Минэкономразвития подготовило проект стратегии пространственного развития рф. «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации Отсутствие единой государственной стратегии пространственно экономического развития

Председатель Совета Федерации Валентина МатвиенкоМатвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга
провела парламентские слушания «О разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации», подготовленные и организованные Комитетом Совета Федерации по экономической политике.

В мероприятии, посвященном обсуждению итогов разработки одного из важнейших документов стратегического планирования, приняли участие Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, заместитель Председателя Совета Федерации Евгений БушминБушмин
Евгений Викторович
представитель от исполнительного органа государственной власти Ростовской области
, председатель Комитета СФ по экономической политике и др.

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 12 июля 2018 года (Протокол № 154)

Участники парламентских слушаний, состоявшихся под председательством Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко: члены Совета Федерации, Министр экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкин, Глава Республики Бурятия А.С. Цыденов, Губернатор Ставропольского края В.В. Владимиров, представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вице-президент Международной Академии архитектуры, руководитель Центра пространственного планирования МАРХИ А.В. Боков, представители научного, экспертного сообществ и общественных организаций, рассмотрев и обсудив представленные подходы к разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации, отмечают следующее.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации (далее – Стратегия) - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации – разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Стратегия исходит из целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 01.03.2018 г., с учетом приоритетов пространственного развития, изложенных в Концепции стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной решением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 года, и в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Участники парламентских слушаний отмечают, что в настоящее время основными тенденциями пространственного развития Российской Федерации являются:

Усиление роли крупнейших городов в экономике страны;

Концентрация экономической деятельности в ограниченном числе центров экономического роста;

Нарастание транспортных и экологических проблем, социальных диспропорций в крупнейших городах и на прилегающих территориях, сокращение численности населения малых и средних городов;

Исторически сформировавшаяся в ряде субъектов Российской Федерации экономическая специализация, препятствующая развитию востребованных на рынке производственных отраслей экономики;

Низкая миграционная подвижность населения внутри страны, замедляющей структурные изменения на рынках труда в субъектах Российской Федерации;

Низкая транспортная доступность территорий Российской Федерации;

Недостаточное использование транзитного потенциала Российской Федерации на направлениях «Запад-Восток» и «Север-Юг».

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» к главным стратегическим угрозам национальной безопасности в области экономики относит, в том числе, неравномерное развитие регионов и снижение устойчивости национальной системы расселения.Для обеспечения экономической безопасности основные усилия необходимо направить на устранение дисбалансов в территориальном планировании, развитии рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктурах, на формирование новой географии экономического роста, современных отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития Российской Федерации поручено разработать с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и до 1 октября 2018 года утвердить комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусматривающий реализацию к 2024 году:

Развития транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг», а также международного транспортного маршрута «Европа-Западный Китай»;

Повышения экономической связанности территорий Российской Федерации через расширение и модернизацию железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры;

Стабильного обеспечения потребителей доступной электроэнергией на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Стратегия должна стать основой, фундаментально скрепляющей различные отраслевые стратегии, государственные программы социально-экономического развития Российской Федерации.

Поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации базируется на экономических приоритетах, позволяющих создать и обновить инфраструктуру страны в совокупности с решением социальных задач. Комплексный подход при решении вопросов размещения производительных сил предусматривает создание экономических условий для сохранения культурных и духовных ценностей, сбережения объектов культурного наследия - памятников архитектуры и градостроительного искусства, улучшения качества окружающей среды и экологических аспектов жизнедеятельности, сохранения природных и культурных ландшафтов.

Конкурентные преимущества каждого субъекта Российской Федерации следует определять комплексно, с учетом факторов его развития, оценки социально-демографического, природно-ресурсного, производственно-экономического, транспортно-инфраструктурного, географического, пространственно-расселенческого, институционально-управленческого, научно-инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов.

Представленные Минэкономразвития России материалы по Стратегии содержат основные направления пространственного развития на среднесрочную перспективу, основанные на большом объеме проведенных научных исследований, при явном акценте на приоритет снятия инфраструктурных ограничений. Недостаточно проработаны вопросы размещения производительных сил и системы расселения на территории страны, выстраивания реальных экономических связей между хозяйствующими субъектами по кооперационному участию в производстве. Реализацию конкурентных преимуществ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отдельных территорий предлагается осуществлять в основном через развитие эффективных экономических специализаций. В сценарных вариантах пространственного развития комплексно не определен механизм сокращения межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации при объективно сложившейся тенденции преимущественного развития крупных городов и иных центров экономического роста. Ряд положений, содержащихся в проекте Стратегии, носят декларативный характер, так как не содержат предложений по механизмам реализации приоритетных направлений пространственного развития Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, участники парламентских слушанийрекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации своевременное утверждение Стратегии, направленной на комплексное развитие различных типов территорий Российской Федерации, поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации и снятие инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии региональных экономик, разработку плана мероприятий по ее реализации и мониторингу;

2) при разработке Стратегии – во исполнение задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путиным Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ‑ исходить из:

Определения горизонтов стратегического планирования на период до 2035 года и стратегического видения до 2050 года;

Актуальности разработки нормативных правовых актов территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Необходимости определения характера и принятия мер, создающих объективные предпосылки сбалансированного развития агломерационных и других форм расселения на территории страны;

Создания предпосылок размещения производств, финансовых и иных ресурсов, как в агломерационных центрах экономического роста, так и в других типах территорий, включая обеспечение устойчивого развития сельских территорий, сокращение разрывов в социально-экономическом развитии различных субъектов Российской Федерации;

Запроса на повсеместное использование преимуществ цифровой экономики, прежде всего - устранение «цифрового неравенства» регионов через создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, доступной для всех территорий Российской Федерации, внедрения технологий спутниковой связи, повышения ценовой доступности Интернет-услуг для населения труднодоступных и удаленных районов, развития сети центров хранения и обработки массивов цифровых данных;

Соблюдения принципов сбалансированного развития субъектов Российской Федерации, реализации бюджетно-финансовой политики, исключающей ситуации возникновения избыточных долговых нагрузок на региональные и муниципальные бюджеты Российской Федерации;

Необходимости обеспечения взаимоувязки Стратегии с бюджетным планированием;

Реализации задач совершенствования «опорного каркаса» страны (системы поселений и связывающих их коммуникаций федерального и регионального значения) ‑ с учетом особенностей различных природно-климатических условий, наличия особо охраняемых природных территорий, сложившегося характера промышленно-хозяйственного освоения пространств, плотности населения, развития транспортных систем и коммуникаций;

Необходимости разработки механизмов взаимоувязки отраслевых документов стратегического планирования, схем территориального планирования, федеральных целевых и государственных программ Российской Федерации;

Потребностей расширения и укрепления межрегиональных связей в различных областях для развития кооперации между субъектами Российской Федерации и реализации проектов межрегионального сотрудничества;

Актуальности освоения Арктической зоны Российской Федерации и территорий Крайнего Севера, драйвером роста которых является развитие Северного морского пути, что включает в себя нормативно-правовое обеспечение деятельности, комплекс мер по газификации, развитию портовой и прибрежной инфраструктуры для круглогодичной работы, создание единого оператора Северного морского пути, купирование экологических рисков;

Необходимости всестороннего учета специфики развития геостратегических территорий Российской Федерации во взаимодействии с прилегающими к ним территориями;

Целесообразности отнесения к геостратегическим территориям Российской Федерации закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);

3) при формировании комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры учесть:

Актуальность задействования потенциалов, перспектив модернизации, принципиальный рост пропускной и провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей для целей стратегического развития Российской Федерации;

Необходимость принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих корректировку стратегий и программ развития регионов для формирования транспортной инфраструктуры международного транспортного коридора «Север-Юг» и создания единого оператора означенного международного транспортного коридора;

Достижения целей развития, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года от №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и соответствующих совершенствованию структуры внешнеторгового товарооборота, а также расширения приграничного сотрудничества и устранения логистических ограничений (увеличения числа пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации);

Необходимость и значимость дальнейшей включенности Российской Федерации в единое евразийское экономическое пространство;

4) учитывать при разработке и корректировке документов стратегического планирования:

Важность повышения мобильности трудовых ресурсов, возможностей профессионального развития и непрерывного образования экономически активного населения, переподготовки и повышения квалификации работников различных отраслей, совершенствования систем довузовского, профессионального и высшего образования;

Обеспечение гарантированных стандартов качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе, государственных, муниципальных и медицинских услуг, достойных условий труда и социальной защиты, независимо от места проживания граждан Российской Федерации;

5) рассмотреть вопрос о создании межведомственного органа, наделенного полномочиями по координации процессов разработки и реализации системы документов стратегического планирования.

20 января. сайт - Сегодня в Суздале представители министерства экономического развития и эксперты обсудят проект Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года. Документ, подготовленный Минэкономразвития, предусматривает приоритетное развитие геостратегически важных территорий - Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации, Северного Кавказа, Калининградской области, Республики Крым и города Севастополь. Проект Стратегии пространственного развития РФ был разработан в соответствии с 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Причин появления этого документа, пишут "Известия" , несколько - авторы называют внешние и внутренние вызовы пространственному развитию страны. Среди внешних - завершение очередного цикла развития мировой экономики и переход к новому технологическому укладу, изменение географической конфигурации мировых центров, глобальные изменения территориальной структуры расселения, существенное увеличение численности населения, дефицит сельскохозяйственных земель и источников чистой питьевой воды. А среди внутренних - ожидаемое отсутствие стабильного роста численности населения, неуклонное его старение и сокращение доли его экономически активной части. Помимо этого, среди проблем - концентрация населения и экономической активности в крупнейших агломерациях страны, устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии России и низкая инфраструктурная обустроенность территории. Все эти тенденции, по мнению авторов документа, будут усиливаться, а диспропорции развития регионов увеличатся, если не заняться пространственным развитием всей страны на научной основе. Авторы документа отмечают, что "общим направлением изменения пространственной структуры экономики России за период 1990-2015 годах по большинству показателей экономической деятельности (кроме добычи полезных ископаемых) явилось увеличение доли западных регионов за счет снижения доли восточных". Готовых и четких рецептов в Стратегии пока нет. Но авторы документа говорят о необходимости "развития городских агломераций и их систем как центров ускоренного экономического роста", "совершенствовании системы расселения", "развития сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства". А в числе основных задач Стратегии пространственного развития называется создание макрорегионов: "формирование крупных пространственных структур - глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синергетический эффект от взаимодополняющей реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей". В рамках Стратегии пространственного развития предлагаются три сценария пространственного роста. Первый сценарий - консервативный - предполагает в долгосрочной перспективе пролонгацию характерных для предшествующего периода тенденций пространственного развития. То есть дальнейшее неуправляемое сжатие освоенного пространства, концентрацию населения в центре страны и в наиболее благополучных регионах и городах, рост поляризации между растущими и депрессивными регионами, сохранение современных составов лидеров и аутсайдеров и консервацию пропорций в распределении экономической активности между западной и восточной частями страны. Второй - сценарий конкурентного роста - основывается на модели поляризованного развития, предполагает высокий уровень открытости российской экономики, когда на пространственное распределение экономической активности и специализацию регионов существенное влияние оказывают глобальные тренды. Новая каркасная структура пространственной организации страны сформируется на основе регионов-лидеров, а также крупных агломераций, связанных развитой системой транспортных коммуникаций. Третий сценарий диверсифицированного пространственного роста исходит из предположений, что каждый регион уникален с точки зрения не только его экономики, но и человеческого потенциала, экологии, культуры. Сценарий предполагает, что пространственное развитие определяется ростом, основанным на внутренних источниках для каждого региона, а также на эффективном использовании потенциала их межрегиональных взаимодействий.

Разрабатываемая в настоящее время Стратегия пространственного развития России должна будет предложить инструменты для развития всех регионов страны, запуска новых точек роста, выравнивания социально-экономического положения регионов. Не последнее место в Стратегии отводится агломерациям, в том числе Новосибирской – крупнейшей в стране.

Устойчивое сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации является одним из необходимых условий успешного поступательного развития государства в целом и предполагает сокращение чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов, в уровне и качестве жизни граждан, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.

Принципы, цели, приоритетные задачи, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития страны определены в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года , утвержденных указом президента России.

Также в соответствии с федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» приоритеты, цели и задачи регионального развития страны и меры по их достижению и решению должны быть определены в Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

Разрабатываемый в Министерстве экономического развития РФ проект Стратегии пространственного развития после утверждения станет важнейшим элементом государственной системы стратегического планирования России.

Стратегия

Проектируемая Стратегия пространственного развития будет содержать, в частности, обязательные для исполнения органами государственной власти всех уровней перечень и укрупненную схему размещения подлежащих созданию (модернизации) объектов инфраструктуры федерального значения, которые подлежат включению в схемы территориального планирования РФ, госпрограммы, инвестиционные программы федеральных инфраструктурных компаний, а также перечни перспективных экономических специализаций в разрезе субъектов Федерации, обязательные для формирования состава приоритетных расходных обязательств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, подлежащих отраслевой финансовой поддержке из федерального бюджета.

Стратегия пространственного развития и документы, которые будут разработаны на ее основе, должны обеспечивать достижение национальных целей развития Российской Федерации и решение стратегических задач, в том числе указанных в перечне поручений президента РФ по реализации послания президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года.

Экономическая и социальная составляющие стратегии пространственного развития России до 2030 года должны быть равноправными по значимости для государства и общества, считает председатель Совфеда Валентина Матвиенко.

«Прежде всего, вопрос о приоритетах Стратегии. Судя по выступлениям ее разработчиков, акцент делается на инвестиционные, отраслевые и инфраструктурные аспекты пространственного планирования. Первостепенное значение этих тем сомнений не вызывает. Но не меньшее значение имеют и социальные аспекты пространственного развития. Ведь пространство России – это не только место размещения производительных сил, но и территория социальной, культурной, духовной жизни людей», – написала спикер в своей статье для газеты «Известия». По ее словам, комфорт, благополучие граждан – абсолютный приоритет деятельности государства. «Казалось бы, это азбучные истины. Однако на практике при решении вопросов, связанных с размещением инвесторами новых производственных объектов, как правило, верх берут частные интересы компаний и отраслевые предпочтения федеральных министерств и ведомств», – добавила Валентина Матвиенко.

Интересы регионов

В то же время интересы регионов – создание новых рабочих мест, наполнение доходных статей бюджета, улучшение за счет этого качества жизни людей – зачастую находятся на втором плане.

Спикер Совета Федерации считает, что документ должен предложить механизмы координации производственных, инвестиционных, инфраструктурных программ, осуществляемых различными уровнями власти. Но экономической эффективностью цели управления пространственным развитием страны не исчерпываются. Стратегия обязана содержать инструменты, которые обеспечат учет и реализацию интересов регионов в области здравоохранения, образования, культуры, уровня жизни населения, благоустройства территории, дорожного строительства и т. д. Поскольку жизнь показывает: автоматически сам по себе оптимальный баланс экономической и социальной составляющих пространственного развития не возникает. Обеспечить его может только регулирующая деятельность органов власти всех уровней.

Экономическая и социальная составляющие стратегии пространственного развития России до 2030 года должны быть равноправными по значимости для государства и общества.

«Словом, Стратегия пространственного развития – документ, экономическая и социальная составляющие которого должны быть равноправными по своей значимости для государства, общества. Он должен быть нацелен на обеспечение достойных условий жизни граждан на всей территории страны, где бы человек ни жил. Хочу подчеркнуть, что в решении этих вопросов важно не наступать вновь на одни и те же грабли. Я имею в виду – не сбиваться на командно-административные меры планирования и управления. Стратегия должна базироваться на принципах и механизмах рыночной экономики», – отметила Валентина Матвиенко.

Таким образом, Стратегия пространственного развития России до 2025 года, готовящаяся в настоящее время, будет призвана выровнять дисбаланс между разными регионами, прежде всего по уровню жизни.

Вице-премьер Виталий Мутко отметил, что это принципиально новый документ, который ранее не создавался в управленческой практике нашей страны. При этом важно дать возможности для развития не только агломерациям. Задачами стратегии также будет создание новых региональных точек роста и стимулирование конкуренции между субъектами.

«Если развивать страну, то развивать ее всю», – подчеркнул вице-премьер. По словам Виталия Мутко, в документе будут описаны экономические специализации для каждого субъекта РФ и типы разных территорий. Например, агломерации, геостратегические территории, малые и средние города, сельские поселения, а также перспективные региональные центры. Кроме того, Стратегия будет включать комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры для снятия инфраструктурных ограничений, а также механизмы поддержки точек роста с помощью налоговых льгот так называемого единого инструмента развития территорий.

Основная роль в разработке Стратегии перспективного развития территорий принадлежит регионам, с которыми Минэкономразвития сейчас отрабатывает их замечания и предложения, направленные в ведомство до апреля 2018 года.

Большинство региональных проектов связаны с инфраструктурой: строительством транспортных авиаузлов, скоростных железнодорожных и автомобильных дорог, созданием территорий опережающего развития и особых экономических зон. Также есть и экологические проекты.

Среди инициатив – строительство аэропорта в Магнитогорске, скоростной железнодорожной ветки между Самарой и Тольятти и намыв берегов в Калининградской области. Правительство Калининградской области предложило проекты, связанные с транспортной инфраструктурой Нового Шелкового пути, укреплением берегозащиты и намывом берегов, а также мелиорацией земель. Общая сумма оценивается почти в 150 млрд руб.

Вопросы развития Новосибирской агломерации как крупнейшей в стране также в полной мере будут отражены в готовящейся окончательной редакции Стратегии пространственного развития России.

«Новосибирск – это не только одна из крупнейших в стране агломераций, и какой бы ни была окончательная редакция Стратегии пространственного развития, понятно, что вопросы развития этой агломерации там будут отражены в полной мере. Все запросы и инициативы, которые сейчас активно продвигает команда врио губернатора Новосибирской области Андрея Травникова , обязательно найдут там отражение», – сказал вице-премьер РФ Максим Акимов.

Вице-премьер отметил, что это вопрос развития не только области и Новосибирской агломерации, но вопрос развития Сибири, Дальнего Востока и всего большого восточного региона страны. По его словам, роль Новосибирска – это роль крупнейшего индустриально-логистического инновационного хаба, который питает в прямом и переносном смысле большое количество территорий.

Ожидается, что Стратегия будет задавать ориентиры для разработки и корректировки схем территориального планирования, отраслевых документов стратегического планирования, стратегий социально-экономического развития макрорегионов и субъектов РФ. Документ будет содержать план реализации.

Пространственная стратегия вскоре станет публичной и будет доступна для широкого обсуждения. Работу над документом планируется завершить в августе, а принять – до конца 2018 года.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации, необходимая для социально-экономического развития макрорегионов и субъектов страны, может быть принята до конца 2018 года, сообщила пресс-служба аппарата Совета безопасности РФ.

Постановление Правительства РФ от 20 августа 2015 г. N 870
"О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации"

В соответствии с частью 5 статьи 20 , частью 5 статьи 40 и со статьей 42 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации;

Правила осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 370 "О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1820).

Положение
о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет содержание, состав, порядок разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее - стратегия) и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации.

2. Стратегия разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

3. Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации, а также меры по их достижению и решению.

4. Стратегия разрабатывается применительно ко всей территории Российской Федерации.

5. Стратегия утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации.

6. Стратегия включает в себя:

а) анализ тенденций и проблем пространственного развития Российской Федерации;

б) цели, задачи и приоритеты пространственного развития Российской Федерации;

в) принципы пространственного развития Российской Федерации;

г) основные направления пространственного развития Российской Федерации;

д) этапы реализации стратегии;

е) сценарии пространственного развития Российской Федерации, в том числе приоритетный (целевой) сценарий;

ж) механизмы реализации стратегии;

з) приложения, содержащие перечень перспективных центров экономического роста, состав макрорегионов Российской Федерации, перечень геостратегических территорий Российской Федерации, перечень перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, целевые показатели пространственного развития Российской Федерации.

7. При подготовке стратегии разрабатываются обосновывающие материалы, которые включают в себя статистические, аналитические, картографические и иные материалы, определяющие и иллюстрирующие основные решения и положения стратегии. Указанные материалы не входят в состав документа, утверждаемого распоряжением Правительства Российской Федерации.

9. Стратегия разрабатывается Министерством экономического развития Российской Федерации при взаимодействии с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. К разработке стратегии привлекаются научные, проектные и исследовательские организации.

10. В ходе подготовки стратегии федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают достоверность предоставляемой информации.

При подготовке стратегии используются федеральная информационная система стратегического планирования и другие федеральные информационные системы и информационные ресурсы.

11. Для разработки стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации утверждает состав межведомственной рабочей группы по подготовке стратегии, в который входят представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также научных, проектных и исследовательских организаций.

12. Разработка стратегии осуществляется в соответствии со следующими этапами:

а) выбор привлекаемых к разработке проекта стратегии научных, проектных и исследовательских организаций;

б) сбор и обработка информации, необходимой для разработки стратегии;

в) подготовка проекта концепции стратегии, его рассмотрение и одобрение межведомственной рабочей группой по подготовке стратегии;

г) подготовка проекта стратегии в соответствии с одобренной концепцией и внесение в установленном порядке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении стратегии в Правительство Российской Федерации.

13. Министерство экономического развития Российской Федерации обеспечивает размещение стратегии в федеральной информационной системе стратегического планирования.

Правила
осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2015 г. N 870)

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее - стратегия).

2. В целях контроля реализации стратегии Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации, участвующими в реализации стратегии, проводится мониторинг реализации стратегии.

3. Реализация стратегии осуществляется в соответствии с планом реализации стратегии, который разрабатывается Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными органами государственной власти в течение 6 месяцев со дня утверждения стратегии и утверждается Правительством Российской Федерации.

4. План реализации стратегии разрабатывается на период ее реализации и содержит перечень наиболее важных социально значимых мероприятий и контрольных событий с указанием сроков их исполнения и ответственных исполнителей.

5. Мониторинг реализации стратегии осуществляется на основе оценки исполнения мероприятий плана реализации стратегии и комплексной оценки достижения значений показателей пространственного развития Российской Федерации, предусмотренных стратегией.

6. В ходе мониторинга реализации стратегии также осуществляется:

а) сбор и систематизация информации о корректировке документов территориального планирования Российской Федерации и о реализации инфраструктурных проектов, реализующихся в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, и анализ этой информации на предмет соответствия положениям стратегии;

б) оценка данных о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте на предмет соответствия приоритетам совершенствования системы расселения и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, предусмотренным стратегией.

7. В целях проведения мониторинга реализации стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации:

а) разрабатывает и утверждает форму отчета о реализации стратегии и доводит ее до ответственных исполнителей мероприятий (контрольных событий) плана реализации стратегии;

б) организует сбор и обобщение информации о выполнении основных мероприятий (контрольных событий), предусмотренных планом реализации стратегии, и других данных, включая данные государственной статистики, необходимых для осуществления мониторинга реализации стратегии;

в) осуществляет запросы, в том числе в субъекты Российской Федерации, о предоставлении данных о реализации инфраструктурных проектов, реализующихся в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, а также о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте.

8. Ответственные исполнители мероприятий (контрольных событий) плана реализации стратегии в пределах своей компетенции до 1 марта года, следующего за отчетным, направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о выполнении плана реализации стратегии по форме, утверждаемой Министерством, а также другую информацию, необходимую для мониторинга реализации стратегии.

9. Министерство экономического развития Российской Федерации в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, на основании полученных отчетов и другой информации совместно с участниками реализации стратегии подготавливает доклад о результатах реализации стратегии и направляет его в Правительство Российской Федерации.

10. Доклад о результатах реализации стратегии содержит оценку выполнения основных мероприятий плана реализации стратегии, комплексную оценку достижения значений показателей пространственного развития Российской Федерации за отчетный период, результаты анализа хода реализации инфраструктурных проектов, осуществляемых в рамках государственных программ Российской Федерации и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, и результаты анализа данных о динамике внутренних и внешних миграционных потоков в территориальном аспекте, а также предложения о дальнейшей реализации стратегии, в том числе в случае необходимости корректировки стратегии, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий и (или) внесения изменений в план реализации стратегии.

11. Для осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии используется федеральная информационная система стратегического планирования.

Сегодня в Суздале представители Министерства экономического развития и эксперты обсудят проект Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года, подготовленный МЭР. Документ предусматривает приоритетное развитие геостратегически важных территорий - Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации, Северного Кавказа, Калининградской области, Республики Крым и города Севастополь. Другой важный пункт проекта Стратегии - создание макрорегионов.

Проект Стратегии пространственного развития РФ был разработан в соответствии с 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Причин появления этого документа несколько - авторы называют внешние и внутренние вызовы пространственному развитию страны. Среди внешних - завершение очередного цикла развития мировой экономики и переход к новому технологическому укладу, изменение географической конфигурации мировых центров, глобальные изменения территориальной структуры расселения, существенное увеличение численности населения, дефицит сельскохозяйственных земель и источников чистой питьевой воды.

А среди внутренних - ожидаемое отсутствие стабильного роста численности населения, неуклонное его старение и сокращение доли его экономически активной части. Помимо этого, среди проблем - концентрация населения и экономической активности в крупнейших агломерациях страны, устойчивые межрегиональные различия в социально-экономическом развитии России и низкая инфраструктурная обустроенность территории.

Конечно же, такой документ нам нужен, - сказал генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов . - Самое большое государство в мире на протяжении короткого периода времени - 100 лет - пережило три коренные формации подходов пространственного планирования. Была столыпинская установка до революции. Затем, начиная с 1930-х годов, мы строили одну систему. С 1980 года мы от жесткого планового режима перешли к формации «естественного развития без внятного государственного участия» - используется только инструмент бюджетного выравнивания. Что неизбежно приводит к значительным пространственным, а значит, социально-экономическим дисбалансам регионального развития страны. Существующая пространственная система неэффективна для бюджета, для здоровья, для оборонной безопасности, для реализации задач по добыче полезных ископаемых. И нужен некий баланс между проектным подходом и учетом естественных тенденций.

Пессимистический прогноз

То, что федеральные округа и в демографическом, и в экономическом плане развиваются крайне неравномерно, ни для кого не секрет. Самая благополучная ситуация в Центральном федеральном округе. Численность населения в нем с 1990 года к 2014 году выросла с 25,7% (от общего числа населения в стране) до 26,6%. Валовый региональный продукт с 24,6% в 1990 году вырос до 35,3% в 2014 году. А стоимость основных фондов отраслей экономики изменилась за эти годы с 22,4% до 32,1%

Весьма неблагоприятная ситуация в Дальневосточном федеральном округе. Численность населения там снизилась с 5,4% до 4,2%, валовый региональный продукт - с 6,1% до 5,5%, а стоимость основных фондов отраслей экономики - с 7,3% до 6,3%.

Кроме того, в России стабильно сокращается общее количество населенных пунктов. Например, с 1990 года число поселков городского типа уменьшилось более чем на 1 тыс., то есть почти вдвое. Количество сел уменьшается примерно на 20 тыс. в год последние 10 лет, а в трети российских сел насчитывается менее десяти жителей.

Авторы документа отмечают, что «общим направлением изменения пространственной структуры экономики России за период 1990–2015 годах по большинству показателей экономической деятельности (кроме добычи полезных ископаемых) явилось увеличение доли западных регионов за счет снижения доли восточных».

Три сценария

Готовых и четких рецептов в Стратегии пока нет. Но авторы документа говорят о необходимости «развития городских агломераций и их систем как центров ускоренного экономического роста», «совершенствовании системы расселения», «развития сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства».

А в числе основных задач Стратегии пространственного развития называется создание макрорегионов: «формирование крупных пространственных структур - глобально конкурентоспособных макрорегионов, осуществляющих долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, обеспечивающие синергетический эффект от взаимодополняющей реализации перспективной экономической специализации регионов, и способствующих встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей».

В рамках Стратегии пространственного развития предлагаются три сценария пространственного роста.

Первый сценарий - консервативный - предполагает в долгосрочной перспективе пролонгацию характерных для предшествующего периода тенденций пространственного развития. То есть дальнейшее неуправляемое сжатие освоенного пространства, концентрацию населения в центре страны и в наиболее благополучных регионах и городах, рост поляризации между растущими и депрессивными регионами, сохранение современных составов лидеров и аутсайдеров и консервацию пропорций в распределении экономической активности между западной и восточной частями страны.

Второй - сценарий конкурентного роста - основывается на модели поляризованного развития, предполагает высокий уровень открытости российской экономики, когда на пространственное распределение экономической активности и специализацию регионов существенное влияние оказывают глобальные тренды. Новая каркасная структура пространственной организации страны сформируется на основе регионов-лидеров, а также крупных агломераций, связанных развитой системой транспортных коммуникаций.

Третий сценарий диверсифицированного пространственного роста исходит из предположений, что каждый регион уникален с точки зрения не только его экономики, но и человеческого потенциала, экологии, культуры. Сценарий предполагает, что пространственное развитие определяется ростом, основанным на внутренних источниках для каждого региона, а также на эффективном использовании потенциала их межрегиональных взаимодействий.

Экспертная оценка

Экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что документ пока промежуточный и обсуждать его преждевременно.

К концепции Статегии две большие претензии. Ее три сценария пока не просчитаны, не проработаны и не прикреплены к остальной части стратегии. Но это нормально для полуфабриката, это будет дальше обсуждаться. Вторая претензия - у нее очень слабый расселенческий раздел: что происходит в расселении, что происходит с городами. Пока это очень напоминает учебник для вузов.

Макрорегионы тащат из концепции в концепцию. Для чего это нужно? Эта идея появилась в середине нулевых. Но у нас есть федеральные округа. А поднятые на флаг агломерации? Что это? Почему их 22? Ну, так захотели. Я хочу подчеркнуть, что бумаги на жизнь не влияют. Денег нет - раз. Инструменты, которые используются, большого эффекта не дают - два. В рамках вертикали - а это главное в нашей политической системе - добиться того, чтобы регионы сами хотели что-то делать, не так-то просто. Проще ходить в Минфин и деньги просить, - отмечает экономист. - Поэтому я смотрю на появление такой Стратегии абсолютно спокойно. Хотя не понимаю, почему так возбудилось экспертное сообщество. Просто еще одна бумага, на моей памяти уже третья или четвертая. Жизнь сама по себе, бумаги сами по себе.

Гендиректор «Урбаники» Антон Финогенов тоже не считает целесообразным укрупнение регионов.

Макрорегионы - это тема, которая требует серьезного обсуждения. Я пока отношусь к ней скептически. У нас есть федеральные округа и есть определенные вопросы по эффективности их функционирования. Потому что они имеют, например, административный функционал, но бюджетного функционала они не имеют. Поэтому говорить, что федеральные округа максимально широко используются, не приходится. Исходя из этого возникает вопрос. А зачем, не используя максимально широко управленческий потенциал федеральных округов в планировании развития, создавать еще какой-то дополнительный уровень, помимо федеральных округов? Этот вопрос явно межведомственный, его нужно обсуждать не только внутри Министерства экономики. Он фундаментальный, и мы только в начале пути по его обсуждению.

error: