Изменения в трудовом законодательстве и по страховым взносам. Изменения в трудовом законодательстве и по страховым взносам Внесение изменений в Стандарт для смывающих и обезвреживающих веществ, который необходим для защиты работников от химического воздей

изменениявзаконодательстве

С 1 января 2012 г. вступила в силу новая редакция п. 3 ст. 217 НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ), в соответствии с которой освобождаются от обложения НДФЛ компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом 3-кратный размер среднего месячного заработка или 6-кратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.


Что касается выходного пособия, выплачиваемого при увольнении сотрудника по соглашению сторон до 1 января 2012 г., то оно подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

1.Гарантии, льготы, компенсации

Приняты Правила, которые определяют порядок выплаты денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированным в соответствии с законодательством РФ к организациям (Порядок оказания материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 19.12.2011 N 1260). Сотрудникам выплачиваются:

  1. месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью и месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием;
  2. ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
  3. ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
  4. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
  5. ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  6. премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
  7. поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
  8. надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;
  9. коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Размеры должностных окладов устанавливаются руководителями организаций, к которым прикомандированы сотрудники, по согласованию с МВД России.


Утверждены также Правила выплаты денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях сотрудникам органов внутренних дел РФ.


Письмом ФНС России от 14.02.2012 N ЕД-3-3/433@ "О налогообложении НДФЛ компенсационной выплаты, эквивалентной стоимости молока" разъясняется, что компенсационная выплата, выплачиваемая в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов в соответствии с действующим законодательством работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ.

2.Социальное страхование

В ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) внесен ряд уточнений, касающихся особенностей определения объекта обложения страховыми взносами по выплатам и иным вознаграждениям, получаемым физическими лицами в рамках гражданско-правовых договоров, которые с учетом ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не затрагивают вопросов обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


В связи с изменениями, внесенными в ст. 46 Закона N 212-ФЗ, штраф за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам формы 4-ФСС (далее - Расчет) составляет 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.


Штраф за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом срок расчета в указанных размерах применяется к правонарушениям, совершенным после 1 января 2012 г.


Частью 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ введена ответственность страхователей за несоблюдение порядка представления Расчета в электронном виде в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 200 руб.


Кроме того, введена ответственность за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и закрытии счета в банке в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ). До 1 января 2012 г. плательщики страховых взносов могли привлекаться только к административной ответственности за несообщение указанных сведений (ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ).

3.Пенсионное обеспечение

Физические лица (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, ранее представлявшие один раз в год, но не позднее 1 марта года, индивидуальные сведения, с 1 января 2012 г. их не представляют.


Утверждены Правила исчисления среднемесячной заработной платы, исходя из которой рассчитывается размер ежемесячной доплаты к пенсии гражданам РФ, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Белоруссии и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России.


Принят коэффициент индексации с 1 февраля 2012 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,07.

"Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", 2012, N 5

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. Май 2012

За прошедший период произошли очередные изменения в нашем главном документе - ТК РФ.

Не только федеральный закон может заставить нас не применять какие-то положения ТК РФ. В декабре 2011 г. было принято очень значимое Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Е. Остаева". И хотя положение ч. 4 ст. 261 ТК РФ признано не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, устанавливает специальную (дополнительную) гарантию, направленную на обеспечение им равных с мужчинами возможностей в реализации конституционного права на труд и на достижение фактического равенства в сфере труда, зато оно признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. ст. 7, 19, 37 (ч. 1) и 38 (ч. 1 и 2) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до 3 лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

С 1 июля 2012 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.02.2012 N 16-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вывел из-под регулирования ТК РФ учебные мероприятия для спортсменов, так как все упоминания об "учебно-тренировочных мероприятиях" в гл. 54.1 "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров" заменил на "тренировочные мероприятия".

Занятость: антикризисные мероприятия

Утверждено Положение об оценке качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (далее - Положение).

Теперь Федеральная служба по труду и занятости не позднее 30 июля текущего года и 30 января года, следующего за отчетным периодом, должна представлять в Департамент занятости и трудовой миграции форму федерального статистического наблюдения N 2-Т (трудоустройство) "Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения". Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, представляют не позднее 30 июля текущего года и 30 января года, следующего за отчетным периодом, в Департамент занятости и трудовой миграции сведения, содержащиеся в Приложении к Положению.

Создана и утверждена Методика разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, который разрабатывается в целом по Российской Федерации на очередной год и плановый 2-летний период (далее - прогнозный период) по видам экономической деятельности в соответствии с перечнем разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Основным принципом разработки прогноза является его согласованность с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий прогнозный период. Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 N 1064 утвердило Методику определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Трудовая миграция

Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств принято решение ввести в действие с 1 января 2012 г. большой пакет международных договоров, среди которых - Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19.11.2010 и Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19.11.2010.

Утвержден Минздравсоцразвития России по согласованию с Минэкономразвития России Перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год. В Перечень включена 41 профессия.

На 2012 г. установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющих на территории Российской Федерации следующие виды деятельности в сфере розничной торговли и в области спорта, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности:

Розничную торговлю алкогольными напитками, включая пиво, фармацевтическими товарами, розничную торговлю в палатках и на рынках, прочую розничную торговлю вне магазинов - в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

Прочую деятельность в области спорта - в размере 25% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Социальное партнерство

Утвержден План мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы.

За прошедший период зарегистрировано более 20 отраслевых соглашений. Интересно, что часть этих соглашений относится к гражданским служащим. Так, Роструд сообщает, что зарегистрированы Отраслевое соглашение по органам и организациям Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на 2012 - 2014 годы, Отраслевое соглашение по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2012 - 2014 годы, Отраслевое соглашение по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2012 - 2014 годы, Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2012 - 2014 годы, Отраслевое соглашение в оценочной деятельности в Российской Федерации на 2012 - 2014 годы (утв. Общероссийским межотраслевым объединением работодателей аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, Всероссийским профессиональным союзом работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций), срок действия Отраслевого соглашения по Федеральной службе безопасности РФ на 2008 - 2010 годы продлен до 26 декабря 2013 г. и т. д.

Все отраслевые соглашения прошли уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, и условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не выявлено.

Охрана труда

В Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были внесены изменения: утратил силу п. 6, который нарушал права граждан, получивших увечье не при исполнении трудовых обязанностей, обязывая их определять степень утраты профессиональной трудоспособности только учреждениями судебно-медицинской экспертизы. Он был признан недействующим Решением Верховного Суда РФ от 29.06.2011 N ГКПИ11-521, а теперь исключен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 920.

Стимулирование и оплата труда

Письмо ФНС России от 15.02.2012 N ЕД-2-3/111@ "О налогообложении НДФЛ минимального размера оплаты труда" разъясняет, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, поименованы в ст. 217 НК РФ. Освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц минимального размера оплаты труда НК РФ не предусмотрело.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21.02.2012 N 03-04-06/6-40 "О налогообложении сумм оплаты организацией своим работникам путевок на санаторно-курортное лечение" указывает, что согласно п. 9 ст. 217 НК РФ к доходам, освобождаемым от обложения НДФЛ, относятся, в частности, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые за счет средств организаций, если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Организация вправе использовать сформированный в текущем году резерв на выплату годового вознаграждения работникам по итогам работы за предыдущий год при условии, что в предыдущем году указанный резерв не формировался и выплата предусмотрена в текущем году.

Порядок создания резерва на выплату вознаграждений по итогам года аналогичен порядку создания резервов на оплату отпусков. Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов.

При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

С 1 января 2012 г. вступила в силу новая редакция п. 3 ст. 217 НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ), в соответствии с которой освобождаются от обложения НДФЛ компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом 3-кратный размер среднего месячного заработка или 6-кратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Что касается выходного пособия, выплачиваемого при увольнении сотрудника по соглашению сторон до 1 января 2012 г., то оно подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Гарантии, льготы, компенсации

Прошедший период был щедр на документы, регламентирующие различные выплаты сотрудникам внутренних органов, пожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и таможенной службы. Отрегулированы компенсации за использование автомобиля в служебных целях, предоставление жилого помещения и т. д.

Обратите внимание на Порядок оказания материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 19.12.2011 N 1260. Заранее определить размеры и основания для получения материальной помощи может быть удобно и для коммерческой организации.

Приняты Правила, которые определяют порядок выплаты денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным в соответствии с законодательством Российской Федерации к организациям (далее - сотрудники). Сотрудникам выплачиваются:

а) месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью и месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием;

б) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;

г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;

д) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

е) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;

ж) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;

з) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;

и) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Размеры должностных окладов устанавливаются руководителями организаций, к которым прикомандированы сотрудники, по согласованию с МВД России.

Утверждены также Правила выплаты денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, в которых установлены следующие предельные размеры денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях:

Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 3300 руб. в месяц;

Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см - 4100 руб. в месяц;

Мотоциклы - 1650 руб. в месяц.

Письмом ФНС России от 14.02.2012 N ЕД-3-3/433@ "О налогообложении НДФЛ компенсационной выплаты, эквивалентной стоимости молока" разъясняется, что компенсационная выплата, выплачиваемая в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов в соответствии с действующим законодательством работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Социальное страхование

В ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) внесен ряд уточнений, касающихся особенностей определения объекта обложения страховыми взносами по выплатам и иным вознаграждениям, получаемым физическими лицами в рамках гражданско-правовых договоров, которые с учетом ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не затрагивают вопросов обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В части страховых взносов, уплачиваемых в Фонды, необходимо учитывать, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2011 N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г." проиндексирована предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Предельный размер выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица за расчетный период, с которого начисляются страховые взносы, увеличился с 463 тыс. до 512 тыс. руб.

В связи с изменениями, внесенными в ст. 46 Закона N 212-ФЗ, штраф за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам формы 4-ФСС (далее - Расчет) составляет 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Обращаем внимание, что штраф за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом срок расчета в указанных размерах применяется к правонарушениям, совершенным после 1 января 2012 г. Кроме того, необходимо отметить, что с 1 января 2012 г. указанный штраф рассчитывается от суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленной к уплате, то есть без учета произведенных страхователем расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

Частью 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ введена ответственность страхователей за несоблюдение порядка представления Расчета в электронном виде в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 200 руб.

Кроме того, вводится ответственность за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и закрытии счета в банке в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ). До 1 января 2012 г. плательщики страховых взносов могли привлекаться только к административной ответственности за несообщение указанных сведений (ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ).

Также с 1 января 2012 г. штраф за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в территориальный орган Фонда документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, увеличен с 50 до 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).

ФСС РФ 27.01.2012 утверждена Спецификация на обмен данными в электронном виде о факте, параметрах нетрудоспособности и других сведений, необходимых для расчета пособий и осуществления выплат. Версия 1.5. Документ регламентирует структуру и формат данных, необходимых для расчета и выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294. Документ регламентирует обмен данными в электронном виде. Поскольку реестр данных, передаваемых страхователем в ФСС РФ, представлен в виде файла формата XML в соответствии с представленными сценариями взаимодействия, на нашем диске мы его не разместили.

Утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате пособия по беременности и родам в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по беременности и родам либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ.

Внесено изменение в Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14.03.2008 N 57 "Об утверждении форм и Порядка представления отчетов об использовании субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан". Если дата представления отчета приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчета считается первый рабочий день, следующий за ним.

С 1 января 2012 г. коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2012 г., составляет 1,06.

Продолжает возникать много вопросов в связи с новой формой листка нетрудоспособности, поэтому ФСС РФ продолжает активно разъяснять нюансы его оформления.

Кроме того, ФСС РФ подготовил обзор ответов на вопросы по применению положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"), согласованный с Департаментом развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России. Рекомендуем непременно ознакомиться.

Пенсионное обеспечение

Физические лица (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, индивидуальные сведения, ранее представлявшие один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, с 1 января 2012 г. не представляют.

Если физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, осуществляет предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на работах в особых или вредных условиях труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, то с целью учета своих пенсионных прав до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, оно может представить в территориальный орган ПФР по месту регистрации сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (по форме СЗВ-6-1) за соответствующий отчетный период вместе с копией платежного документа и с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам (по форме РСВ-2 ПФР).

Утверждены Правила исчисления среднемесячной заработной платы, исходя из которой рассчитывается размер ежемесячной доплаты к пенсии гражданам Российской Федерации, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Белоруссии и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России.

Принят коэффициент индексации с 1 февраля 2012 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,07.

Судебные решения

Мы включили в обзор Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2012 N 59-В11-17, которое будет важно работодателю, так как там выводится, что в иске о возмещении ущерба, причиненного работником, отказано правомерно, так как работодателем при исчислении сумм, причитающихся ответчику при увольнении, счетных (арифметических) ошибок не было допущено; наличие виновных и недобросовестных действий со стороны ответчика не установлено, также на диске размещены определения и решения Конституционного Суда, которые не повлияли на законодательство, но будут интересны работодателям.

Ряд документов, принятых, подписанных и даже зарегистрированных в Минюсте России, мы все же не публикуем, чтобы не вводить в заблуждение читателей, так как они вступают в действие через некоторое время после официальной публикации, а официальной публикации еще не было.

Известно, что задержка в официальном опубликовании нормативного акта на практике может достигать нескольких месяцев и, если читатели начнут применять какой-нибудь нормативный акт раньше времени, особенно касающийся страховых выплат, могут возникнуть различные проблемы. Поэтому в состав диска включены только документы, либо уже вступившие в действие, либо вступление которых в действие уже определено конкретной датой.

В. Пустозерова

заместитель главного редактора,

эксперт журнала

"Кадровик"

Подписано в печать

  • Трудовое право

Ключевые слова:

1 -1

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Обзор мы начнем с обзора изменений в нашем главном документе — ТК РФ. В апреле Федеральным законом от 01.04.2012 N 27-ФЗ законодатель дополнил ограничения для занятий педагогической деятельностью, включив в перечень преступлений, за которые граждане не допускаются к педагогической деятельности, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Теперь к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Не представляется, что именно данное дополнение сильно повлияло на педагогический состав, однако весь этот абзац ст. 331 проредил российские школы, так как педагоги такие же люди, как и все, и среди них было не так уж и мало тех, кто в юности подвергся уголовному преследованию. Перед началом учебного года во многих школах возникли проблемы. Не знаю, как разрешится эта проблема, но несколько странно ожидать от педагогов полнейшей чистоты и избранности, притом что возможности отбирать самых-самых у школ нет даже при повышении заработной платы, так как она в среднем все равно сильно уступает заработной плате работников других специальностей.

Федеральный закон от 23.04.2012 N 35-ФЗ изменил количество праздничных дней на новогодние каникулы, причем на первый взгляд один день добавился. На практике же количество дней отдыха на Новый год сократится, так как перенос выходных дней, совпадающих с праздничными, именно в этот период изменен. Эти дни Правительство РФ будет добавлять к другим по собственному усмотрению. По предварительным заявлениям, можно предположить, что эти дни будут добавлены к майским праздникам, но необходимо дождаться издания нормативного акта.

Также была скорректирована ст. 136, к списку того, о чем обязан письменно извещать работника работодатель при выплате заработной платы, добавились компенсации и все прочие выплаты. Кроме того, перечень стал лучше сформулирован:

«При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате».

Несмотря на то что мы говорим в этой части о ТК РФ, все же уместно упомянуть об изменении в ГПК РФ, поскольку оно сделано этим же Законом и тесно связано с вышеупомянутым изменением в ст. 136 ТК РФ. В ст. 122 «Требования, по которым выдается судебный приказ» ГПК РФ теперь говорится, что судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику; заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику.

Напомним, что судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Сложные отношения в области спорта подверглись очередной корректировке, скорее всего, не последней. Федеральный закон от 28.07.2012 N 136-ФЗ дополнил нормы ТК РФ обязанностью спортсмена, тренера предупреждать работодателя о расторжении трудового договора по их инициативе (по собственному желанию) в срок, установленный трудовым договором. Можно ли установить любой срок в трудовом договоре по усмотрению сторон? Нет. Для уточнения к ст. 348.12 сделано дополнение о том, что этот срок, превышающий один месяц, должен соответствовать нормам, утвержденным общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим виду или видам спорта, либо для этих категорий спортсменов, тренеров установлены ограничения перехода (условия перехода) в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации, предусматривающие сроки предупреждения о переходе, превышающие один месяц. Продолжительность срока предупреждения о расторжении трудового договора по собственному желанию определяется сторонами трудового договора в соответствии с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим виду или видам спорта.

Утверждено о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще чем один раз в три года.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

б) поступление в федеральную инспекцию труда:

— обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

— обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Минтруда России от 09.08.2012 N 50 «Об официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в сети Интернет» сайт www.rosmintrud.ru утвержден официальным сайтом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в сети Интернет.

Занятость: антикризисные мероприятия

Принято Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», утвердившее регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и регистрации безработных граждан.

Трудоспособным гражданам, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, впервые ищущим работу, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней.

Сведения об установленной дате посещения зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц. Зарегистрированные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате посещения указанного учреждения для подбора подходящей работы.

Еще в июне был принят Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Это очень большой документ, но мы сочли нужным разместить его на диске.

Трудовая миграция

Утверждена схема размещения территориальных органов ФМС. Сделаны уточнения в размеры и порядок распределения квот на использование иностранной рабочей силы по регионам России.

Социальное партнерство

На федеральном уровне заключено Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2012 — 2014 годы между Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России» и Российским профессиональным союзом работников атомной энергетики и промышленности.

Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минтруд России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

Письмом Роструда от 16.07.2012 N 2417-ТЗ сделано уведомление о регистрации Соглашения о внесении изменений и дополнений в Отраслевое соглашение по учреждениям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2012 — 2014 годы.

Государственная служба

Издано Постановление Правительства РФ «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации», где сказано, что запреты, предусмотренные ч. 4 ст. 349.1 ТК РФ, распространяются на работников государственной корпорации (государственной компании) и действуют во всех случаях, за исключением запрета, предусмотренного п. 1 этой части, который не распространяется на некоторые случаи участия работников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в органах управления и контроля коммерческих организаций.

Возможно, читателям будут интересны Методические рекомендации «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти», которые разработаны для оказания методической помощи кадровым службам федеральных органов исполнительной власти в проведении ротации федеральных государственных гражданских служащих. В крупных корпорациях некоторые приемы и методы также могут быть использованы.

Издана целая серия достаточно однотипных документов о квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных служащих по различным министерствам. Как обычно, вносятся отдельные изменения в документы о порядке уведомления работодателей о другой оплачиваемой работе, о подаче сведений о доходах и т.п.

Охрана труда

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2012 N 747 внесено изменение в Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки.

Социальное страхование

Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования РФ в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40% установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.

Гарантии, льготы, компенсации

ФФОМС Письмом разъяснил, что базовая программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на заработную плату.

В соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления, утвержденной Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», к подстатье 211 «Заработная плата» относится оплата отпусков, в том числе ежегодных отпусков. Таким образом, оплата ежегодного оплачиваемого отпуска работников медицинских организаций, в том числе с учетом выплат региональной программы модернизации здравоохранения в 2013 г., осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

Пенсионное обеспечение

Пока проект пенсионной реформы находится на экспертизе, пока все ждут принятия нормативных актов, глобально изменяющих подход к пенсионному обеспечению, обращаем внимание читателей на небольшие изменения в существующих действующих нормативных актах.

Внесено изменение Приказом Минфина России в форму извещения о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета, направляемого лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования. Теперь там указываются дополнительные сведения о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов (части индивидуального лицевого счета, в которой учитываются сведения о средствах, поступивших на формирование накопительной части трудовых пенсий) в соответствии с формой извещения, утв. Приказом Минфина России от 18.10.2010 N 127н.

Застрахованное лицо должно быть проинформировано также о результате инвестирования средств выплатного резерва (обособленной части средств пенсионных накоплений, сформированной для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости), а также о видах выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений.

Государственные услуги в сфере труда

Весной 2012 г. специалисты по трудовому праву и праву социального обеспечения наконец-то «получили» отдельное Министерство труда и социальной защиты. В июне было принято Положение, определяющее его место в органах исполнительной власти, чем оно занимается, какими полномочиями обладает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России).

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.

Постановлением Правительства РФ принято Положение о ФМС. Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

За прошедший период были зарегистрированы в Минюсте принятые раньше документы, среди которых много административных регламентов предоставления различных государственных услуг в сфере труда, например Административный регламент по предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц через страхователей и организации анкет с целью регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и заявлений, Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и т.д.

Судебные решения

Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2012 N 1763-р «Российская газета» и интернет-портал «Российской газеты» (www.rg.ru) определены в качестве источников официального опубликования решений Суда Евразийского экономического сообщества. Решения Суда подлежат официальному опубликованию в одном из указанных источников в течение 30 дней со дня получения решений.

Признан недействующим п. 24 Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1045, в той части, в которой работники иных, не поименованных в данной норме федеральных государственных учреждений и члены их семей лишаются права на выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455. Также Верховным Судом РФ признан недействующим разд. II «Порядок применения ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений» Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений.

Ряд документов, принятых, подписанных и даже зарегистрированных в Минюсте России, мы все же не публикуем, чтобы не вводить в заблуждение читателей, так как они вступают в действие через некоторое время после официальной публикации, а официальной публикации еще не было.

Известно, что задержка в официальном опубликовании нормативного акта на практике может достигать нескольких месяцев, если читатели начнут применять какой-нибудь нормативный акт раньше времени, особенно касающийся страховых выплат, то могут возникнуть различные проблемы. Поэтому в состав диска включены только документы, либо уже вступившие в действие, либо их вступление в действие уже определено конкретной датой.

Источник — журнал «Кадровик»

Елена Розанова, директор департамента управления персоналом ООО "Балтийская солодовенная компания"

В 2012 году несколькими федеральными законами были внесены изменения в основной документ, регулирующий трудовые отношения, - Трудовой кодекс Российской Федерации. Эти изменения коснулись трудовых отношений со спортсменами, педагогическими работниками, а также в целом работодателей в их обязанности письменного уведомления работников о составляющих заработной платы (содержанию расчетного листка). Кроме того, нововведения для россиян коснулись нерабочих праздничных дней.

Важным моментом явились изменения последнего периода, касающегося гарантий при расторжении трудового договора для лиц с семейными обязанностями, ранее касавшихся исключительно женщин (подробно - в разделе «Трудовые отношения»).

Важные и долгожданные сдвиги коснулись сферы охраны труда, а именно порядка предоставления льгот и гарантий, связанных с вредными (тяжелыми) условиями труда. Подробнее об изменениях - в разделе «Охрана труда».

На протяжении долгого времени в законодательстве наблюдалось противоречие между одновременно действующими законами - Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 и «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, а также «Инструкцией о порядке применения Списка...», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20. Это противоречие приводило к неоднозначной судебной практике в случае возникновения разногласий между работниками и работодателями в части, касающейся объема и порядка предоставления льгот и компенсаций.

Сейчас, когда наконец-то поступили официальные разъяснения о порядке применения этих законодательных актов, действующих одновременно, работодателям должно стать проще ориентироваться в вопросе установления конкретных льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных (тяжелых) условиях труда. Однако до конца вопрос все же не проработан, за период с 2008 г. по настоящее время все еще не реализован п. 2 Постановления № 870. Министерство труда и социальной защиты РФ так до сих пор и не установило в зависимости от класса условий труда конкретику в отношении сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. Остается надеяться, что в 2013 году эти изменения произойдут.

Итак, об изменениях за последний квартал уходящего года и готовящихся изменениях в 2013 году.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

24.11.2012 г. вступил в силу Федеральный закон № 188-ФЗ от 12.11.2012 г. «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 261 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Изменено наименование статьи 261 ТК РФ, оно изложено в новой редакции как «Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора», и часть четвертая изложена в следующей редакции:

«Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пп. 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 настоящего Кодекса)».

12.11.2012 г. принят Федеральный закон № 185-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» , устанавливающий, что обязательным требованием для получения разрешения на работу иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является подтверждение владения русским языком.

Знание русского языка должны будут подтверждать иностранные граждане, планирующие осуществлять трудовую деятельность в сфере розничной торговли, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.

Непредставление иностранным гражданином документов, подтверждающих владение русским языком, будет являться основанием для отказа в приеме заявления о выдаче ему разрешения на работу.

Закон вступает в силу 1 декабря 2012 года и действует в отношении лиц, заключающих новые трудовые договоры.

Необходимый уровень владения русским языком должен быть подтвержден одним из следующих документов:

Сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку;

Документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), если в данном документе имеется запись об изучении русского языка, выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории Российской Федерации, с нотариально удостоверенным переводом данного документа на русский язык;

Документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года, а также выданным образовательным учреждением на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.

Подтверждение владения русским языком не требуется для граждан иностранных государств, в которых русский язык является государственным (Казахстан, Киргизия и др.).

Вышло Постановление Правительства РФ от 15.10.2012 № 1048 «О переносе выходных дней в 2013 году».

В 2013 году россияне будут отдыхать 10 дней в новогодние праздники, 5 дней - в Праздник весны и труда и 4 дня - на День Победы.

Переносятся следующие выходные дни:

Таким образом, период зимнего отдыха составит 10 дней - с 30 декабря 2012 года по 8 января 2013 года (с учетом переноса выходных дней в 2012 году). В мае 2013 года предусматривается пятидневный период отдыха, совпадающий с празднованием Праздника весны и труда, и четырехдневный период отдыха, совпадающий с празднованием Дня Победы.

В соответствии со ст. 112 ТК РФ Правительство РФ вправе переносить выходные дни на другие дни в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней.

15.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации».

Данным законом уточнены порядок заключения и содержание соглашений между представителями работников и работодателей.

Более подробно регламентировано содержание соглашений. Положения соглашения, регулирующие оплату труда, должны включать вопросы установления размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы.

Кроме вопросов оплаты труда, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха, развития социального партнерства, включение в соглашения которых предписывалось Трудовым кодексом РФ и ранее, в соглашения в обязательном порядке также должны будут включаться вопросы гарантий, компенсаций и льгот работникам, вопросы занятости, условий высвобождения работников, повышения квалификации работников, в том числе в целях модернизации производства. Под развитием социального партнерства теперь должно пониматься в том числе и участие работников в управлении организацией.

Установлены полномочия государственных и местных органов по регистрации в уведомительном порядке коллективных договоров и соглашений.

Также 15.12. 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании».

В Трудовом кодексе РФ появились понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт».

Квалификация работника представляет собой уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт - это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности.

Предусмотрено, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

ОХРАНА ТРУДА

01.10.2012 г. Минтруда России предоставило «Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870».

Работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установить повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Сообщается, что до реализации Министерством труда и социальной защиты РФ поручения, указанного в п. 2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 №N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Верховный Суд РФ вынес Определение от 01.11.2012 № АПЛ12-651.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ отменила Определение о признании недействующими нормативных правовых актов СССР, устанавливающих право на дополнительный отпуск работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.

Определением Верховного Суда РФ от 04.04.2012 № АКПИ12-317 было прекращено производство по делу о признании недействующими отдельных положений Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», и Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20).

В данном Определении было указано, что в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ, не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу РФ и являются недействующими.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ указала: при вынесении определения судом не учтено, что изменение федеральным законодателем порядка установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, не исключает применение нормативных правовых актов бывшего Союза ССР, устанавливающих Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо иной нормативный правовой акт, заменяющий данные акты бывшего Союза ССР.

ГОТОВЯТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Применительно к трудовым отношениям интересны изменения, касающиеся главного бухгалтера организации.

Главный бухгалтер обязан (ч. 4 ст. 7):

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет (при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет);

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу Закона № 402-ФЗ возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 30).

Государственная дума приняла Федеральный закон от 03.12.2012 № 232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», подготовленный Минтрудом России.

Согласно документу, с 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда вырастет до 5205 рублей в месяц. Сегодня МРОТ составляет 4 611 рублей, таким образом, увеличение составит почти 13%.

С 1 января 2013 года Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» установлена новая система тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Принятым Законом предусматривается в том числе:

установление дифференцированных дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от вида работ, в которых заняты застрахованные лица (например, для подземных работ, работ с вредными условиями труда, в горячих цехах в 2013 году - 4 процента, 2014 году - 6 процентов, начиная с 2015 года - 9 процентов; на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, дающих право на назначение досрочной пенсии, в 2013 году - 2 процента, в 2014 - 4 процента, с 2015 года - 6 процентов);

введение фиксированного тарифа страховых взносов на обязательное страхование и страхование для самозанятых лиц в процентах от МРОТ.

1. Социальная сфера

1.1. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева» № 28-П от 15 декабря 2011 г. Предметом рассмотрения Конституционного Суда явилось положение части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым гарантия в виде запрета расторжения трудового договора по инициативе работодателя (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или совершением работником виновных действий) предоставляется (1) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, и (2) другим лицам, воспитывающим детей того же возраста без матери. Конституционный суд указал, что оспариваемые нормы предоставляют названную гарантию работающей женщине только исходя из факта наличия у нее ребенка до 3-х лет (т. е. независимо от ее семейного положения, совместного или раздельного проживания с его отцом, наличия или отсутствия дохода в семье и т. п.). Что же касается отца такого ребенка, запрет на указанное увольнение распространяется на него только в том случае, если он занимается воспитанием ребенка без матери. Соответственно, рассматриваемая норма Трудового кодекса РФ позволяла уволить отца ребенка в возрасте до трех лет по инициативе работодателя, в частности, по сокращению численности или штата работников, даже если отец являлся единственным кормильцем в многодетной семье, а мать в связи с необходимостью осуществления ухода за детьми не работала. Конституционный Суд указал, что предоставление гарантии, закрепленной в части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто - мать или отец - работает (состоит в трудовых отношениях), а кто осуществляет уход за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, может приводить - в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости - к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей. Таким образом, положение части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

1.2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 300-ФЗ от 6 ноября 2011 г.

Уточняется, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу рассчитывается по итогам работы страхователя за 3 года, причем при расчете учитываются, в том числе, результаты аттестации рабочих мест и обязательных медицинских осмотров. Скидка к страховому тарифу не устанавливается, если наступил страховой случай со смертельным исходом. Также устанавливается обязанность страхователя сообщать в Фонд социального страхования сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах (правила предоставления указанной информации должны утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ).

1.3. Изменение порядка расчета пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. С 1 января 2011 г. Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 343-ФЗ от 8 декабря 2010 г. введен новый порядок расчета пособий по беременности и родам и по уходу за детьми до полутора лет. Согласно ему расчетный период для определения среднего дневного заработка увеличивается до 2 календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая. Средний дневной заработок определяется как сумма заработка за 2 года, разделенная на 730 (дней). В соответствии с прежним порядком расчетный период составлял 12 календарных месяцев, а средний дневной заработок определялся как сумма заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску по беременности и родам и/или отпуску по уходу за ребенком до полутора лет, разделенная на количество фактически отработанных дней. Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 21-ФЗ от 25 февраля 2011 г., застрахованным лицам предоставлено право выбора наиболее выгодного варианта

расчета соответствующих пособий. Так, если отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком наступит в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г., по заявлению застрахованного лица соответствующее пособие назначается, исчисляется и выплачивается в соответствии с прежним порядком.

С 2013 г. изменяется новый порядок расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет. Сумма начисленного заработка будет разделяться не на 730 дней, а на количество дней в 2 календарных годах, предшествующих году наступления страхового случая, за исключением определенных периодов (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, дополнительных оплачиваемых выходных для ухода за ребенком-инвалидом; освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы).

1 марта 2011 г. было принято Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 120. Изменения связаны с поправками в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», описанными выше. Новая редакция соответствующих норм Положения повторяет норму закона о том, что пособия исчисляются исходя из среднего заработка за 2 года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у других страхователей, или за иной период (в установленных случаях). При этом, в случае если в 2 календарных годах (или в одном из годов), непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению такого лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Положение также устанавливает, что (1) в случае если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка, а также (2) в случае если средний заработок в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (на день наступления страхового случая).

2. Миграционное законодательство

ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» № 186-ФЗ. Сторонами Соглашения выступают Правительства России, Белоруссии и Казахстана. Ратифицированное Соглашение определяет права и обязанности трудящихся - мигрантов и членов их семей, порядок ведения ими трудовой деятельности, закрепляет социальные гарантии для данных лиц. В частности, Соглашение предусматривает, что трудящимся-мигрантам не требуется получать разрешение на трудовую деятельность, а также, что работодатели могут привлекать их к трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. Данные лица и члены их семей освобождаются от регистрации по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в государство трудоустройства, а срок их временного пребывания определяется периодом, в течение которого действует трудовой договор. При этом если последний расторгается досрочно по истечение 90 суток с даты въезда, то мигрант вправе в течение 15 суток заключить новый договор, в том числе с другим работодателем.

2.2 Значительные изменения произошли в правилах миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее совместно именуются «иностранные граждане»). С 15 февраля 2011 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 385-ФЗ от 23 декабря 2010 г., которым высококвалифицированным специалистам и членам их семей предоставлена возможность не вставать на учет по месту пребывания в течение 90 дней с момента въезда на территорию Российской Федерации, а также им не нужно уведомлять миграционную службу при смене места пребывания на срок не более 30 дней. Встать на учет надо лишь по истечении указанных периодов в течение 3 рабочих дней (в соответствии с более поздними изменениями, в течение 7 рабочих дней). Названным Федеральным законом был также уточнен порядок снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания, в частности, отменена обязанность принимающей стороны при убытии такого лица представлять в миграционную службу отрывную часть бланка уведомления о прибытии. В соответствии с новыми правилами иностранный гражданин снимается с миграционного учета после получения информации о постановке его на учет по новому месту пребывания от территориального органа ФМС России, или при получении информации о его выезде из России от пограничных органов.

2.3 Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 42-ФЗ от 20 марта 2011 г. с 3 до 7 рабочих дней увеличен срок, в течение которого временно проживающий (находящийся) в России иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания. Аналогичным образом изменен срок подачи в миграционный орган уведомления о прибытии указанного лица в место пребывания.

3. Новый бланк листка нетрудоспособности и правила его заполнения Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности» № 347н от 26 апреля 2011 г. и «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» № 624н от 29 июня 2011 г. утверждены форма нового бланка листка нетрудоспособности и порядок его заполнения. Так, часть данных в новом листке нетрудоспособности должна быть представлена в виде кодов (например, причина нетрудоспособности, виды нарушений режима и т.п.). В отличие от старого листка нетрудоспособности, к заполнению нового бланка листка нетрудоспособности предъявляется много исключительно технических требований (заполнение листка в пределах ячеек печатными буквами или с применением печатающих устройств, чернилами определенного цвета и т.д.). В новом бланке листка нетрудоспособности появились и новые поля (например, ИНН и СНИЛС работника). При наличии в листке нетрудоспособности ошибок, допущенных медицинской организацией, такой листок нетрудоспособности считается испорченным и взамен него выдается новый.

4. Минимальный размер оплаты труда Федеральным законом «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 106-ФЗ от 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 4 611 рублей (с 1 июня 2011 г.). «Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей» от 30 ноября 2011 г. предусматривает поэтапное повышение минимального размера оплаты труда в г. Москве - до 11 300 рублей с 1 января 2012 г. и до 11 700 рублей с 1 июля 2012 г.

5. Новое Московское трехстороннее соглашение на 2012 г.

Московское трехстороннее соглашение на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей предусматривает снижение уровня безработицы, который не должен превышать 1% экономически активного населения города. В соответствии с Соглашением планируется также оптимизировать привлечение иностранных работников с учетом развития экономики города и роста производительности труда, при этом долю иностранных работников в численности занятого населения планируется поддерживать на уровне, не превышающем 3,2%. Стороны обязуются не допускать задержек выплаты заработной платы работникам, а также обеспечить начисление и выплату компенсации за задержку выплаты заработной платы, при этом указанная компенсация должна устанавливаться в размере не ниже одной двухсотой ставки рефинансирования.

6. Изменения Трудового кодекса Российской Федерации

6.1 Федеральным законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» № 353-ФЗ от 30 ноября 2011 г. были закреплены особенности регулирования труда лиц, занятых на подземных работах. Под работниками, занятыми на подземных работах, понимаются работники, непосредственно осуществляющие добычу полезных ископаемых подземным способом, а также работники, занятые на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений и аварийно-спасательных работах в них (кроме подземных сооружений, строящихся открытым способом), за исключением работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена. Принимаемые на указанные работы должны удовлетворять квалификационным требованиям соответствующих справочников, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Обязательным условием приема на работу является отсутствие медицинских противопоказаний, соответственно, при приеме на работу проводится медицинский осмотр (обследование). Занятые на подземных работах обязаны проходить медицинские осмотры в начале, а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Осмотры в начале рабочего дня (смены) обязательно проводятся для всех работников, а в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) - при необходимости. Целью осмотров в течение и (или) конце рабочего дня (смены) является диагностика и предупреждение профессиональных заболеваний, а также выявление возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения у работников, занятых на работах на взрывопожароопасных объектах. За нарушение установленных правил работодатель вправе отстранить работника от работы.

6.2 Федеральным законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров» № 334-ФЗ от 22 ноября 2011 г. внесены поправки в положения Трудового кодекса, регулирующие рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров. Указанные поправки не несут кардинальных изменений, однако более подробно регламентируют проведение отдельных примирительных процедур, а также устанавливают более благоприятные для работников сроки процедур. В частности, работодатель обязан сообщить о принятом решении по результатам рассмотрения требований работников в течение двух рабочих дней со дня их получения (ранее - в течение трех рабочих дней); срок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника теперь составляет на локальном уровне социального партнерства до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства - до пяти рабочих дней (ранее указанный срок составлял до семи рабочих дней со дня приглашения посредника). Помимо прочего, значительное25.1 внимание законодателя уделено положениям закона о трудовом арбитраже, а также проведению переговоров при уклонении одной из сторон от участия в примирительных процедурах.

error: