность подсчета IRR связана с тем, что трудно качественно определить такие факторы, как удовлетворение работой, безопасность рабочего места, неденежные выгоды для индивида в целом. Весьма неоднородными являются затраты на формирование и совершенствование человеческого капитала в различные периоды, что влияет на его качество и отдачу, а в самой теории исходят из гомогенности этих затрат. Дж. Минцер, например, показал, что отдачи в виде заработков достигают своего пика, когда человек отработал 33,75 лет, а затем начинает снижаться. Как правило, на основании использования NPV и IRR делается ряд выводов:

1. Чем более продолжительным будет ожидаемый срок трудоспособной жизни, тем вероятнее, что чистая приведённая стоимость вложений в человеческий капитал будет положительной. Этим объясняется участие молодёжи в различных обучающих программах.

2. Чем меньше затраты (как прямые, так и косвенные), тем будет выше значение NPV.

3. Чем больше разница в оплате труда работников, получивших образование разного уровня, тем больше индивидуумов будет инвестировать в образование.

Норма отдачи человеческого капитала (ROR) рассчитывается как отношение суммарного денежного потока и инвестиционным затратам. Специалисты в данной области выделяют ряд проблем по оценке ROR. В частности М. Блауг, считает, что неверно все расходы на образование рассматривать как инвестиции. Он утверждает, что обучение «предполагает как потребительские, так и инвестиционные аспекты», а поскольку потребление не учитывается, то и оценка ROR будет заниженной. Некорректными расчеты ROR могут быть и в силу того, что в модели не учитываются неденежные составляющие. Величина ROR может оказаться завышенной из-за того, что весьма сложно вычленить в росте заработной платы элементы, которые не связаны с образованием. Значение ROR будет завышенным и в том случае, когда не учитываются повышенные природные способности человека, которые позволяют ему лучше, рациональнее и рентабельнее ориентироваться на рынке труда. В связи с этим возникает проблема определения единицы измерения объема капитала. При рассмотрении инвестиций в образование обычно исходят из числа лет обучения. По мнению специалистов, данный показатель не является адекватным, т.к. существуют флуктуации в качестве образования, что не отражается при измерении объема человеческого капитала и его эффективности. Важными факторами, воздействующими на отдачу человеческого капитала, которые пока еще не получили должной оценки в исследованиях, являются религиозный фактор, а также нравственность, карьеризм, тщеславие. Отдельные авторы при оценке эффективности человеческого капитала выделяют:

* индивидуальную;

* общественную;

нормы отдачи от инвестирования в человеческий капитал. Если индивидуальная норма отдачи предполагает результативность вложений в объем и качество человеческого капитала для его носителя, то общественная - для всего общества. Государство несет различные виды расходов на систему образования, здравоохранения, рынок труда, регулирование взаимоотношений работодателей и наемных работников. В свою очередь, эффект от подобных вложений выражается в снижении уровня безработицы, росте заработной платы, возрастании налоговых поступлений, снижении преступности, в формировании более благоприятных и комфортных условий для подрастающего поколения и, соответственно, более высокого качества человеческого капитала.

Используя такой показатель как общественная норма отдачи человеческого капитала экономисты обосновывают необходимость создания общественных фондов, повышения государственных расходов на образование, здравоохранение, мобильность рабочей силы. Так, К. Макконнелл и С. Брю утверждают, что размер государственных субсидий на систему образования должен определяться на основе величины социальной выгоды.

Другой исследователь данной проблемы М. Блауг сделал вывод о том, что увеличивать инвестиции в человеческий капитал государство должно тогда, когда общественная норма отдачи превышает индивидуальную. В США общественная норма отдачи рассчитывается с 1939 г., а индивидуальная - с 1970 г. Он также выступил с идеей введения образовательных ваучеров для малообеспеченных семей.

В результате исследований, посвященных сравнительному анализу общественной и индивидуальной норм отдачи от инвестирования в человеческий капитал, были выявлены следующие закономерности:

* общественная норма отдачи всегда ниже, чем индивидуальная;

* общественная и индивидуальная нормы отдачи в начальное образование выше, чем в среднее и высшее образование;

* норма отдачи от инвестиций в образование в развивающихся странах выше, чем в развитых.

Заработная плата и затраты на персонал

Последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: "инновации" и "человеческие ресурсы". Из всех ресурсов именно "человеческий ресурс" или "человеческий потенциал" стал ресурсом...

Зарплата: сущность, виды и уровень, человеческий капитал

2.1 Вложение в образование Современный рынок труда имеет ряд особенностей. Так многие варианты предложения труда предполагают значительные предварительные инвестиции со стороны работника...

Инвестиции в человеческий капитал

Инвестиции в человеческий капитал в условиях инновационного развития

Концепция "человеческого капитала" и инвестиции в человеческий капитал

Целенаправленное формирование человеческого капитала на Западе началось с начала 60-х годов прошлого века. Этот процесс стал неотъемлемой частью государственной экономической политики многих стран...

Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

При инвестировании финансовых ресурсов в человеческий капитал у руководства предприятия возникает ряд вопросов...

1.1 Понятие человеческого капитала. Его характеристика В настоящее время страны, переходящие к постиндустриальной экономике, остро ставят перед собой вопрос о проблеме интеллектуальных ресурсов...

Формирование человеческого капитала в национальной экономике

Под инвестициями в человеческий капитал подразумевается любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом можно отметить...

Характеристика отдельных видов инвестиций

В соответствии с теорией человеческого капитала, неконкурирующие группы - а, следовательно, дифференциация заработной платы - существуют в большой степени из-за различных инвестиций в человеческий капитал...

Человеческий капитал

Инвестиции в человеческий капитал могут быть направлены на развитие различных активов: средства можно вложить в образование, профессиональную подготовку, здравоохранение и сферу рекреации...

Человеческий капитал в экономике России

Понятие и виды инвестиций в человеческий капитал. Главный фактор увеличения человеческого капитала - инвестиции. Это основной аспект «человеческого капитала», который роднит его с общим понятием «капитал»...

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья...

Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья...

Численность человеческих ресурсов является наиболее привычной категорией инвестирования, поскольку задача привлечения рабочей силы возникла сразу вслед за разделением труда (будь то привлечение рабов, крепостных, подмастерьев или наемных работников). Отдачей от инвестиций в численность является появление в организации новых работников.

В первую очередь к инвестициям в численность человеческих ресурсов необходимо отнести все переменные (т.е. зависящие от количества привлекаемых работников) расходы на найм персонала. Так, например, рабочее время специалистов по подбору в большинстве случаев не является переменными расходами, поскольку специалист получает заработную плату независимо от того, сколько работников было отобрано. Напротив, выплаты кадровому агентству за закрытие вакансии и рабочее время руководителя линейного подразделения, проведенное на собеседовании с потенциальными кандидатами, относятся именно к переменным расходам.

Кроме того, к инвестициям в численность человеческих ресурсов необходимо отнести переменные расходы на удержание работников, т.е. заработную плату удержания в узком смысле, включая только денежные выплаты. Если организация не будет выплачивать эти деньги работнику, то он уволится и, следовательно, возникнет необходимость привлечения новых работников на данную вакансию.

Следует особо подчеркнуть, что переменные расходы на привлечение и удержание работников производятся при текущем состоянии инфраструктуры организации. Так, заработная плата удержания зависит от морально-психологического климата в коллективе, перспектив карьерного роста и других параметров системы управления персоналом.

Инвестиции в привлечение и удержание работников являются в полном смысле слова поддерживающими, без инновационной составляющей. Их можно сравнить с амортизацией оборудования. Спецификой инвестиций в численность человеческих ресурсов является именно эта их поддерживающая роль. От инвестиций в воспроизводство человеческих ресурсов их отличает, в первую очередь, отсутствие инноваций и неизбежность. Фирма вынуждена привлекать рабочую силу до предусмотренных штатом величин, если она не сворачивает свою деятельность; все остальные инвестиции в человеческие ресурсы прямо или косвенно влияют на эффективность использования этих ресурсов, но не на самое существование социальной организации. Ввиду наличия этих особенностей инвестиции в численность человеческих ресурсов следует выделять отдельно, хотя во многих случаях они осуществляются скоординировано с инвестициями в человеческий капитал и потенциал. При анализе социальных инноваций данная категория естественным образом устраняется.

Рассматривая продуктивность и эффективность инвестиций в численность человеческих ресурсов, необходимо отталкиваться от показателей штатной численности и рабочего времени. Эти инвестиции должны быть направлены на достижение желаемого организацией состояния штата, при котором численность работников соответствует штатной, и отработка ими рабочего времени близка к нормальной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

к вопросу о структуре инвестиций в человеческие ресурсы

Каменев И.Г.

Аннотация

Автор рассматривает различные виды инвестиций в человеческие ресурсы. Исследуются исторические подходы, предлагается разделение инвестиций в численность человеческих ресурсов, человеческий и социальный капитал, человеческий потенциал. Указываются качественные различия между этими четырьмя категориями инвестиций.

Человеческие ресурсы сами по себе являются объектом инвестирования, однако в нем можно выделить четыре самостоятельных структурных элемента. Это количественная сторона (численность), качества самих людей (человеческий капитал), взаимосвязи между людьми (социальный капитал) и потенциал воспроизводства человеческого капитала (человеческий потенциал). Важно рассмотреть особенности инвестирования в каждую из них.

Исследования в области инвестиций в человеческие ресурсы становятся все более актуальными по мере перехода к экономике знаний и роста сферы услуг. Целью этого исследования является выявление внутренней неоднородности данной категории, обозначение различий, связанных с объектом инвестирования. Будет рассмотрен сложившийся в научной литературе подход к инвестициям в человеческие ресурсы, а также последовательно рассмотрены особенности инвестиций в численность, человеческий капитал и потенциал, социальный капитал социальной организации.

человеческий капитал инвестиция ресурс

Эволюция научного подхода к человеческому капиталу

Наибольшее развитие в научной литературе получила теория человеческого капитала и инвестиций в него. Теория человеческого капитала разрабатывается в мировой экономической и управленческой науке с 1950-х гг.. Она развивает существовавшие уже в трудах классиков политической экономии преставления о человеке как носителе особого фактора производства - труда, который невозможно изъять из человека, а при современной организации общества, исключающей рабство, невозможно и приобрести в собственность. Карл Маркс и Фридрих Энгельс абсолютизировали труд как фактор образования «справедливой» стоимости, в то же время исключая из него такую важную разновидность, как труд предпринимателя, и не учитывая производственную ценность информации, носителем которой также может выступать человек. При этом они противопоставляли труд капиталу (средствам производства), абсолютизируя последний как фактор производства и связывая положение человека в обществе не с его способностями, а с наличием в его владении, пользовании и распоряжении средств производства.

Однако уже в середине XX в. стало ясно, что человек сам по себе является важнейшим фактором производства. И, в то же время, поддержание существования и развитие знаний, умений, навыков и способностей человека требует определенных затрат. То конечное потребление, которое прежде рассматривалось исключительно как расходы, начало рассматриваться как инвестиции в человека, формирующие человеческий капитал. «Люди тратят на себя ресурсы различным образом - не только для удовлетворения текущих потребностей, но и ради будущих денежных и неденежных доходов» .

Человек инвестирует в себя, рассчитывая в будущем получать более высокие проценты с человеческого капитала (в форме заработной платы, прибыли предпринимателя и т.д.). Также в человеческий капитал могут инвестировать и организации, заинтересованные в более высокой производительности труда работников. С развитием новой институциональной теории был создан и первичный эконометрический инструментарий изучения поведения людей, ориентированного на повышение стоимости человеческого капитала в долгосрочной перспективе.

«Под капиталом в общем виде понимается накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм» .

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого человека запас знаний, умений, навыков, способностей и физических сил организма. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации и т.д. В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных элемента :

1) человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал;

2) природные способности, которым соответствует рента на эти способности;

3) чистый труд.

«Индивидуальный человеческий капитал - это накопленный запас особенных и специальных знаний, профессиональных навыков индивидуума, позволяющих ему получать дополнительные доходы и другие блага по сравнению с человеком без оных» .

Человеческий капитал характеризует наличные человеческие ресурсы с качественной стороны. К основным характеристикам человеческого капитала с учетом позиции различных исследователей можно отнести показатели: а) знаний; б) умений; в) навыков; г) склонностей и способностей; д) здоровья.

Все эти характеристики могут группироваться в различные компетенции, характеризующие способность человека осуществлять ту или иную деятельность.

Главной особенностью человеческого капитала является его связь с конкретным человеком-носителем. Как следствие, приход или уход людей в организацию влияет на ее человеческий капитал. Хотя работник, уходящий из организации, также теряет специфическую составляющую человеческого капитала, однако и специфический человеческий капитал не находится в собственности организации. Впрочем, данная особенность, обычно ассоциируемая в научной литературе не только с человеческим капиталом, но и вообще с человеческими ресурсами, присуща не любым инвестициям в человеческие ресурсы. В дальнейшем мы рассмотрим различные виды инвестиций в человеческие ресурсы и отметим специфику каждого из них.

Инвестиции в численность человеческих ресурсов

Численность человеческих ресурсов является наиболее привычной категорией инвестирования, поскольку задача привлечения рабочей силы возникла сразу вслед за разделением труда (будь то привлечение рабов, крепостных, подмастерьев или наемных работников). Отдачей от инвестиций в численность является появление в организации новых работников.

В первую очередь к инвестициям в численность человеческих ресурсов необходимо отнести все переменные (т.е. зависящие от количества привлекаемых работников) расходы на найм персонала. Так, например, рабочее время специалистов по подбору в большинстве случаев не является переменными расходами, поскольку специалист получает заработную плату независимо от того, сколько работников было отобрано. Напротив, выплаты кадровому агентству за закрытие вакансии и рабочее время руководителя линейного подразделения, проведенное на собеседовании с потенциальными кандидатами, относятся именно к переменным расходам.

Кроме того, к инвестициям в численность человеческих ресурсов необходимо отнести переменные расходы на удержание работников, т.е. заработную плату удержания в узком смысле, включая только денежные выплаты. Если организация не будет выплачивать эти деньги работнику, то он уволится и, следовательно, возникнет необходимость привлечения новых работников на данную вакансию.

Следует особо подчеркнуть, что переменные расходы на привлечение и удержание работников производятся при текущем состоянии инфраструктуры организации. Так, заработная плата удержания зависит от морально-психологического климата в коллективе, перспектив карьерного роста и других параметров системы управления персоналом.

Инвестиции в привлечение и удержание работников являются в полном смысле слова поддерживающими, без инновационной составляющей. Их можно сравнить с амортизацией оборудования. Спецификой инвестиций в численность человеческих ресурсов является именно эта их поддерживающая роль. От инвестиций в воспроизводство человеческих ресурсов их отличает, в первую очередь, отсутствие инноваций и неизбежность. Фирма вынуждена привлекать рабочую силу до предусмотренных штатом величин, если она не сворачивает свою деятельность; все остальные инвестиции в человеческие ресурсы прямо или косвенно влияют на эффективность использования этих ресурсов, но не на самое существование социальной организации. Ввиду наличия этих особенностей инвестиции в численность человеческих ресурсов следует выделять отдельно, хотя во многих случаях они осуществляются скоординировано с инвестициями в человеческий капитал и потенциал. При анализе социальных инноваций данная категория естественным образом устраняется.

Рассматривая продуктивность и эффективность инвестиций в численность человеческих ресурсов, необходимо отталкиваться от показателей штатной численности и рабочего времени. Эти инвестиции должны быть направлены на достижение желаемого организацией состояния штата, при котором численность работников соответствует штатной, и отработка ими рабочего времени близка к нормальной.

Инвестиции в человеческий капитал

Упомянутые выше изменения в инфраструктуре организации, напротив, требуют осуществления не переменных, а постоянных или разовых издержек и допускают инновационный подход. Расширение штата службы найма, разработка новых технологий оценки персонала и т.д. не связаны напрямую с численностью нанимаемых работников, однако их осуществление напрямую влияет на качество человеческого капитала работников, нанимаемых на внешнем рынке труда. Соответственно, они представляют собой инвестиции в человеческий капитал организации.

Наконец, инвестиции в планирование карьеры работников, формирование кадрового резерва, разработку критериев выдвижения работников на руководящие позиции и т.д. повышают качество человеческого капитала при внутреннем найме за счет большего качества отбора, аналогично отбору при внешнем найме. Эта категория инвестиций отличается также существенным инновационным потенциалом.

Следует выделить также обучение сотрудников, направленное на приобретение ими знаний, умений, навыков, а также оказание работникам необходимой физиологической и медицинской помощи. Инвестиции в эти программы повышают человеческий капитал организации за счет работников, уже имеющихся в организации.

Таким образом, человеческий капитал организации формируется не только за счет инвестиций в свойства работников, но и за счет инвестиций в технологии внутреннего и внешнего найма.

Характеристики человеческого капитала могут измеряться в рамках системы компетенций, привязанных к деятельности работника, либо посредством оценки упомянутых выше пяти групп свойств работников. Система компетенций при этом дает представление не обо всем человеческом капитале, а только о тех его характеристиках, которые выделяются работодателем в качестве значимых для данной должности либо системы должностей.

Инвестиции в социальный капитал

Одна из главных особенностей человеческого капитала, долгое время остававшаяся не замеченной в научных и научно-практических исследованиях по данной теме и выделившаяся лишь в процессе развития теории социального капитала, состоит в том, что человеческий капитал, находящийся в организации, не всегда может быть ею использован. Более того, он не всегда может быть использован и самим человеком. Можно привести аналогию с высокотехнологичным станком в собственности компании, который не может быть использован в отсутствие квалифицированного рабочего, способного этим станком управлять. Так же и человеческий капитал нуждается для своего раскрытия в особой социальной организации. Работник не может реализовать свои компетенции, если его должностная позиция не предполагает их использование. Более того, субъективные отношения с другими работниками и его собственная мотивация также могут ограничивать реализацию его компетенций.

Социальный капитал включает в себя установившиеся взаимосвязи между людьми в социальной организации. Его нельзя отождествлять с человеческим капиталом или включать в него ни на уровне социальной организации, ни на уровне общества (национальной экономики). Он участвует и в формировании человеческого капитала (развитии человеческой личности), и в его реализации. Носителем социального капитала является не отдельный работник и не фирма как юридическое лицо, а весь трудовой коллектив социальной организации. Его нельзя приобрести в собственность фирмы юридически, однако именно фирма фактически им распоряжается.

Инвестиции в социальный капитал могут иметь совершенно различную направленность. В числе уже относительно изученных в теории менеджмента социальных объектов (подсистем), в развитие которых может инвестировать компания, можно выделить:

Систему линейного менеджмента (инвестиции в менеджмент, управленческие инновации);

Систему управления знаниями (представленную не только специализированными информационными системами, но и особыми социальными практиками);

Систему управления качеством;

Систему корпоративных коммуникаций.

Данный список ни в коей мере не претендует на исчерпанность, однако включает в себя наиболее подробно изученные в теории менеджмента социальные подсистемы. Общий принцип, применимый ко всем инвестициям в эти и иные составляющие социального капитала - любые подобные инвестиции должны быть направлены на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации. Бесполезно ожидать от них увеличения самого человеческого капитала. Так, система управления знаниями не сможет помочь организации, сотрудники которой некомпетентны и не только не генерируют никаких новых знаний, но и не владеют своей профессией. И в то же время организации с относительно высоким качеством человеческого капитала остро нуждаются в социальном капитале, позволяющем раскрыть компетенции сотрудников.

Инвестиции в человеческий потенциал

Следует различать человеческий капитал как фактор производства, конвертирующийся в прибыль компании, и человеческий потенциал как прогнозную оценку возможностей человека в заданных условиях. Это понятие учитывает не только те способности, носителем которых является человек, но и различные социальные условия, которые способствуют либо препятствуют развитию или эффективному использованию человеческого капитала.

Человеческий потенциал, таким образом, является прогнозной оценкой развития человеческого капитала в конкретных социоисторических условиях с учетом воздействия различных факторов макроокружения.

Однако этот прогноз зависит не только от свойств человека, но и в большей степени от его социального окружения (социального капитала), а также составляющих организационной инфраструктуры, находящихся непосредственно в собственности фирмы. Примером такой инфраструктуры могут быть обучающие программы, условия труда и иные объекты материального окружения, т.е. часть физического, а не человеческого капитала, которая приобретается фирмой не для использования в процессе производства, а в качестве инвестиций в персонал. Именно этот вид инвестиций, находящийся на стыке человеческого и социального капитала, предлагается обозначить как инвестиции в человеческий потенциал.

Рассмотрев различные виды инвестиций организации в человеческие ресурсы, мы можем обобщить различия между ними, обуславливающие целесообразность выделения различных классов инвестиций в этой сфере. Инвестиции в численность человеческих ресурсов позволяют организации укомплектовать штат в соответствии с существующей социальной организацией. Инвестиции в человеческий капитал обеспечивают качество человеческих ресурсов за счет свойств, являющихся неотъемлемой и неотчуждаемой частью самих работников. Инвестиции в социальный капитал позволяют установить социальные практики, наилучшим образом раскрывающие доступный организации человеческий капитал. Наконец, инвестиции в человеческий потенциал формируют материальный капитал, необходимый организации для формирования ее человеческого капитала.

Инвестирование в человеческие ресурсы должно происходить целенаправленно, с осознанием показателей, отражающих коммерческую отдачу от инвестиций для организации. Каждому классу рассмотренных инвестиций соответствуют свои показатели, которые недопустимо смешивать с показателями других классов.

Источники

1. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал - интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности. - М.: НИУ ВШЭ, 2011.

2. Современные проблемы управления в контексте вызовов XXI века / Коллективная монография. - М.: ЮРАЙТ, 2013.

3. Социальные инновации управления человеческими ресурсами в современном информационном обществе / Под ред. Л.Н. Ивановой-Швец, А.А. Корсаковой. - М.: Юрайт, 2014.

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: ЭКСМО, 2007.

5. Блауг М. Методология экономической науки // Вопросы экономики. - 2004.

6. Корицкий А.В. Истоки и основные положения теории человеческого капитала // Креативная экономика. - 2007. - № 5.

7. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. // Экономическая социология. Электронный журнал. - 2002.- № 4. - Т. 3.

8. Разнодежина Э.Н. Человеческие ресурсы: их роль и значение // Управление экономическими системами. - 2011. - №1.

9. Иванова-Швец Л.Н., Корсакова А.А., Тарасова С.Л. Управление персоналом. - М.: ЕАОИ, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Наемные работники как субъекты инвестиций в человеческий капитал. Особенность инвестиций в человеческий капитал, их отличие от иных инвестиций. Государство как субъект инвестиций в человеческий капитал. Инвестиции в образование и повышение квалификации.

    презентация , добавлен 12.11.2010

    Рассмотрение теоретико-практических основ инвестиций в человеческий капитал, а также определение их влияния на интересы российского общества. Анализ возможных способов удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2012

    Человеческий капитал как творческий, интеллектуальный ресурс, его роль в развитии современной экономики: сущность категории, структура, факторы его формирования и показатели оценки. Состояние человеческого капитала в РБ, инвестиции в его развитие.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Практический анализ статистических данных по объемам инвестиций в основной капитал предприятий АРК: относительные величины структур; коэффициенты роста объема инвестиций; темпы роста и прироста инвестиций; Инвестиции в основной капитал предприятий АРК.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2007

    Сущность и содержание категории "человеческий капитал", его роль в инновационном развитии экономики. Особенности и проблемы формирования и накопления человеческого капитала в Республике Беларусь: источники, формы, детерминанты, направления инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2017

    Концепция человеческого капитала и ее роль в экономическом процессе. Подходы к формированию человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал как условие инновационного развития и конкурентоспособности. Общие сведения и характеристика организации.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Фонды прямых инвестиций. Частные, государственные и иностранные инвестиции. Собственные финансовые ресурсы. Эмиссия ценных бумаг. Портфельные иностранные инвестиции. Теория динамики инвестиций. Значение инвестиций для развития экономики России.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2013

    Сущность человеческого капитала как экономической категории. Инвестиции в науку, послевузовское образование, в здравоохранение, основные показатели эффективности. Долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2013

    Понятие, виды, формирование и накопление человеческого капитала. Человеческий капитал и проблема распространения доходов, инвестиции в человеческий капитал. Реализация человеческого фактора, его воздействие на рыночную экономику и методика оценки.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Инвестиции, их классификация и теории спроса на инвестиции. Спрос на инвестиции. Сбережения как источник инвестиций. Модель макроэкономического равновесия. Модель "IS" (инвестиции-сбережения). Проблемы превращения сбережений в инвестиции в России.

Инвестиции в человеческий капитал (ресурс).

12.1. Теоретические основы современной концепции человеческого капитала.

12.2. Человеческий капитал и проблема распределения доходов.

12.3. Теория "фильтра": трактовка образования как средства отбора средств или сигнализации.

12.4. Концепция - анализ человеческих ресурсов.

12.5. Измерение индивидуальной стоимости работника.

12.6. Методы оценки эффективности при инвестициях в человеческий капитал.

12.6.1. Основные модели измерения результатов инвестирования в человека.

12.6.2. Оценка выгодности инвестиций в образование.

12.6.3. Методика оценки эффективности Инвестиций Джека Филпипса.

12.6.4. Управление инвестициями в персонал на примере метода, который использует корпорация * Апджон ".

12.7. Человеческий капитал и трудовая мобильность.

В современных условиях проблема использования человеческого капитала становится все более актуальной. Решающая роль в развитии экономики страны отдается человеку как носителю богатства, что приводит максимальное использование человеческих ресурсов. Например, в США норма отдачи вложений на получение среднего образования составляет от 10 до 13%, а вложений в получении высшего образования от 8 до 10%. Человеческий капитал является очень важной формой инвестиций в развитых рыночных экономиках. По оценкам Всемирного банка человеческий капитал превышает 80% всех продуктивных богатств в Японии и 60% в США. В Австралии и Канаде, обладающий огромными природными ресурсами и сравнительно небольшим, но высокообразованным населением, доля человеческого капитала составляет около 20% производительных богатств этих стран.

Последние годы на Украине можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким ростом темпов ее изменения и ужесточением конкуренции. Все это привело к поиску скрытых резервов и новых путей повышения

эффективности. Из всех организационных ресурсов именно "человеческий ресурс" или "человеческий потенциал" становится ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. "Человеческий фактор" стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, пожалуй, и важнее, чем заводы, оборудование, технологии и т. П.

Если проанализировать структуру долгосрочных инвестиций в экономически развитых странах, то можно сделать вывод о повороте инвестиционной политики с преимущественных вложений в новое оборудование и технологии на инвестиции в подготовку и развитие научного, технологического и управленческого персонала. Например, в Японии на новые технологии и оборудование тратится 8% ВВП, а на образование и переподготовку персонала - 16%, в США эта доля еще выше - 20% ВНП. Доказано, что вложения в персонал являются наиболее выгодными в долгосрочном плане.

Теоретические основы современной концепции человеческого капитала

С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов-классиков к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, тогда как ранее основными были проблемы использования налично-данной рабочей силы. Структурные изменения в экономике послужили той объективной основой, на которой возникла современная концепция человеческого капитала.

Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западных учебников по экономике. У, истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой "школы Чикаго" - лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позже большой вклад в ее разработку внесли Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и др.

Классическим произведением, во многом определил дальнейшее направление исследований в этой области, считается книга Гэри Беккера "Человеческий капитал".

Эта концепция лежит в русле неоклассического направления, но набор аналитических инструментов неоклассической школы используется ею для изучения тех социальных институтов (образование, здравоохранение и т. Д.), Которые оставались раньше пределами экономического анализа.

Центральная методологическая установка "Чикагской школы" человеческого капитала - объяснять экономические процессы на основе принципа максимизируя поведения индивидуумов - перенесена на самые разные сферы внерыночной деятельности человека.

При этом акцент делается на количественном анализе. Концепция "Чикагской школы", предполагает, что вложение средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности проводятся на рациональной основе - ради получения больших прибылей в будущем. Эти инвестиции в человеческий капитал являются исключительно важными для семьи и для всего общества. К ожидаемой отдачи от инвестиций в человеческий капитал относятся высокий уровень заработков, больше удовольствия от выбранной работы в течение жизни, а также высшая оценка нерыночных видов деятельности.

В целом неоклассическая теория рынка труда содержит: 1) теорию спроса на труд, включая теорию предельной производительности и связанный с ней аппарат производственных функций; 2) теорию предложения труда, которая, в общем, состоит из моделей выбора между работой и досугом и моделей инвестирования в человеческий капитал.

Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые способствуют росту его производительной силы. Человеческий капитал, как определяют его большинство экономистов, состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Он является формой капитала, так как является источником будущих заработков, или будущих удовольствий, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека.

Продуктивные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала на том основании, что их развитие требует значительных затрат времени и материальных ресурсов и они, подобно физического капитала, обеспечивают своему владельцу высокий доход.

Рентабельность человеческого капитала исчисляется отнесением доходов от него к его стоимости. Показатель этот получил название "норма отдачи". Норма отдачи, по мнению экономистов-неоклассиков, выполняет те же функции, которые в отношении физического капитала выполняет норма прибыли, а именно - измеряет степень эффективности человеческих инвестиций и реализует их распределение.

Важнейшими формами инвестиций в человека западные экономисты считают образование, подготовку на производстве (on - the job training), медицинское обслуживание, миграцию, поиск информации о ценах и доходах "рождения детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, то есть увеличивают объем человеческого капитала. Здравоохранение, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, то есть туда, где цена за услуги человеческого капитала выше.

Рождение детей и уход за ними является формой воспроизводства человеческого капитала в следующем поколении.

Образование и здравоохранение это факторы долговременного действия. Продуктом процесса образования является качественно новая рабочая сила с высоким уровнем квалификации, способная к труду большей сложности. Здравоохранение делает человека способным к более интенсивной и длительной работы. В отличие от них миграция и поиск информации выступают как факторы кратковременного действия. Если образование и здравоохранение связаны с активным ростом стоимости рабочей силы, то миграция и поиск информации отражают колебания цены рабочей силы вокруг стоимости. Миграция и поиск информации - это процессы распределительного порядка, тогда как образование и здравоохранение с отдельными моментами в производстве рабочей силы. Западные экономисты признают, что создание человеческого капитала требует активных трудовых усилий от инвестора.

Человеческий капитал (то есть запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, рост стоимости капитала не требует от владельца каких-либо затрат труда с его стороны. Формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенную технико-экономическую сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущем потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба вида вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.

error: